Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема статуса и сути психологического закона




Подходы к пониманию закона в психологии

Начнем рассмотрение этой проблемы с того момента, на котором мы остановились в предыдущей главе, — представлений о законе в психологии XX в., когда в период после кризиса ассоциативной психоло­гии образовались новые психологические школы. Но сначала важно указать, что отношение к понятию закона как к строгой закономерно­сти, предполагающей причинно-следственный характер психологиче­ских связей и действующей «всегда и везде», было разным в связи с разделением психологии на области «низших» и «высших» душевных процессов или явлений. Разделение психологии на описательную и объяснительную произошло не по дильтеевскому критерию отказа от звена «спекулятивных» гипотез, а по типу научной практики, различающей решение вопросов о феноменальных свойствах явлений и вопросов об их детерминации.

В статье «Закон и эксперимент в психологии» К. Левин, реализуя идею перехода к галилеевскому мышлению (т. е. классическому пред­ставлению о разделении дедуктивно полагаемых идеальных объектов, воздействующих сил и описываемых с их помощью взаимодействий между реальными явлениями), ввел в психологию представление о кондиционально-генетических законах. Тип «научной практики», которая, по его мнению, всегда важнее «философской идео­логии» исследователя, привел к пониманию, что психологические за­кономерности, выходящие за область психологии ощущений (и далее идущие к процессам памяти и мышления, воли и чувств, т. е. высшим в традиционном1 разделении видов психических явлений), описываются скорее «полузакономерностями» или регулярностями с достаточной долей отклонений от нормального их протекания. Включение статис­тических методов для оценивания разброса данных привело к тому, что в метод обоснования (доказательства законообразного их характе­ра) был введен критерий количества данных.

Этому Левин противопоставил «другую веру в закономерность психического», основанную на содержательном развитии психологических зна­ний. Апеллируя к представлениям Фрейда, вюрцбургской школы, гештальттеории, он противопоставляет ушедшей эпохе «психологии элементов» эпоху «психологии целостностей».

Сущность закона должна соотноситься не с понятием множества (случаев), а с понятием типа. Для научного описания в принципе достаточно одного случая, если он является индивидуальным пред­ставителем типа. Тип же отражает каузальные связи в ситуации, или каузально-генетические свойства, которые не сводятся к феноменаль­ным свойствам явлений, доступных непосредственному восприятию. Вывод закономерности на основе множества случаев — проблема ин­дуктивного обобщения. На основе же содержательного развития те­ории возможно различение динамических факторов, одинаково при­чинно действующих в различных ситуациях. То есть закон может кондиционально-генетически объяснять последовательности внеш­не совершенно разнородных процессов как представляющие один и тот же тип. И напротив, внешне (фенотипически) схожие процессы могут существенно отличаться по структуре своей каузальной обу­словленности. Распознавание «действительных» целостностей, по Ле­вину, — это и есть предпосылка «для установления законов психиче­ских процессов». Закон отражает тем самым каузально-генетический тип процесса. Решающим для каузально-генетических взаимосвязей является «величина и длительность существования системы сил, определяющих обсуждаемый процесс. Однако мы не имеем здесь воз­можности вдаваться в этот вопрос о зависимости целостных процес­сов от динамических в узком смысле слова факторов».

Учитывая концептуальные положения школы Левина, можно гово­рить о формулировке им понятия кондиционалъно-генетического за­кона как динамического закона (в представлении сил психологического поля). И в этом понимании важны обе составляющие: 1) общая, свя­занная с пониманием закона как сущности явлений, относимой к их причинно-следственному генезу; 2) специальная для этой теории со­ставляющая — представление о целостностях и динамических силах, стоящих за каузальностью. Таким образом, эта первая развернутая трактовка психологического закона в период дифференциации психо­логических школ показывает, что без содержательного, т. е. концепту­ального представления психологических понятий говорить о законах в психологии бессмысленно. В последующем развитии психологиче­ских методов вероятностной оценке стали уже подвергаться не законы, а статистические гипотезы, отделенные от уровня психологических гипотез и претендующие только на выполнение одного из условий причинного вывода: оценки достоверности, или значимости результа­тов, с точки зрения отвержения гипотез о том, что переменные не свя­заны.

Иной тип психологического закона был предложен в концепции Ж. Пиаже. Он рассмотрел закон как «логическую координацию», от­носимую к тем или иным психологическим (онтологическим) реали­ям. За таким пониманием стояли три методологических основания. Во-первых, декартовское causa sive ratio, что означает утверждение при­чины мыслью, а не выведение закона из природы. Во-вторых, общая ме­тодология, которой придерживался Пиаже: принятие той позиции, что логика может выступать средством описания структур интеллек­та, и в представлении процессов адаптации и аккомодации уравно­весить биологическую и психологические составляющие причинного объяснения. В-третьих, этот психолог был одним из немногих, кто последовательно реализовывал идею атеоретичности психологиче­ского подхода, который черпает свои основания именно из области эмпирии, не будучи отягощенным использованием тех или иных теоре­тических понятий. О мнимости такого рода методологии как «атеоретической» писал уже Выготский.

Развитие психологии в школах XX столетия показало, что психоло­гические законы действительно необходимо стали определяться посредством использования понятий, раскрывающих содержание тео­ретической гипотезы о происхождении процесса. То есть Левин оказался прав если не в смысле определения каузального статуса закона, то в том, что о его сути нельзя говорить безотносительно к содержанию психоло­гической теории. А содержание теорий действительно не совпадало в раз­ных школах. Не динамика сил поля, а механизм опосредствования был предложен Л. С. Выготским для понимания происхождения и структу­ры высших психических функций. И закон, названный впоследствии законом «параллелограмма развития», не может сводиться к его внеш­нему выражению, а фиксирует определенное объяснение этого внешне­го выражения отнесенностью к становлению стимулов-средств, пре­образующих структуру психической функции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 989; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.