Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 14 Типы орфографических ошибок. Система работы над предупреждением и исправлением ошибок

 

1. Классификация ошибок.

2. Диагностика и прогнозирование ошибок.

3. Исправление и предупреждение ошибок.

Ошибки учащихся классифицируются по нескольким основаниям:

I. По разделам орфографической системы:

-ошибки в обозначении звуков буквами;

-ошибки в слитно-раздельных написаниях;

-ошибки в переносе слов со строки на строку;

-ошибки в употреблении заглавных и строчных букв;

-пунктуационные ошибки;

-каллиграфические ошибки, искажения и пропуски букв;

-ошибки, не относящиеся к правописанию: речевые и пр.

II. По причинам допускаемой ошибки:

- ошибки, объясняемые непониманием или неточным пониманием значения слов, их сочетаний или текста;

- ошибки, обусловленные неумением выделять морфемы в слове, найти границы морфем (на стыках морфем);

- ошибки, зависящие от неправильного определения грамматических категорий и форм, например, в падежных окончаниях имен существительных и прилагательных;

- ошибки, возникшие в результате плохого ориентирования в структуре предложения, например, пунктуационные;

- диалектные ошибки;

- ошибки, порожденные орфоэпическим произношением;

- ошибки, вызванные слабой орфографической зоркостью;

- ошибки памяти (в непроверяемых словах);

- ошибки из-за невнимания, случайные замены, описки.

III. Ошибки, относящиеся к принципам орфографии и пунктуации – следствия несоблюдения:

- морфологического и фонематического принципов;

- традиционно-исторического принципа;

- принципа дифференцирующих написаний;

- структурно-синтаксического принципа пунктуации;

- смыслового (логического) или интонационного принципа.

IV. По частотности:

- характерные для многих учащихся;

- индивидуальные.

V. Грубые и негрубые ошибки

Классификация ошибок служит основой для их исправления и предупреждения, для диагностики, выбора тематики повторения.

2.* Диагностика – это исследование частотности и причины ошибок. В результате анализа ошибок строится методика исправления и предупреждения ошибок, прогнозируется дальнейшее обучение, делаются определенные акценты в обучении, выделяются приоритетные темы курса, методы и приемы.

На основе анализа и статистических обобщений установлено, что в начальных классах самыми частотными оказываются:

а) ошибки на безударные гласные, преимущественно в корне слова, на употребление звонких и глухих согласных;

б) ошибки на правописание гласных и согласных в непроверяемых словах;

в) ошибки от слабой орфографической зоркости, от неумения увидеть орфограмму.

Причины ошибок классифицируются так:

первое место – бедность или пассивность словаря, мешающая быстро и правильно находить проверочные слова;



второе место – слабая зоркость: ученик не видит орфограммы, не слышит безударного гласного;

третье место – ученик плохо разбирается в морфемном составе слова, не обнаруживает границ корня в слове.

У каждого типа ошибок – свои причины, и очень важно, чтобы сам ученик, допустивший ошибку, понял ее причину. Это существенно повышает осознание познавательного процесса самим учеником.

3.Согласно школьной традиции, все допущенные учениками ошибки должны быть исправлены. И не только в тетради ученика, но и в его сознании, в его памяти.

1)Наилучший способ исправления – индивидуальная работа, ибо сами ошибки носят личностный, индивидуальный характер. Ученик и учитель вместе проверяют написанное, находят ошибку: учитель создает такую ситуацию, в которой ученик сам находит ошибку, определяет ее тип, анализирует причины. Вместе они выясняют способы проверки и исправления. К сожалению, такая методика отнимает много времени.

2) Другой вариант: учитель проверяет тетради, находит ошибки, отмечает их, но сам исправляет лишь в трудных случаях. В остальных – ограничивается отметкой на полях условными знаками, чтобы ученик сам нашел и исправил ошибку. Операция исправления завершается в индивидуальной работе, помощь учителя – эпизодическая.

При проверке тетрадей нужно помнить, что ошибки, повторяющиеся несколько раз в одном и том же слове, считаются за одну. Различают ошибки однотипные и неоднотипные. Однотипные ошибки исправляются, выносятся на поля и, кроме одной ошибки, обводятся в кружок, т.к. они при подведении итогов не считаются.

* Однотипные – ошибки в словах, написание которых определяется грамматическими показателями (например, падежные окончания имен существительных, личные окончания глаголов, правописание приставок на -з-, -с-).

* Неоднотипные – ошибки, каждая из которых считается отдельной ошибкой. Неоднотипными считаются ошибки в словах, написание которых проверяется своим проверочным словом (например, безударная гласная, сомнительные согласные, непроизносимые согласные).

3) Третий способ – фронтальная проверка написанного общего текста с устным комментированием всех или выбранных (учителем) орфограмм. При этом каждый ученик, прослушивая комментарий, находит свои ошибки и исправляет их при общем наблюдении учителя. Метод удобен для такого класса, где достигнут высокий уровень самостоятельности и сознательности учащихся.

Надо приучать детей работать над допущенными ошибками: после проверки тетради учителем ребенок начинает работу с записи «работа над ошибками» (в 1 классе можно не писать).

Для работы над ошибками, свойственными большинству, на одном из уроков выделяется фрагмент продолжительностью в 20 минут на единую тему: повторение грамматико-орфографической темы, выполнение нескольких упражнений, обсуждение конкретных ошибок, составление примеров и задач самими учащимися и т.д. Такой фрагмент урока проводится обычно после контрольной работы или в конце изучаемой темы по совокупности накопившихся ошибок.

Уместны орфографические минутки («разминки») в начале урока: отчетливое проговаривание 5-10 слов, в которых ранее многими допускались ошибки. Практикуется также включение таких слов в упражнения, выполняемые устно или письменно на уроке. Также ученику задаются вопросы по его прежним ошибкам, когда он вызван отвечать к столу учителя или к доске.

Полезна для предупреждения ошибок работа с орфографическими словарями.

Способы предупредительной работы:

- на основе диагностики допущенных ошибок выделение «опасных» правил, слов, их сочетаний, типов орфограмм;

- соответствующие акценты в процессе изучения курса: усиление внимания к тем темам, вопросам, которые труднее усваиваются;

- отчетливое выделение перечня трудных слов для каждого класса, включение их в упражнения, вывешивание плакатов с этими словами и пр.;

- поощрение тех учащихся, которые сами преодолевают свои ошибки;

- воспитание уверенности учащихся в возможности достижения высокого уровня грамотного письма.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Лекция 14 Типы орфографических ошибок. Система работы над предупреждением и исправлением ошибок

Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 585; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования!
Генерация страницы за: 0.088 сек.