Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социализация личности. Социальная типология личности




Социальная типология личности

 

3.1. Существует несколько классификаций типов личности.

Так, в социологии выделяют модальный, базисный и идеальный типы личности. «Модальным» называют усредненный тип личнос­ти, который реально преобладает в данном обществе. Под «ба­зисным» понимается тип личности, который наилучшим образом отвечает потребностям развития общества. «Идеальный» тип лич­ности не привязан к конкретным условиям и рассматривается как эталон личности будущего.

В разработку социальной типологии личности большой вклад внес американский социолог и психолог Э. Фромм (1900—1980), который создал концепцию социального характера.

3.2. Кроме того, в современной социологии получило широкое распростране­ние выделение типов личности в зависимости от их ценностных ориентаций. «Традиционалисты» ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания. Такие качества, как самостоятельность и стремление к самореализации, у данного типа личности выражены весьма слабо.

У «идеалистов», наоборот, сильно выражены независимость, критическое отношение к традиционным нормам, установки на саморазвитие и пренебрежение авторитетам.

«Реалисты» сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и самоконтролем.

3.3. Важно рассматривать и другой аспект характеристики личности.

Харизматическая личность – личность, наделенная в глазах последователей авторитетом, источник которого – исключительные качества.

Харизма – (греч. Charisma – благодать, дар божий)

1) в религиозном сознании мистическое свойство, ниспосланное свыше и выделяющее его обладателя из массы верующих (например, пророческий дар, магические способности).

2) М. Вебер ввел этот термин в социологию для характеристики психологии авторитета – законного господства (легитимизма). Харизматический авторитет данной власти не связан с нормами. Он базируется на вере подданных в особые качества харизматической власти. Лидер сам верит в свое призвание. Харизма подтверждается каким-то знамением, чудом. Сомнение в харизме лидера (вождя) – святотатство. В трактовке М. Вебера харизматическое лидерство носит личный характер, строится на эмоциональной основе, играет новаторскую роль, но недолговечно и с течением времени рутинизируется.

 

Социализация личности – это процесс включения личности в общество, усвоения ею общественного опыта, культурных ценностей, социальных ролей, норм и правил поведения. На ос­нове социализации происходит формирование социально значи­мых качеств личности, позволяющих ей принимать полноцен­ное участие в жизни общества.

Термин «социализация» соответствует концепции, согласно которой человек (ребенок) изначально асоциален или его социальность сводится к потребности в общении. В этом случае социальность – это процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли. Считается, что такой взгляд на развитие социальности характерен, прежде всего, для психоанализа.

Социализация не сводится к традиционным понятиям «воспитание» и «образование»; она продолжается в течение всей жизни человека и охватывает все процессы воздействия на него со стороны социального окружения. При этом результаты социа­лизации во многом зависят от социальной активности самой личности, которая не должна оставаться лишь пассивным объектом разнообразных общественных воздействий.

Социализация включает в себя ряд этапов, каждый из кото­рых имеет свою специфику. Этот вопрос по-разному трактуется социологами. Одни исходят из того, что главным показателем зрелости личности служит ее трудовая деятельность и поэтому выделяют такие три основных этапа социализации: дотрудовой, трудовой и послетрудовой (пенсионный). Другие подразделяют социализацию на два самых общих этапа: период первичной со­циализации (от рождения до формирования личности) и период вторичной социализации (развитие личности на стадии ее соци­альной зрелости). Третьи предлагают деление социализации в зависимости от жизненных циклов человека (детство, юность, зрелость, старость).

В любом случае социализация наиболее интенсивно осуществляется на начальных этапах, когда формируется личность ребенка, его подготовка к взрослой жизни. Особенно велика здесь роль родителей и других членов семьи — первич­ных агентов социализации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 808; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.