Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ межличностного взаимодействия детей




Базовые условия формирования здоровья личности воспитанника дошкольного учреждения

К основным условиям формирования здоровья личности принято относить социальные, психологические и педагогические.

Социальные условия формирования здоровья личности характеризуются: социально-экономическим статусом семьи; социальной микросредой дошкольного учреждения, в котором воспитывается ребенок; спецификой организации межличностного общения и взаимодействия сверстников, социально-психологическим климатом в детском коллективе, коммуникативной подструктурой возрастной группы детей.

Психологические условия формирования здоровья личности обусловлены, прежде всего, субъект-субъектностью взаимодействия взрослого и ребенка. Другими словами, является ли ребенок объектом педагогических манипуляций и научения или же он является субъектом деятельности, субъектом познания? Кроме того, важно наличие творческого пространства как психологического состояния воспитанников, способствующего развитию эвристической структуры личности и различных форм мышления.

Педагогические условия формирования здоровья личности характеризуются наличием комплекса мер, формирующих нравственную сферу личности, а также создающих и поддерживающих устойчивую установку детей вести здоровый образ жизни.

При обеспечении социальных условий формирования здоровья личности следует исходить из того, что:

среда жизнедеятельности детей в детском саду должна соответствовать требованиям цивилизованного микросоциума, в котором дети могли бы постигать доступные их пониманию пласты жизни и в этой связи готовиться к выходу в большой мир, который ждет их при переходе в школу;

воспитанникам должна быть создана возможность упражнения в социальных поступках;

у детей должно быть достаточно большое (но соответствующее возрасту) количество повседневных (будничных) трудовых обязанностей.

должно создаваться достаточное количество ситуаций, в которых дети могли бы демонстрировать свои растущие возможности

Соответствующие психологические условия развития здоровья личности создаются целенаправленным и систематическим использованием методов психологического воздействия, а также организацией творческого пространства деятельности, благодаря которым снимаются противоречия человека в отношениях. Еще А.С. Пушкин заметил, что «разум и сердце не борются, плывя океаном творчества». Благодаря продуктивно работающему интеллекту дети обретают способность активного отражения действительности и способность хорошо ориентироваться в ней. Воспитание оказывается по-настоящему продуктивным лишь тогда, когда создаются условия самоактуализации. А это означает непрерывную активизацию работы внутреннего мира ребенка. Если условия формирования здоровья личности оптимизированы, то можно ожидать прогресса в ее развитии.

Основными направлениями в формированиии творческой личности ребенка дошкольного возраста должны стать:

Формирование и развитие эвристической структуры личности ребенка как ее исходной целостности, определяющей все многообразие проявлений детского творчества. Это направление включает в себя и формирование эмоционально-мотивационной основы творчества.

Формирование начальных форм категориальной структуры сознания (мышления), играющих кардинальную роль в развитии личности ребенка и его творчества. Именно категориальная структура мышления положительно влияет на глубину и широту взаимодействия ребенка с окружающим миром, определяет его общее отношение к этому миру, формируя в том числе и здоровье его личности.

Формирование у дошкольников начальных форм диалектического мышления. У детей должно быть развито представление о том, что любой предмет или явление имеют прошлое, настоящее и будущее.

Благодаря этому развиваются навыки рефлексии и прогнозирования своего поведения и деятельности. Для детей с развитым соответственно возрасту диалектическим мышлением характерны активно-положительное отношение к окружающему миру и высокая стрессоустойчивость.

Формирование у детей игровой позиции, игрового отношения к жизни как важнейшего показателя здоровья личности. Важной составляющей внутреннего мира ребенка, определяющей его творчество, является его игровое отношение к жизни, игровая позиция. В ходе формирования игровой позиции у детей дошкольного возраста под влиянием взрослого постепенно возникает понимание, что в отношении целого ряда жизненных ситуаций может быть найдено множество юмористических, шутливых вариантов их обыгрывания. Данное обстоятельство создает благоприятную почву для широкого развертывания творчества детей.

Стимулирование детей к постановке неожиданных вопросов — чем интереснее вопрос, тем интереснее ответ.

Введение дошкольников в область жизненных и сказочных парадоксов на основе специально разработанной креативной системы (Н.Е. Веракса, О.М. Дьяченко, ТРИЗ и др.).

Формирование и развитие у детей деятельности экспериментирования как ядра детского творчества. Детское экспериментирование, как отмечает Н.Н. Поддьяков, является истинно детской деятельностью, которая возникает в раннем детстве и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного возраста без помощи взрослого и даже иногда вопреки его запретам.

Обеспечение педагогических условий формирования здоровья личности воспитанника начинается с решения вопроса о том, в какую оптимальную для этого систему воспитательных средств должен быть включен растущий человек. Вместе с тем, может случиться и так, что обстоятельства, в которые попал ребенок на дошкольной ступени своего развития, окажутся неблагоприятными и он вследствие этого не сможет выйти в зону возрастного оптимума. Тогда педагогике необходимо определить пути компенсации недостигнутого оптимума в развитии ребенка за счет подключения особых воспитательных воздействий и инициирования совершенно определенной собственной активности дошкольника с тем, чтобы возникшее у него отклонение снять.

Например, под влиянием неблагоприятного ближайшего окружения ребенка (семьи) у него сформировались псевдоценности, определяющие повседневную мотивацию его поступков. Их оборотной стороной могут выступать продвинутые до высокого уровня развития антиобщественные потребности и такие свойства личности, как отсутствие уважения к другим людям и отношение к ним как объектам манипулирования, неверие в свои силы и неумение противостоять затруднениям. Всё это — виды отклонений в развитии личности, формирующиеся в дошкольные годы жизни человека. Если они останутся незамеченными, то могут столь глубоко войти в структуру его индивидуальности, что средства воспитания, которыми располагает современная дошкольная педагогика, окажутся недейственными для их искоренения.

Выделение и классификация базовых условий формирования здоровья личности чрезвычайно значима для создания в дошкольном учреждении соответствующей социально-психологической и педагогической среды, оптимизирующей этот процесс.

 

О том, как идет процесс формирования здоровья личности воспитанников дошкольного учреждения, говорит анализ их межличностного взаимодействия, которое определяется как случайные или преднамеренные, длительные или кратковременные, вербальные или невербальные контакты и связи двух или более детей, вызывающих взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений и установок.

Содержание и динамика взаимодействия — сложный многоэтапный процесс превращения (преобразования) одних социально-психологических явлений в другие. Существуют разные уровни межличностного взаимодействия: низший, средний, заключительный.

На низшем уровне взаимодействие детей представляет собой простейшие первичные контакты. Мы наблюдаем очень упрощенное взаимное или одно стороннее влияние друг на друга с целью общения. Конкретной цели взаимодействия еще нет, либо она быстро теряется. Подобное взаимодействие воспитанников характерно для детей раннего возраста или для новых групп, в которых дети еще не знакомы друг с другом. Главное в успехе первичных контактов заключается в принятии или непринятии воспитанниками друг друга. Отношения принятия-непринятия проявляются в мимике, жестах, позе, взгляде, интонации, стремлении закончить или продолжить общение.

На среднем уровне взаимодействия воспитанников постепенно развивается активное сотрудничество в достижении общей цели. Но общие устремления детей могут привести и к взаимным столкновениям в процессе согласования позиций. Дети вступают в отношения «согласия — несогласия» друг с другом. Такие отношения вызывают особую направленность волевых усилий, связанных либо с уступкой, либо с завоеванием определенных позиций. Отношения среднего уровня способствуют формированию терпимости, настойчивости, собранности, психологической подвижности и других волевых качеств, опирающихся на эмоциональный интеллект, и имеющих непосредственное отношение к здоровью личности ребенка. Если на низшем уровне взаимодействия мы могли наблюдать эффект принятия — непринятия детьми друг друга, то на среднем уровне взаимодействия ярко проявляется эффект совместимости — несовместимости детей. Но в то же время следует помнить о том, что несовместимость детей в процессе взаимодействия не фатальна. Двигателем взаимодействия и совместной деятельности выступает прежде всего мотивация детей. Исследования указывают несколько видов социальных мотивов взаимодействия: общий выигрыш (мотив кооперации); собственный выигрыш (индивидуализм); конкуренция как максимизация относительного выигрыша; альтруизм как максимизация выигрыша другого; агрессия как минимизация выигрыша другого; минимизация различий в выигрышах (равенство).

В процессе взаимодействия всегда имеет место взаимный контроль детей друг за другом. Это может привести к пересмотру индивидуальных мотивов деятельности. В результате мотивы детей начинают координироваться, и в ходе этого процесса происходит согласование мыслей, чувств отношений воспитанников. Меняются их психическое состояние, установки, поведение и, в конечном счете, психологические качества. Таким образом, реализуется процесс взаимовлияния воспитанников. Средний уровень взаимодействия детей характерен для среднего и для начала старшего дошкольного возраста.

На высшем уровне взаимодействия всегда выступает исключительно эффективная совместная деятельность детей, которая сопровождается взаимопониманием. Взаимопонимание — это такой уровень взаимодействия, при котором участники осознают структуру и содержание возможного действия партнера, а также содействуют достижению единой цели. Для взаимопонимания недостаточно совместной деятельности, нужно взаимосодействие. Оно исключает свой антипод — взаимопротиводействие, с появлением которого возникают конфликты и неприятие, непонимание.

Достижение высшего уровня межличностного взаимодействия при правильно организованной педагогической работе возможно уже в старшем дошкольном возрасте, разумеется, не в том объеме, как в коллективах учащихся и, тем более, взрослых. Но всё же переход к высшему этапу взаимодействия в его элементарных проявлениях должен быть осуществлен уже на заключительном этапе дошкольного возраста.

При профессиональном подходе к организации межличностного взаимодействия и общения детей в дошкольном учреждении создаются необходимые предпосылки для формирования здоровья личности.

Анализ уровня взаимодействия детей в дошкольном учреждении, определение его специфики и т.п. можно проводить с помощью различных методов. Основным из них является наблюдение (в том числе и включенное).

Наблюдая за тем, как ведут себя дети, как общаются, как взаимодействуют друг с другом, можно с большой степенью точности определить характер формирующейся личности, а также складывающийся психотип ребенка.

Учеными были выделены четыре базовые психические функции, при помощи которых строится взаимодействие человека с миром: мышление, чувство, интуиция, ощущения. Наличие у каждого человека всех четырех психических функций дает ему целостное и уравновешенное восприятие мира.

Чтобы определить структуру межличностных отношений детей, можно использовать метод социометрии Дж.Морено, адаптированный к возрастной группе дошкольников.

Этот метод включает:

социометрический тест, позволяющий фиксировать определенные характеристики группы детей как целостного образования;

составление социограммы;

вычисление по определенным формулам различных индексов (например, индекса сплоченности членов группы).

С помощью метода социометрии можно диагносцировать эмоциональные связи (симпатии, антипатии) между детьми, а также определить социально-психологическую структуру взаимоотношений воспитанников. Кроме того, этот метод позволяет довольно быстро выявить социометрический статус каждого воспитанника, который отражает его реальную роль в группе сверстников, а также дает реальное представление об общем статусе его личности. Социометрические исследования позволяют выявить в группе детей лидеров, отвергнутых (аутсайдеров) и различные устойчивые микрогруппы сверстников.

Основным условием эффективности применения метода социометрии является наличие достаточного опыта общения между детьми. В связи с этим его применение обосновано в группах старшего дошкольного возраста. Социометрическое исследование проводится психологом дошкольного образовательного учреждения, которому при соответствующей предварительной подготовке может ассистировать воспитатель.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1574; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.