Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Франчайзинг в системе розничных торговых предприятий

 

Торговое взаимодействие партнеров в торговых объединениях может базироваться на ряде технологий. Популярной формой организации торговых объединений в мировой практике является франчайзинг. Франчайзинг – самый быстро растущий в последнее время бизнес. Во Франции, например, в середине 80 годов в области розничной торговли насчитывали 260 предприятий, предоставляющих франчайзинг, число же предприятий получивших право на торговлю под маркой крупного предприятия – 19 тыс.

По статистике, накопленной в США за последние 5 лет, 85% созданных за эти годы предприятий прекратили свое существование, выжили только 15%. А во франчайзинге за то же время выжили 86% малых предприятий. В США действует более полутора тысяч франчайзинговых систем, насчитывается 75 видов их деятельности.

Международная франшизная ассоциация дает следующее определение этой технологии: «Франшиза представляет собой непрерывное взаимоотношение между франшизером и франчайзи, при котором все знания, образ, успех, производственные и маркетинговые методы предоставляются франчайзи за встречное удовлетворение интересов».

Самыми яркими примерами по созданию национальных франчайзинговых цепочек считаются компании «1С» (из национальных) и МсDonald s (из международных). Но их работа – не классическая франчайзинговая система, например, все российские рестораны, работающие под маркой МсDonald s, пока юридически принадлежат совместному российско-канадскому предприятию “Москва - МсDonald s”, хотя по смыслу каждый ресторан должен был принадлежать отдельному хозяину, который приобрел бы франшизу за отдельные деньги у франшизера.

Сущность объединения по франчайзинговой технологии заключается в том, что крупное торговое предприятие создает собственную цепную сеть предприятий или заключает договор с малыми и средними торговыми предприятиями, на основе которых последние в качестве филиалов получают право на реализацию определенных видов товаров на конкретном товарном рынке под торговой маркой головного предприятия (система франчайзинга). Причем торговая марка широко известна потребителям и считается гарантией качества.

Характерными чертами рассматриваемой формы предпринимательской деятельности являются:

1. Право собственности франчайзера на торговую марку, фирменную услугу, технологический процесс и т.д.

2. Продажа франчайзи лицензии (франшизы) дающей право на использование перечисленных элементов хозяйственной деятельсости.

3. Включение в договор о продаже лицензии права франчайзера на контроль за деятельностью франчайзи, а также обязательств по оказанию квалифицированной помощи.

4. Получение франчайзером от франчайзи:

- своевременной оплаты лицензиии необходимого оборудования;

- периодические платежи в виде процентов от объема продаж;

- постоянных взносов в централизованный рекламный фонд.

Эти черты присущи каждому из трех видов франчайзинга: товарному, производственному и деловому.

В рамках первого франчайзером обычно является крупный производитель, у которого дилер-франчайзи приобретает право на продажу и сервисное обслуживание товаров соответствующей марки; реализация товаров покупателям осуществляется от имени франчайзера, например дилерские сети по продаже автомобилей, системы фирменных бензоколонок.

По сравнению с мелкими предпринимателями, открывающими собственное дело, франчайзи обладают рядом преимуществ:

- готовая "ниша" на рынке, что дает возможность в кратчайшие сроки развернуть дело;

- полный пакет четких инструкций, содержащий информацию о товарах, оборудовании, поставщиках, системе сбыта, методах и приемах работы;

- работа под известной торговой маркой;

- получение относительно дешевой и качественной рекламы;

- информация по наилучшему территориальному размещению бизнеса;

- возможность покупки у франчайзера необходимого оборудо­вания и материалов со скидками;

- приобретение навыков работы по стандартам высокого ка­чества.

Кроме этого малое предприятие имеет право на пользование комплексом регулярно предоставляемых ему услуг:

- мониторинг деятельности его фирмы, осуществляемый франчайзером;

- обучение персонала предприятия;

- административная поддержка со стороны фирмы-франчайзера, чьи менеджеры оказывают оперативную помощь франчайзи;

- содействие в маркетинговых исследованиях.

Эти преимущества становятся основой жизнеспособности малых фирм: по данным администрации малого бизнеса США, к концу пятого года существования разорялись лишь 14% франчайзинговых предприятий, Тогда как для независимых малых предприятий этот показатель составил более 65% [78,c.164].

Очевидны и выгоды, извлекаемые крупными предприятиями из данной формы интеграции с малым бизнесом. Промышленные корпорации с помощью рассматриваемой системы устанавливают контроль над рынком с минимальным риском и затратами, так как франчайзи вкладывают в дело собственный капитал. Благодаря системе контрактов промышленный капитал получает возможность с относительно небольшими издержками контролировать территориально раздробленные рынки. Расширение контролируемой сбытовой сети происходит быстрее, чем организация собственных филиалов, поскольку процесс идет в значительной степени на базе модернизации мелких предприятий, уже утвердившихся на рынках.

Комплексный подход к франчайзингу предполагает определение его внутренних противоречий, связанной с объективно обусловленным несовпадением интересов участников этой формы предпринимательской деятельности:

Необходимость введения франчайзинга в реформируемую отечественную экономику объясняется следующими факторами:

- привлечение в бизнес большого круга лиц, не решающихся завести самостоятельное дело (основу контингента потенциальных франчайзи составляют работники, освобождаемые с предприятий ВПК, увольняемые из армии офицеры, научно-техническая интеллигенция);

- освоение малым бизнесом новых технологий и расширение арсенала действия малых предприятий (в Москве это развертывание в зоне МКАД сети закусочных по типу Макдональдс);

- повышение качественного уровня подготовки кадров для малого предпринимательства.

Вместе с тем система имеет и определенные недостатки. Главный из них – частичная потеря самостоятельности. Предприятие - франчайзи связано с головной фирмой юридическим соглашениями и вынуждена действовать в соответствии с ее правилами и положениями, придерживаться методов ведения бизнеса, изложенных в инструкции компании-франчайзера, что сдерживает инициативу и возможность маневра.

Несмотря на некоторые недостатки в системе франчайзинга преимущества более весомы. Об этом свидетельствует постоянное расширение числа предприятий, действующих на принципах этой системы, во всем мире и в первую очередь в США.

В настоящее время в режиме франчайзинга в России работают такие известные зарубежные и отечественные компании, как «Макдональдс», "Пицца Хат", "Баскин Роббинс", "Рибок", "Русское бистро", "Довгань" и др. В частности, «Макдональдс» заключает договоры с поставщиками мяса, молока, овощей, фруктов, требуемых для фирмы. Но это не дает оснований для вывода об окончательном утверждении у нас этой прогрессивной формы предпринимательства, способной выступить существенным фактором повышения эффективности предприятий торговли.

 

Глава 6.Организация рационального товароснабжения розничных торговых предприятий.

6.1. Сущность и основные требования к организации товароснабжения

Товароснабжение – это система мероприятий по доведению товаров от производства до конечных покупателей в количестве и ассортименте, соответствующих спросу населения. Товароснабжение включает закупку, доставку, приемку, хранение, подготовку и продажу товаров.

Факторы, влияющие на выбор форм товароснабжения:

· Производственные (размещение производства, специализация производственных предприятий, сезонность производства;

· Транспортные (состояние транспортных путей сообщения, виды транспорта);

· Социальные (расселение населения, уровень денежных доходов);

· Торговые (размеры, специализация и размещение предприятий торговли, степень сложности ассортимента товаров, их свойства): скорость оборачиваемости товаров, сроки реализации и др.

 

Завоз товаров в магазины по графикам, предусматривающим рациональную частоту доставки и наиболее экономичные размеры партии    
Процессы товародвижения и товароснабжения должны быть рационально организованы. Их рациональная организация предполагает:

                       
   
Планомерность
 
   
Регулярная доставка в количестве и ассортименте, исключающем перебои в продаже
   
Бесперебойность
 
 
   
Равномерность и постоянство сроков завоза товаров, исключающие нарушение установленного ассортимента и образование сверхнормативных запасов
   
Ритмичность
 
 
   
Минимум расходов, связанных с закупкой, хранением и завозом товаров в магазины
 
Экономичность
 

 


Экономичность достигается путем эффективного использования транспортных средств, механизацией погрузочно-разгрузочных работ, установлением рациональной звенности товародвижения;

- обеспечением кратчайших путей движения товаров;

- применением наиболее целесообразных форм движения и доставки товаров;

- определение рациональной звенности товародвижения;

- использование наиболее удобных и экономичных видов транспорта;

- оперативность — осуществление процесса товароснабжения в зависимости от изменения спроса;

- централизация — товароснабжение розничной сети силами и средствами предприятий-поставщиков;

- технологичность — использование индустриальной системы товароснабжения с использованием контейнеров.

Доставка товаров в магазины является основной функцией товароснабжения. Она состоит в равномерном (в соответствии со спросом) и бесперебойном обеспечении магазинов товарами.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Формы и виды торговых объединений розничных торговых предприятий | Организация и технология завоза товаров в розничные предприятия: методы доставки, схемы, маршруты
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 464; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.