Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Синдромальный подход




Патопсихологическая семиотика

При патопсихологическом обследовании больных эпилепсией обнаруживаются характерные изменения мышления, речи, памяти, личностных особенностей. Уже на начальной стадии эпилепсии у больных наблюдается изменение подвижности психических процессов. Так при выполнении методики Шульте при норме 50 секунд, больные тратят 2,5 минуты и больше. В ходе клинического интервью у больного можно обнаружить склонность к чрезмерной обстоятельности, детализации (при рассказе и пересказе текста). При том больные делают акцент на несущественных деталях и фиксируют на них своё внимание. Часто описав таким образом рисунок, больные не могут уловить его содержание. При эпилепсии также наблюдается снижения уровня процессов обобщения и отвлечения. Это видно по результатам выполнения методики исключения лишнего. Классификация предметов больные эпилепсией проводят по конкретно ситуационному признаку. Также у них наблюдаются «пустые рассуждения» (резонёрство), которые носят характер компенсаторных рассуждений, характеризующиеся поучительность, особым тоном. Высказывания больных очень поверхностны, видны. Характерны для них и расстройства речи: замедленность речи, уменьшительно-ласкательные слова, признаки эпилептической олигофазии. Самым важным для эпилептиков является то, что развитие заболевания происходит с неуклонным ослаблением памяти. Сначала нарушается репродукция, а на последующих этапах уже обнаруживаются моменты сложности при сохранении информации.

Изменяются и личностно-аффективные особенности больных эпилепсией: инертность уровня притязаний колеблется у разных больных эпилепсией от относительно высокого, до сравнительно низкого.

Эпилептическая дисфория тоже наблюдается у этих больных, её можно обнаружить по методике цветовых предпочтений Люшера (много фиолетового, чёрного, серого). При левосторонней латерации очага, по методике пятна Роршаха, обнаруживается психастеноподобные черты, ригидность психических процессов. При правосторонней локализации очага – характерны истероидные черты: эмоциональная лабильность и повышенная внушаемость.

 

 

Известно, что проявление различных нервно-психических заболеваний могут быть представлены в симптомах и синдромах расстройств, на основании которых производится клиническая или патопсихологическая диагностика (болезненных проявлений, психологических феноменов).

Симптомы – признаки физических расстройств.

Синдром – это патогенетически обусловленные симптомы внутренне взаимосвязанные и показывающие нарушения того или иного процесса.

 

Психопатологические (клинические) синдромы существенно отличаются от патопсихологических.

 

По мнению Лурии, в системе иерархии мозговых процессов различают такие уровни:

1. Патобиологический – характеризуется нарушением морфологической структуры тканей мозга и протекания в них биохимических процессов

2. Физиологический – заключается в изменении течения физиологических процессов

3. Пато- и нейропсихологический – характерно нарушение протекания психических процессов и связанных с ними свойств психики

4. Психопатологический – проявляется клиническими синдромами и симптомами психической патологии

 

Проследив за последовательностью и взаимозависимостью вышеперечистенных, можно заметить следующее: при нервно-психических заболеваниях нарушается морфологический субстрат головного мозга и протекание биохимических процессов, чо приводит к патологии физиологических процессов. Это влечёт за собой выпадение важных звеньев функционирования психики. Это в свою очередь опосредует нарушения течения психических процессов, прижизненно сформированных на основе физиологических. Все эти изменения приводят к патологии ЦНС человека. И при этом нарушается отражение больным сигналов внешней среды. Это говорит о том, что психопатологический симптом является как бы завершающим этапом сложной патогенетической цепочке.

 

Проследив всё это, мы увидели, что клинические синдромы являются опосредованным выражением образовавшихся нарушений психической деятельности человека.

 

Патопсихологические синдромы акцентуированы в основном на причинно-следственных взаимоотношений нарушений психической деятельности больных с нервно-психической патологией. Выявление патопсихологических синдромов позволяет оценить особенности структуры и протекания психических процессов, а также определить и обозначить клинические (психопатологические) синдромы.

 

Этот факт ещё раз подчёркивает взаимосвязь патопсихологических и психопатологических синдромов. Для этого Кудрявцевым в 1982 году было выделено ряд синдромов, они имеют обобщающее значение, а их характеристика очень близка к нозологической.

 

Таким образом, патопсихолог может оперировать в своих диагностических заключениях следующим набором регистр-синдромов:

 

1. Шизофренический синдром (в клинике ему соответствует шизофрения). Он складывается из таких личностно-мотивационных расстройств, как

a. изменение структуры иерархии мотивов

b. расстройство мыслительной деятельности (нарушение целенаправленности, смыслообразования, резонёрства, разноплановость и соскальзывание, уровень процесса обобщения)

c. эмоциональное расстройство (диссоциация эмоциональных проявлений, знаковая парадоксальность)

d. изменение самооценки и самосознания (аутизм, сенситивность, отчуждённость, повышенная рефлексия)

2. Аффективно-эндогенный синдром (в клинике ему соответствует биполярное аффективное расстройство и функциональные аффективные психозы позднего возраста).

3. Олигофренический синдром (в клинике соответствует состоянию олигофрении). Такие проявления, как:

a. Неспособность к обучению и формированию понятий

b. Дефицит интеллекта, общих сведений, знаний

c. Примитивность и конкретность мышления

d. Неспособность к абстрагированию

e. Повышенная внушаемость

f. Эмоциональные расстройства

g. Отсутствие зоны ближайшего развития




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1658; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.