Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальный контроль. Социология образования




Социология образования

Как особая дисциплина социология образования сформировалась на рубеже XIX-XХ веков. В своих работах Э. Дюркгейм, Д. Дьюи и другие социологи обратили внимание на необходимость специального анализа тех проблем, которые затрагивали роль, назначение и функции образования.

В отечественной социологии первые попытки анализа состояния образованности населения связаны с деятельностью земских статистиков, которые всесторонне и основательно описали состояние школьного дела в России. Однако собственно социологические работы по проблемам образования появились в России только в XX веке. Исследования советских социологов в 20-е годы содержали предложения, касающихся обучения работающей молодежи, подготовки новой интеллигенции, реализации программы ликвидации неграмотности (Е.А. Кабо, Л.Е. Минц, В.С. Овчинников и др.).

Интенсивное развитие социология образования получила в конце 60-х – начале 70-х годов. Работы Ф.Р. Филиппова, В.Н. Турченко, В.Н. Шубкина были первыми, в которых анализировались как общие, так и специфические вопросы образования. Несколько позднее эту группу исследователей пополнили такие видные представители советской социологии как Н.А. Аитов, М.Х. Титма, В.Т. Лисовский, В.И. Файнбург и др.

Затем социология образования расширила свое влияние: исследования проблем высшей школы были проведены Л .Я. Рубиной, С.И. Григорьевым, В.Г. Харчевой, Ю. Леонавичюсом, средней школы и учительства – Л.Г. Борисовой, Ф.Г. Зиятдиновой, А.М. Гендиным, М.И. Сергеевым, И. Кенкманом, роль профессионального образования рассматривали А.А. Овчинников, Д.Л. Константиновский, И.В. Бестужев-Лада, В.Э Шерега и др.

Большой всплеск исследований по социологии среднего образования породили попытки его реформирования в 70-90-е годы XX в. В этих работах был осуществлен обстоятельный анализ происходящих изменений, а также тех препятствий, которые стояли на их пути. Образование является объектом и предметом изучения ряда наук: педагогики, психологии, философии, истории, экономики, социологии.

Социология опирается на обобщенную информацию, которую не может игнорировать ни одна из наук: что собой представляет система образования, численность обучающихся и преподавателей в целом и по отдельным формам, инфраструктура образования, сравнение с другими странами и т.д. Вместе с тем социология имеет свои специфические задачи:

· изучение потребностей в образовании, понимание и оценка его роли в жизни общества и личной жизни;

· оценка уровня и качества знаний в контексте их социальной значимости;

· отношение общества и обучающихся к образованию, изучение его социальной ценности;

· выявление роли образования как фактора социального статуса;

· определение степени его влияния на динамику духовных потребностей и интересов.

Социальный контроль — способ саморегуляции системы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляю­щих ее элементов посредством нормативного (в том числе правового) регулирования.

Система социального контроля включает два основных элемента: нормы и санкции. Социальные нормы — это предписа­ния, требования, правила, определяющие границы допустимого поведения людей в обществе.

Социальные нормы выполняют в обществе следующие функции:

• регулируют общий ход социализации;

• интегрируют личность в социальное окружение;

• служат образцами, эталонами соответствующего поведения;

• контролируют отклоняющееся поведение.

Нормы выполняют свои функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют — как стандарты поведения (обязанности, правила) или как ожидания поведения (реакция других людей). Например, защита чести и достоинства чле­нов семьи составляет обязанность каждого мужчины. Здесь речь идет о норме как стандарте должного поведения. Этому стан­дарту соответствует вполне конкретное ожидание членов семьи, надежда на то, что их честь и достоинство будут защищены.

Социальные санкции — это меры поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать нормы и правила поведения.

Выделяют четыре типа санкций:

· формальные позитивные санкции — публичное одобрение со стороны властей, официальных учреждений и организаций (правительственные награды, государственные премии, продви­жение по службе, присвоение ученых степеней и званий);

· неформальные позитивные санкции — публичное одобре­ние, исходящее от неформального окружения, т.е. со стороны родственников, друзей, коллег, знакомых и т.д. (дружеская по­хвала, комплименты, доброжелательное расположение, призна­ние лидерских качеств, положительный отзыв и т.п.);

· формальные негативные санкции — это наказания, предус­мотренные юридическими законами, официальными указами, административными инструкциями и предписаниями (штраф, понижение в должности, увольнение, арест, тюремное заключе­ние, лишение гражданских прав и др.);

· неформальные негативные санкции — наказания, не пре­дусмотренные правовой системой общества (замечание, порица­ние, выражение неудовольствия, разрыв дружеских отношений, недоброжелательный отзыв и т.д.).

 

6.2. Проблема социального контроля связана с проблемой девиантного и делинквентного поведения.

Девиантное (отклоняющееся) поведение — это поступки или действия, которые не соответствуют принятым в данном обществе нормам и правилам поведения.

В социологии под этим термином чаще всего понимают различные типы негативного социального поведения, к ос­новным формам которого относят преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, суицид (повышенный риск совершить самоубийство). По определению американского социо­лога Н. Смелзера, девиантным считается поведение, которое является отклонением от норм социальной группы и влечет за собой изоляцию, лечение, исправление или другое наказа­ние.

Некоторые социологи проводят разграничение между девиант­ным и делинквентным (буквально - преступным) поведением. К последнему относят нарушения норм, подпадающие под категорию противоправного действия.

Существует немало социологических теорий девиантного поведения, среди которых особое место занимает концепция аномии, разработанная основоположником французской со­циологической школы Э. Дюркгеймом. В соответствии с этой концепцией массовое девиантное поведение вызыва­ется аномическим состоянием общества, т.е. распадом суще­ствующей системы социальных ценностей и норм, регулиру­ющих жизнедеятельность людей. В своей работе «Само­убийство» Э. Дюркгейм на большом статистическом матери­але показал, что социальная аномия получает наибольшее распространение в кризисные периоды, когда прежняя ценностно-нормативная система разрушается, а новая еще не сложилась. В результате подрывается стабильность обще­ства, социальные связи становятся неустойчивыми и проти­воречивыми, появляются различные виды девиантного пове­дения.

Современную версию социальной аномии разработал амери­канский социолог Р. Мертон, понимавший ее как рассогласование между общественно значимыми целями и законными сред­ствами их достижения. На основании соотношения целей и средств он выделил четыре типа девиантного поведения

· «инновация» (принятие социально одобряемых целей, но отрицание законных средств их достижения);

· «ритуализм» (отрицание целей данной культуры при без­условном согласии с социально одобряемыми средствами)

· «ретритизм» (отрицание целей и средств как «бегство от действительности»);

· «бунт» (отказ от существующих целей и средств с одновре­менной заменой их новыми).

В настоящее время понятие социальной аномии чаще всего используется для характеристики общества переходного типа.

Так, современное российское общество, по мнению некоторых социологов, обладает многими чертами социальной аномии. Это находит свое выражение в росте преступности, наркомании, проституции и других видов девиантного поведения.

Среди современных социологических объяснений девиантного поведения следует также отметить теорию «стигматиза­ции» (от греч. stigma — клеймо, пятно), авторами которой явля­ются американские социологи Э. Лемерт и Г. Беккер. По их мнению, девиация определяется не поведением или конкретным поступком, а групповой оценкой, применением другими людьми санкций в отношении тех, кого они считают «нарушителями» установленных норм.

Сторонники этой теории выделяют первичную и вторичную девиацию. При первичной девиации индивид время от времени нарушает некоторые социальные нормы. Однако окружающие не придают этому особое значение, а он, сам не считает себя девиантом. Вторичная девиация характеризуется тем, что на человека ставят клеймо «девианта» и начинают с ним обращаться не так, как с обычными людьми. Постепенно он и сам начинает себя считать девиантом. Стигматизированные лица исключаются из процесса социального общения, что способствует усвоению девиантной роли и формированию девиантной идентичности.

 

6.3. К наиболее распространенным формам девиантного поведения относят пьянство и алкоголизм, наркоманию, проституцию, суицид.

Алкоголизм в узкомедицинском смысле — это хроническое заболевание, обусловленное систематическим употреблением спиртных напитков. Проявляется в физической и психической зависимости от алкоголя, психической и социальной деградации, патологии внутренних органов, обмена веществ, центральной и периферической нервных систем. С психологической же точки зрения алкоголизм — это определенный образ жизни, система ценностей, своеобразное мировоззрение психологически и нравственно деформированных личностей.

Социально-психологические факторы алкоголизации выступают также в виде подражания, проявляющегося у подростков и мо­лодежи стремления быстрее усвоить, перенять образцы поведения взрослых. В условиях, когда потребление спиртных напитков яв­ляется неотъемлемым атрибутом образа жизни большинства взрос­лого населения, особенно в семье, где родители алкоголики, при­общение подростка к спиртному часто выступает как символ взрос­лости, как средство самоутверждения. В развитии алкоголизации подростков заметно сказывается механизм группового давления, стремление быть на «равных» с членами группы — сверстниками, уже пристрастившимися к алкоголю.

Становление индивида на путь злоупотребления спиртными напитками зависит также от:

· совокупности неблагоприятных экономических, материаль­но-бытовых, морально-нравственных условий и отношений. Они не только сопряжены с неудовлетворенностью, но и сдерживают социальное развитие людей, рост их общей культуры и нравствен­ности, которые при положительных значениях могли бы служить реальной альтернативой алкоголю, забвению с его помощью трудностей и забот;

· продолжительности действия неблагоприятных условий жизнедеятельности, определяющих частоту приема спиртных напитков;

· уровня общей культуры и социального развития индивидов. Чем ниже культура, тем чаще люди предаются грубым удоволь­ствиям, к которым относится и алкоголепотребление;

· атмосфера благодушия и попустительства нарушителям правил общения и поведения на почве пьянства способствует дальнейшему росту потребления алкоголя и пополнению рядов пьяниц и алкоголиков;

· доступность алкоголя. По заключению экспертов Всемирной организации здравоохранения, широкая доступность алкоголя в два раза сокращает число трезвенников и воздерживающихся от алкоголя и вдвое увеличивает число злоупотребляющих ал­коголем;

· особенности организма индивида (наследственные, психические и др.).

 

Наркомания - заболевание, выражающееся в физической или психической зависимости от наркотических средств, непреодолимом влечении к ним, постепенно приводящих к глубокому истощению физических и психи­ческих функций организма.

Наркотики — вещества, потребление которых в отличие от алкоголя способно более быстро и сильно приводить к формированию психической и физической зависимости (наркомании), т.е. состоянию, при котором человек испытывает потребность в регу­лярном приеме таких средств.

Под физической зависимостью понимается состояние организма, характеризующееся развитием абстинентного синдрома при прекращении приема вещества, вызвав­шего зависимость. Абстинентный синдром — комплекс специфи­ческих для каждого наркотического средства болезненных симптомов: головная боль, боль в мышцах и суставах, насморк, желу­дочно-кишечные расстройства, бессон­ница, судороги и т.п. Психическая зависимость — патологическая потребность в приеме какого-либо вещества, избегание психоло­гического дискомфорта, вызванного прекращением приема этого вещества. Таким веществом не обязательно служит средство, при­знанное наркотиком, но и алкоголь, кофеин, чай, никотин (та­бак) и др.

 

Самоубийство (суицид) — намеренное лишение себя жизни. Эта форма девиантного поведения, равно как пьянство и наркомания, относится к отклонениям пассивного типа, т.е. представляет собой негативный способ ухода от неразрешаемых проблем, от самой жизни. Мотивация суицидных актов, их ближайшая непосредственная причина — это проблемы, прежде всего, психологические и социально-психологические. Са­моубийства в разных обществах в различное время приобретали различную нравственную и правовую оценку: от рели­гиозного (у католиков и мусульман) и правового запрета (в дореволюционной России была предусмотрена уголовная ответствен­ность за покушение на самоубийство) до ритуальных, социально одобренных или же обязательных самоубийств (самосожжение вдов в Индии, или харакири самураев).

Исследования свидетельствуют, что фактором, провоцирую­щим суицидальное поведение, выступают жизненные кризисы, зависящие от ситуации, в которую попал человек и обусловливаемые полом, возрастом, образованием, здоровьем, со­циальным и семейным положением, взаимоотношениями в группе и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 500; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.