Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие природы. Естественная и искусственная среда обитания




В предельно широком, философском смысле категория «природа» соразмерна категории «бытие», трактуемой как всё сущее, включая и самого человека.

В античной философии существовало понятие «фюсис», что значило «природа», причем, имелась в виду «природа, как «природа чего-либо», т.е. как сущность чего-либо. Такой подход стал основанием для развития науки, суть которой - найти за миром видимых вещей скрытые связи, закономерности, причины всего происходящего. В Новое время природа понимается как «натура», как совокупность всех видимых явлений.

В итоге, мы понимаем, что природа – это и видимые явления и скрытые связи, ей характерны и случайность и необходимость, она есть единство сущности и явлений и т.д. Природа развивается, она изменчива, качественно и количественно неисчерпаема.

Выше сказанное подводит к пониманию того, что понятие природы и отношение к ней исторически изменялись, будучи тесно связанны с развитием практики, науки и культуры.

Следует различать: природу как объективную реальность (уровень онтологии), и наше понимание этой природы (уровень гносеологии).

Природа выступаеткак естественнаяоснова, объективная причина возникновения, основа развития общества.

Термин «природа» в узком смысле обозначает часть материального мира, не созданную людьми, в рамках которой существует и с которой взаимодействует общество, т. е. природа здесь понимается как совокупность естественных условий существования общества. Естественная среда обитания включает в себя неживую и живую части природы - геосферу и биосферу. Она существует и развивается без вмешательства человека, естественным образом.

В ходе эволюции человек все больше осваивает естественную среду обитания. В результате трудовой деятельности и познания им была создана искусственная среда обитания - разнообразие предметов материальной и духовной культуры, преобразованные ландшафты, а также выведенные в результате селекции и одомашнивания растения и животные. Искусственную среду обитания Маркс называл её «второй природой».

Техногенное воздействие человека привело к изменениям целых геологических структур, созданию гигантских искусственных водохранилищ, изменению атмосферы и даже светимости Земли. Искусственная среда наступает на естественную и поглощает её.

 

Общество— это форма совместной жизнедеятельности людей, являющаяся обособившейся частью природы и в то же время неразрывно с ней связанная.

Животные рождаются в природе и им не надо создавать среду своего обитания. А человек не может жить в дикой природе. Он должен сам создать среду своего обитания – культуру, как преобразованную искусственную природу, вторую природу. Но нельзя забывать, что искусственное создается на базе естественного и включает его в себя.



Природные характеристики включены в различные стороны общественной жизни.

 

- Прежде всего, природное присутствует в обществе в качестве проявлений физических, химических, биологических и т. п. естественных законов.

- Далее, люди в качестве «первичных элементов» общества являются живыми существами.

- Затем, весь огромный мир материальных вещей, созданный в процессе трудовой деятельности людей, также является видоизмененным природным миром (иногда его так и называют — «второй природой»).

- Кроме того, природное присутствует в различных сферах общественной жизни: материально-производственной (где оно является объектом материального преобразования), социальной (в качестве компонентов таких социальных групп, как семья, расы, этнические общности), политической (в плане обусловленности деятельности государств природными факторами, например, территорией, ресурсами) и духовной (где природное прежде всего выступает объектом духовного освоения и творчества).

 

 

Природа может восприниматься как нечто уступающее культуре, нечто неоформленное, неорганизованное, неразумное и потому более низкое, чем культура. Такое отношение порождает позицию, обосновывающую необходимость подчинения природы человеку, господства над ней. Но возможна и другая позиция, когда природа напротив, понимается как образец совершенства, как нечто более высокое, превосходящее и культуру, и человека. Согласно этой позиции, человеку надлежит учиться у природы, подчиняться ей.

Возможно, далее, понимание природы как царства слепых, стихийных сил, как хаоса, неподконтрольного человеческому разуму. Но природа может восприниматься и как царство, в котором господствуют разумные законы, торжествует естественная необходимость и нет места капризу и своеволию, столь частым во взаимоотношениях между людьми и в их поведении...

Таковы самые крайние, полярные точки в воззрениях человека на природу.

В системе античного мышления идеалом, достойным мудреца, считалась жизнь в согласии с природой. Этим, по существу, обосновывалась и задача научного познания природы.

В средневековой христианской культуре окружающая человека природа рассматривалась как нечто сотворенное богом и более низкое, чем сам человек, который был наделен душой. Более того, природа нередко мыслилась как источник зла, которое нужно подчинить, а жизнь человека выступала как борение с греховным природным началом - телом. И это служило оправданием для негативного отношения к природе, насилию над ней.

В эпоху Возрождения отношение к природе меняется. Человек вдруг открывает для себя красоту и великолепие окружающей природы, начинает видеть в ней источник радости, наслаждения.

В период становления промышленного капитализма возникает еще один тип отношения человека к природе. Природа начинает пониматься как объект интенсивной преобразовательной деятельности и как кладовая, из которой человек может черпать без меры и без счета.

Что касается естественнонаучного познания, то в нем доминирующей становится идея испытания природы, стремление вырвать у нее ее тайны, свести все ее качественное многообразие к небольшому числу строгих количественных законов. Стало быть, человек в своей деятельности противопоставляет себя природе. Одновременно с этим, человек является частью природы, ее порождением.

Экологическая проблема.

Последние десятилетия, на которые приходится развитие НТР, принесли человеку небывалое прогрессивное изменение его производительных сил, но и столь же небывалое обострение экологической проблемы, заставляющее всерьез задуматься о пределах исчерпаемости природных ресурсов и возможностях восстановительных процессов. Экологические проблемы относятся к разряду глобальных проблем современности.

Существующая сегодня цивилизация - техногенная цивилизация. Без техники мы не могли бы преобразовывать природу, превращая ее в среду человеческого существования. Биосферу мы превращаем не столько в ноосферу, сколько в техносферу, культура подавляется техногенной цивилизацией. Она превращает природу в арену и материал для технологических манипуляций. Сам человек превращается в служебный компонент различных социотехнических систем. Духовность человека подменяется рациональностью, индивидуальность — социальной функциональностью, личностная уникальность — экономической эффективностью.

В исторической перспективе необходимо изменение характера природо-преобразующей деятельности человека, ее направлений и методов осуществления.

Говоря о природе и обществе, следует иметь в виду такие понятия как «биосфера» и «ноосфера».

В 1875 году австрийский геолог Э.Зюсс ввел понятие БИОСФЕРА, а учение о биосфере разработал В.И.Вернадский(1926 г.).

Биосфера – это вся совокупность живых организмов и их среды обитания.

Вернадский В.И. разработал концепцию ноосферы: НООСФЕРА – это биосфера, преобразованная сознательной деятельность человека.Отсюда следует вывод о большой роли сознания человека, которое должно опираться не только на научные знания, но и быть нравственно ориентированным. (ноо – от греч. «разум».

Однако естественная среда обитания даёт не только материальные условия жизни человека и ресурсы для производства, но служит объектом определенного эстетического и нравственного отношения, с природой неразрывно связана не только физическая, но и духовная жизнь человека. Поэтому, говоря о природе, мы должны принимать во внимание весь широкий диапазон отношений, в которых она выступает перед человеком и заботиться о совместном (коэволюционном), гармоничном развитии общества и природы.

При характеристике внешнего аспекта взаимодействия общества с природой используются такие понятия, как естественная и искусственная среда, географическая среда, окружающая среда.

«Окружающая среда» — все то, с чем взаимодействует общество. Составными элементами окружающей среды являются естественная среда обитания человека и искусственная среда обитания.

“Окружающая среда” - более широкое понятие, чем географическая среда. Оно включает в себя, помимо поверхности Земли и ее недр, часть Солнечной системы, которая попадает или может попасть в сферу деятельности человека, а также созданный им материальный мир.

. Географическая среда — это региональная характеристика естественной среды, в которой развивается конкретное общество, государство. Это предметы и явления неорганической и живой природы, вовлеченные в процесс производственной деятельности конкретных обществ, государств и составляющих необходимое условие их существования и развития.

Географическая среда в качестве важнейшего фактора развития общества стала активно осмысливаться в науке и философии Нового времени. Возникло течение — географический детерминизм. Его представители (Ш. Монтескье, Г. Бокль, Э. Реклю, Л. Мечников и др.) считали, что географическая среда оказывает решающее влияние на социальную жизнь, прямо определяет характеристики того или иного общества. Географический детерминизм - это течение в целом односторонне, метафизично трактовало связь общества и природы. От общества зависит, КАК оно использует среду.

Хотя, конечно, от особенностей географической среды зависит, в частности, развитие тех или иных отраслей производства в различных странах и на континентах и др.

Если бы человек находил все необходимые ему средства к существованию в природе в готовом виде, то не было бы стимулов для совершенствования производства, а следовательно, и для собственного развития. Таким образом, не только наличие тех или иных природных условий для производства, но и, наоборот, их недостаток также оказывал ускоряющее влияние на развитие общества. В этом проявляется взаимодействие составляющих системы природа-человек. Практика показала, что именно наличие разнообразных природных условий является наиболее благоприятным фактором развития человека и общества.

8. Глобальные проблемы в системе «человек – общество – природа».

В настоящее время развитие человечества на планете характеризуется процессом глобализации. Глобализация возникает в результате экономической, социальной, культурной неравномерности развития регионов мира, международного разделения труда, миграции рабочей силы, которая приводит к столкновению разных национальных, религиозных традиций и т.п. Глобализации способствует НТП: развитие средств коммуникации, Интернета и др., развивается массовая культура.

Глобализация – изменение всех сторон жизни общества под влиянием общемировой тенденции к взаимозависимости и открытости стран и народов.

 

Глобальные проблемы – это те, которые оказывают воздействие на человечество в целом, человека и природу, от решения которых зависит выживание человечества. Решить их можно только сообща.

 

Основные причины возникновения глобальных проблем:

1. Развитие НТП; техноцентризм;

2. Рост народонаселения;

3. Гонка вооружений;

4. Недостаток политической воли к мирному сосуществованию;

5. Нерациональное расходование природных ресурсов;

6. Потребительская психология и косность мышления массового человека;

7. Мировоззрение, представляющее природу бесконечной и неисчерпаемой;

8. Приоритет экономических ценностей над духовными;

9. Международное разделение труда.

Краткая история

Осознание наличия глобальных проблем произошло в 60-х годах ХХ века. Важную роль в этом сыграло неформальное объединение ученых «Римский клуб». Организатором в 1968 г. был А.Печчеи. Развитие ЭВМ наконец позволило свести воедино данные экономического,социального развития и показатели состояния окружающей среды. Результаты вызвали шок – из исследований вытекало, что при существующем типе хозяйствования ресурсов планеты хватит только до 2015 г.

Появились понятия «экологический кризис», «социоприродная система» и другие, подчеркивавшие неразрывную связь и взаимозависимостьобщества и природы, стран и народов. Популярной стала мудрость американских индейцев «мы не получили природу в наследство от предков, а взяли ее в долг у потомков».

 

Три группы глобальных проблем:

1. между государствами и регионами планеты (недопущение конфликтов, установление экономического порядка); сохранение мира;

2. между обществом и человеком (демография, здравоохранение, образование и др.); т.е. социальные проблемы;

- обеспечение дальнейшего экономического развития человечества необходимыми для этого природными ресурсами (продовольствие, сырье, источники энергии);

- Демографические проблемы: прекращение стремительного роста населения (рост численности населения в развивающихся странах, падение рождаемости в развитых);

- своевременное предвидение и предотвращение различных отрицательных последствий НТР и рациональное эффективное использование ее достижений на благо общества и личности.

- проблемы сохранения культурного разнообразия народов.

- проблемы здравоохранения (вспышки «старых заболеваний», например, туберкулеза, и появление новых – СПИД, птичий грипп и др.)

- проблемы образования и другие.

- преодоление возрастающего разрыва в уровне экономического и культурного развития между странами, устранение во всем мире экономической отсталости;

 

3. экологические (защита окружающей среды, охрана и распределение топливных сырьевых ресурсов, освоение, космоса и Мирового океана:

- преодоление экологического кризиса, порождаемого вторжением человека в биосферу

- сохранение природной среды,

- надежное обеспечение человечества энергией, сырьем, продовольствием,

- пресной водой,

- хозяйственное освоение Мирового океана и космического пространства;

- резкое и не всегда оправданное увеличение расходования природных ресурсов;

-Проблема отходов - промышленных и бытовых , загрязнения окружающей;

- ухудшение экологических условий жизни людей;

- сохранения биоразнообразия и др.

Альтернативы развития человечества:

1. Экологическая катастрофа – или - информационно-экологическая цивилизация;

2. Технократизм – или - коэволюция общества и природы;

3. Демократия – или - тоталитаризм;

4. Демографические процессы ставят альтернативу: либо качественное развитие, либо стагнация развития;

5. Комплексная система глобальной безопасности – или - неустойчивая глобальная социальная система;

6. Столкновение цивилизаций – или - сотрудничество стран, народов;

7. Глобализация как вестернизация (подавление национальных культур западной культурой, от англ. West – “запад”) – или - глобализация как диалог культур; и другие…

 

Итог:

Глобальные проблемы современности порождены, в конечном счете, именно всепроникающей неравномерностью развития мировой цивилизации. Техническое могущество человечества неизмеримо превзошло достигнутый им уровень общественной организации, политическое мышление явно отстало от политической действительности, а побудительные мотивы деятельности преобладающей массы людей и их нравственные ценности весьма далеки от социального, экологического и демографического императивов (требований) эпохи.

Таким образом, человеческому обществу необходимо выйти за границы технократически ориентированных антропоцентрических ценностей и идеалов, экологически переориентировать свое мировоззрение и жизнедеятельность.

 

Ограничить покорительский энтузиазм человека может только сама природа в форме экологической проблемы. Она ставит пределы нашей изобретательности, заставляя менять ее направленность в сторону создания экотехнической цивилизации, которая с необходимостью будет характеризоваться развитием способности предвидеть, проигрывая варианты последствий применения той или иной техники и технологии.

Принцип эксплуатации должен быть заменен принципом заботы. Но технический прогресс неистребим, в этом наша человеческая сущность как существ деятельностных, творческих. Природа, которую мы хотим охранять давно уже «вторая природа» и ее охрана носит технически зависимый характер. Борьба должна вестись не с техникой, а за эволюцию техники в сторону экотехнологий, учитывающих социальные и природные возможности.

Для достижения этой задачи необходима экологизация общества. Это означает создание новых природосберегающих мало- и безотходных технологий. Также воспитание экологического сознания и культуры у всех и каждого. Далее, в структуре общества должны занимать заметную и официальную роль экологические организациикак носители экологического интереса отрицающего и дополняющего потребительский интерес.





Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2939; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.224.141.20
Генерация страницы за: 0.128 сек.