Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Продуктовые границы товарного рынка

 

1.Определение продуктовых границ рынка представляет собой про­цедуру определения товара (его потребительских свойств), товаров-заменителей и формирования товарной группы (группы товаров, рынки которых расцениваются как один товарный рынок).

В основе определения продуктовых границ рынка должно лежать мнение покупателей о взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу. Это мнение определяется в результате сплош­ного или выборочного опроса покупателей и подкрепляется данными товароведческой экспертизы. Опрос следует проводить по группам покупателей, дифференцированным по способам участия в обо­роте товара (оптовый, мелкооптовый покупатель, покупатель еди­ничного количества товара).

2. При определении товара первоначально устанавливается принадлежность его к классификационной группе с использованием действующих классификаторов продукции, услуг, видов деятельности;
товарных словарей, справочников товароведов, ГОСТов на соответствующие виды товарной продукции, данных товароведческой экспертизы, заключений отраслевых независимых экспертов, материалов опросов покупателей.

Определение изучаемого товара осуществляется по показателям, характеризующим:

• потребительские свойства товара;

условия:

• потребления (эксплуатации) товара покупателями;

• реализации товара;

• уровень удовлетворения спроса.

Состав показателей дифференцируется в зависимости от вида и на­значения товара.

Выявление товаров-заменителей, включаемых в определяемую то­варную группу, осуществляется по критерию взаимозаменяемости товарной продукции. При этом необходимо учитывать два аспекта взаимозаменяемости товаров: с точки зрения их использования —взаимозаменяемость по потреблению (спросу), и с точки зрения их производства — взаимозаменяемость по производству.

Теоретически одним из критериев взаимозаменяемости по по­треблению является показатель перекрестной эластичности спроса по цене, исчисляемый как отношение изменения объема реализации товара X (в %) к изменению цены товара Y (в %) за определенный период.

Спрос на товар X при увеличении цены на товар Y может и возрас­тать, и убывать в зависимости от отношения покупателя к совмест­ному использованию того и другого товара. Таким образом, перекре­стная эластичность может быть и положительная, и отрицательная.

Если коэффициент перекрестной эластичности имеет положи­тельное значение, то товары X и Y являются взаимозаменяемыми. Чем больше положительный коэффициент, тем больше степень взаимозаменяемости товаров. Нулевой коэффи циент свидетельст­вует о незаменяемости товаров. Отрицательная перекрестная эла­стичность характерна для взаимодополняющих товаров (напри­мер, рост цены бензина должен снижать спрос на автомобили).

В условиях несбалансированности спроса и предложения на рынке расчеты коэффициентов перекрестной эластичности в отдельных случаях могут приводить к искаженным результатам.

При отсутствии необходимой информации в органах статистики для расчета коэффициента перекрестной эластичности следует про­вести самостоятельное наблюдение за изменением цен и объема реализации в одной товарной группе в течение квартала или года.

На практике, как правило, прибегают к более доступным и менее трудоемким методам оценки взаимозаменяемости товаров — экс­пертным оценкам, интервью с покупателями и специалистами той или иной отрасли. Выбор зависит от конкретной ситуации на рынке и степени информированности специалистов, проводящих анализ.

Критериями взаимозаменяемости являются также функциональная взаимозаменяемость различной продукции, которая устанавливается путем сопоставления цели потребления данного товара и его предполагаемых заменителей;

сходство потребительских свойств товара и его заменителей, кото­рое устанавливается в результате сопоставления физических, тех­нических, эксплуатационных, ценовых характеристик товара и его предполагаемых заменителей.

В условиях дефицитности рынка границы взаимозаменяемости товаров расширяются, но только до пределов, определяемых функциональным назначением товарной продукции.

В процессе анализа следует учитывать наличие барьеров взаимо­заменяемости.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Приоритеты маркетинга на рынке в период замедления его роста | Вопрос 3. Барьеры входа на рынок
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1222; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.