Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция7. Система управления персоналом организации

2.6.

4. Анализ в преддверии разработки проекта или создания новой организации.

 

Разработка планов — весьма сложный и трудоемкий процесс, включающий тщательное изучение и анализ настоящего и прошлого организации (если есть), предвидение новых факторов и явлений хозяйственной деятельности. Перспективный анализ как разведка будущего и научно-аналитическая основа перспективного плана на данном этапе тесно смыкается с прогнозированием.

Разработка перспективного плана организации, а значит и анализ перспективы, начинается с изучения:

- спроса на данную продукцию;

- возможности организации в отношении ее производства;

- возможностей организаций, выпускающих аналогичную продукцию;

- возможностей поставщиков и многие другие вопросы.

На основе проведенного анализа нужно определить потребность в средствах и предметах труда, в рабочей силе; оценить ожидаемые экономические результаты хозяйственной деятельности организации; себестоимость, прибыль, рентабельность, показатели финансового состояния.

Необходимость составления планов определяется многими причинами. Выделим три из них, являющиеся, по нашему мнению, основными:

· неопределенность будущего;

· координирующая роль плана;

· оптимизация экономических последствий.

Действительно, если бы будущее организации или проекта было абсолютно предопределенным, не было бы нужды постоянно разрабатывать планы, совершенствовать методы их составления и структурирования. Отсюда, кстати, видно, что главная цель составления любого плана - не определение точных цифр и ориентиров, поскольку сделать это невозможно в принципе, а определение по каждому из важнейших направлений некоторого "коридора", в границах которого может варьировать тот или иной показатель.

Смысл координирующей роли плана состоит в том, что наличие хорошо структурированных, детализированных и взаимоувязанных целевых установок дисциплинирует как перспективную, так и текущую деятельность, приводит ее в определенную систему, позволяет хозяйствующему субъекту работать без существенных сбоев.

Последняя причина составления планов заключается в том, что любое рассогласование деятельности системы требует финансовых затрат (прямых или косвенных) на его преодоление. Вероятность наступления подобного рассогласования гораздо ниже, если работа осуществляется по плану; кроме того, и негативные финансовые последствия менее значительны.

 

В современных условиях Анализ в преддверии разработки проекта или создания новой организации — это начальный этап планирования. Он выявляет наиболее вероятные пути развития ситуации, дает базу для выбора и обоснования плановых решений на любом уровне управления.

Основой для разработки планов организации должна служить оценка намечаемых действий с учетом существующих экономических и производственных условий и имеющихся в распоряжении хозяйствующего субъекта ресурсов, а также характера рынка, который, как предполагается, будет преобладающим в течение срока действия плана.

 

План представляет собой ориентир, к которому необходимо стремиться организаторам проекта либо руководителям организации и одновременно критерий оценки успешности осуществления данного проекта либо результатов деятельности организации.

Стратегическое планирование осуществляется на долгосрочную перспективу и подразумевает формулирование целей, задач, масштабов и сферы деятельности предприятия на качественном уровне или в виде весьма общих количественных ориентиров.

О стратегическом планировании мы уже говорили. Тут следует подчеркнуть, что стратегический анализ является важнейшим этапом стратегического планирования. Базой разработки стратегического плана в рыночных условиях становится анализ перспектив развития организации или проекта при определённых предположениях об изменении внешней среды, в которой она находится.

Стратегическое планирование направлено на адаптацию деятельности организации к постоянно меняющимся условиям внешней среды, на устранение возникающих угроз и на извлечение выгод из предоставляемых возможностей. Но для того, чтобы такую адаптацию осуществить, для того, чтобы прогнозировать изменения внешней среды, надо эту среду, как минимум, изучить.

Практика показывает, что те редкие организации, которые проводят стратегический анализ и учитывают его результаты при планировании, добиваются серьёзных творческих и организационно-экономических результатов.

Тактическое планирование осуществляется на среднесрочную перспективу (1-5 лет) и определяет ресурсы, необходимые предприятию для вступления на избранный стратегический путь.

Тактическое планирование чаще всего осуществляется в форме бизнес-планов. В нашей стране этот термин стал широко использоваться лишь с начала 90-х годов, однако к настоящему моменту любой более или менее крупный проект предваряется разработкой детального бизнес-плана.

Бизнес-план - это документ, в концентрированной форме отражающий ключевые показатели, которые обосновывают целесообразность некоторого проекта, четко и наглядно раскрывающий суть предполагаемого нового направления деятельности организации. Отсутствие такого документа приводит к неэффективному распределению финансовых и материальных ресурсов; не позволяет сконцентрировать усилия всего персонала на решении наиболее перспективных задач; создает сложности для проведения эффективного контроля из-за отсутствия другого обобщающего документа, позволяющего оценить степень отклонения фактически достигнутых результатов от запланированных.

С позиции экономической теории этот документ выполняет четыре функции.

Первая функция связана с возможностью использования бизнес-плана для формирования концепции развития, т.е. стратегии бизнеса. Данная функция крайне необходима в период создания организации/проекта, а также при разработке принципиально новых направлений деятельности. В этом случае бизнес-план используется как некое формализованное средство качественного и количественного обоснования целесообразности и правильности выбранного курса.

Вторая функция - собственно планирование. Она служит для экономической оценки выбранного направления деятельности и идентификации ключевых ориентиров, а в случае реализации бизнес-плана - для контроля его выполнения.

Третья функция - привлечение средств. Для того чтобы застраховать себя от вполне возможного невозврата предоставляемых кредитов, банки, как правило, требуют не только гарантий и реального залога, но и тщательно проработанной концепции, стратегии бизнеса. Ни один солидный кредитор или банк не выдадут под новое дело кредиты, если им не будет предоставлен убедительный и обоснованный план работы фирмы. Касается это сейчас и доноров. Поэтому хорошо подготовленный бизнес-план становится одним из ключевых факторов в решении вопроса о привлечении источников финансирования.

Четвертая функция - рекламно-пропагандистская. Она необходима для привлечения к новому делу потенциальных партнеров. В этом случае бизнес-план может разрабатываться как документ, предназначенный для того, чтобы убедить потенциальных партнеров в перспективности будущего дела и возможности личного участия в нем.

Объем, степень детализации и структура бизнес-плана определяются назначением и спецификой хозяйствующего субъекта, его размерами, сферой деятельности. Однако в любом его варианте должны присутствовать ответы на наиболее общие вопросы: кто, что, когда, каким образом, за счет каких средств и насколько эффективно будет осуществлять свой бизнес.

Бизнес-план разрабатывается на год или на более длительный период в зависимости от масштаба целевого проекта. Чем короче планируемый период, тем более детальной должна быть проработка основных аспектов деятельности. В том случае, если проект рассчитан на несколько лет, ключевые показатели и ориентиры для первого года даются в разбивке по месяцам; для последующих лет обычно ограничиваются годовыми данными.

Предшествующий оформлению бизнес-плана анализ можно представить в виде последовательности следующих процедур:

· формирование информационного файла (о внешней среде и о потенциальных партнерах фирмы);

· прогноз положения фирмы на рынке;

· постановка стратегических целей;

· формулирование концепции бизнеса;

· выработка стратегии поведения фирмы на рынке;

· детальная проработка путей реализации выбранной стратегии.

Жестко регламентированных формы и структуры бизнес-плана, естественно, не существует. Они зависят от назначения бизнес-плана, особенностей организации или проекта, выпускаемой продукции/оказываемых услуг и ряда других факторов. Однако любой бизнес-план должен достаточно четко и убедительно осветить следующие вопросы относительно предполагаемого бизнеса:

· сущность бизнеса (проекта);

· материальное, техническое, ресурсное и технологическое обеспечение;

· мероприятия в области маркетинга;

· организация дела, включая его кадровое обеспечение;

· степень надежности и мероприятия по ее повышению;

· финансовое обеспечение.

Оперативное планирование охватывает текущую деятельность предприятия и имеет горизонт не более одного года. Часто представляется в помесячной, подекадной или понедельной разбивке.

Совокупность краткосрочных планов предприятия (до одного года) обычно обозначается термином "бюджет".

Бюджет - детализированный план деятельности организаций на ближайший период (обычно бюджет формируется сроком на один год), который охватывает доход от продаж, производственные и финансовые расходы, движение денежных средств, формирование прибыли предприятия

И ещё раз повторю, что Анализ в преддверии разработки проекта или создания новой организации очень важен и полезен.

Система управления персоналом — система, в которой реализуются все функции управленя персоналом, которая включает в себя следующие подсистемы:

Подсистема общего и линейного руководства, осуществляющая управ­ление организацией в целом, управление отдельными функциональными и производственными подразделениями

Подсистема планирования и маркетинга, выполняющая разработку кад­ровой политики и стратегии управления персоналом, анализ кадрового потенциала, анализ рынка труда, организацию кадрового планирования и прогнозирование потребности в персонале, организацию рекламы

Подсистема управления наймом и учетом персоналом. Осуществляет орга­низацию найма персонала, собеседования, оценки, отбора, учет приема, перемещений, поощрений и увольнения персонала, профессиональную ори­ентацию и организацию рационального использования персонала, управле­ние занятостью, делопроизводство системы упрвления персоналом

Подсистема управления трудовыми отношениями. Проводит анализ и регулирование групповых и личностных взаимоотношений, отношений ру­ководства, управление производственными конфликтами и стрессами, со­циально-психологическую диагностику, соблюдение этических норм и вза­имоотношений, управление взаимодействием с профсоюзами

Подсистема обеспечения нормальных условий труда. Выполняет такие функции, как соблюдение требований психофизиологии и эргономики тру­да, соблюдение требовний технической эстетики, охраны труда, воени­зированной охраны организации и отдельных должностных лиц

Подсистема управления развитием персонала. Осуществляет обучение, переподготовку и повышение квалификации, адаптацию новых работни­ков, оценку кандидатов на вакантную должность, текущую периодичес­кую оценку кадров, организацию рационализаторской и изобретательской деятельности, реализацию деловой карьеры и служебно-профессиональ-ного продвижения

Подсистема управления мотивацией поведения персонала выполняет сле­дующие функции: управление мотивацией трудового поведения, норми­рование и тарификация трудового процесса, разработку систем оплаты труда, разработку форм участия персонала в прибылях, форм морально­го поощрения персонала

Подсистема управления социальным, развитием. Осуществляет органи­зацию общественного питания, жилищно-бытовое обслуживание, разви­тие культуры и физического воспитания, обеспечение охраны здоровья и отдыха, обеспечение детскими учреждениями, организацию социального страхования

Подсистема развития организационной структуры управления

Подсистема правового обеспечения

Подсистема информационного обеспечения системы управления персо­налом

 

Инновации — ключ к успеху и выживанию

Лидеры успешных быстрорастущих компаний понима­ют, что инновации являются стимулятором роста фирмы и что осуществляются они целеустремленными людьми, которых объединяет общий настрой на безостановочный рост и совместная увлеченность решением нестандартных проблем и превращением идей в реальность. Наилучшая гарантия роста фирмы — создание инновационно настроенной ор­ганизации на основе следующих компонентов.

Видение и стратегия, нацеленные на инновации.

Корпоративная культура, поддерживающая инно­вации.

Процессы, практика и системы, поддерживающие инновации.

Команда высшего менеджмента, отвечающая за ин­новации и ведущая за собой организацию.

Кросс-функциональные команды, создающие прин­ципиальные планы инноваций.

Наделенные необходимыми полномочиями подчи­ненные, осуществляющие инновации.

Успех зависит как от того, что ты делаешь, так и от того, как ты это делаешь. Существуют определенные методы, которые могут помочь твоей фирме стать более иннова­ционной.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 7. 3. Маркетинговые исследования | Стратегии маркетинга
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 319; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.424 сек.