Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Массовое сознание. Структура массового сознания

Природа знает лучше.

Ничто не дается даром;

Все должно куда-то деваться;

Все связано со всем;

 

Природа – целостная система, в ней все взаимосвязано. Человек – часть природы, изменяя природу, он изменяет среду своего обитания. Природа, выражаясь словами Гегеля, свое иное для человека …

Принципы организации биосферы: системности и взаимосвязи, целостности, разнообразия и взаимодействия, борьбы и конкуренции, взаимодополнительности, взаимосодействия, динамического равновесия и устойчивого развития, механизм круговоротов.

 

Постклассическая наука: Субъект включен в картину исследуемой реальности. Синтез естественнонаучного и гуманитарного знания. Неравновесная термодинамика, антропный принцип, системный подход и др. Признание уникальности исследуемых систем, их непредсказуемости, необратимости изменений, человекоцентристские ориентиры. Идея господства над природой сменяется идеей гармонии с природой (ноосфера, Коэволюционный императив). Синергетика (Г.Хакен, И. Пригожин) исследует совместное кооперативное действие многих подсистем, в результате которого возникает структура, упорядоченность, закономерности. Сложность систем определяет их непредсказуемость, постоянные флуктуации, бифуркации в развитии, невозможность точных предсказаний дальнейшего развития. Неповторимые, необратимые процессы являются источником порядка. В точках бифуркации малые причины порождают большие последствия. Отсюда, вместо попыток однозначного предсказания будущего состояния системы предлагается проигрывание возможных результатов развития: «что произойдет если…, какой ценой будет установлен порядок из хаоса» и т.д. Понимание открытости систем.

 

Итак, развитие мира возможно как коэволюция человека и природы. Отсюда вытекает ответственность человека за то, что происходит в мире с его участием.

 

Сознание человека индивидуально, неповторимо и уникально, однако человек – существо биосоциальное, отражающее не только свою биологическую, природную, но и социальную, общественную сущность, поэтому из совокупности сознаний индивидов складывается нечто целое, а именно – общественное сознание.

Общественное сознание включает в себя:

1) общественную идеологию (отражает общественное бытие с позиций интересов тех или иных социальных групп, классов, партий);

2) общественную психологию (определяет духовную, эмоционально-волевую жизнь людей на обыденном, бытовом уровне).

Одним из видов общественного сознания является массовое сознание.

Массовое сознание - практическое знание различных социальных групп, не основанное на специализированном знании, нужное социальным группам в повседневной жизни для взаимодействия и коммуникации в малых группах, местности проживания, стране, мире.

Это особый специфический вид сознания общества, свойственный «массам», определяемый как совпадение в какой-то момент (совмещение или пересечение) основных и наиболее значимых компонентов сознания большого числа разнообразных «классических групп» общества (больших и малых). Оно является общественным сознанием масс (классов, социальных групп) конкретного общества, отражающее условия их повседневной жизни, потребности, интересы.

В массовом сознании переплетаются два уровня общественного сознания:

1) обыденно-психологический;

2) теоретико-идеологический.

Реальное наличие теоретико-идеологических элементов и их удельный вес в массовом сознаниии зависят от исторических обстоятельств и степени развития масс как социального субъекта.

В качестве основных составляющих массового сознания можно выделить:

1) конкретно-ситуативные программы деятельности, неявное знание, непосредственно вплетенное в практику;

2) обыденные житейские установки и рецепты, суммирующие повседневный бытовой и профессиональный опыт в виде свода простых частных утверждений и рекомендаций;

3) картину мира в целом, основанную на данных, выходящих за рамки непосредственного опыта и предоставленных господствующей в данной культуре системой ценностей, культурной традицией, а также различными специализированными областями знания (как нормативными для данного типа культуры, так и маргинальными).

В отличие от примитивного “стадного” сознания толпы, массовое сознание имеет сложную структуру и является своеобразным “подсознанием” общества, аккумулирующим обширный пласт неявных мировоззренческих моделей и сценариев поведения различного происхождения и направленности – от авангардно-инновационных до радикально-деструктивных.

Структура массового сознания включает в себя распространенные в обществе идеи, взгляды, представления, иллюзии, социальные чувства людей.

Массовое сознание складывается под воздействием многих факторов как результат влияния непосредственных условий жизни, происходящих в обществе событий и процессов, господствующей идеологии, которая навязывается массовым сознанием всеми средствами духовного воздействия, находящимися в руках экономически и политически господствующих групп. С этой целью широко используются средства массовой информации, применяются различные способы манипулирования массовым сознанием.

Будучи духовным продуктом объективных процессов, отражением особого рода социальной практики, массовое сознание оказывает активное воздействие на многие стороны жизни общества, выступая в качестве одного из регуляторов массовых форм поведения людей.

Социальная значимость массового сознания неуклонно возрастает по мере усиления роли масс в общественной жизни.

Массовое сознание имеет ряд особенностей:

1) сложность и противоречивость – в массовом сознании присутствуют несовместимые взгляды – прогрессивные и негативные реакции;

2) синкретизм;

3) размытость, фрагментарность, аморфность, разорванность;

4) эмоциональность;

5) «упрощенное» отражение социальной действительности.

Сопротивление массового сознания общественным преобразованиям может носить:

1) радикальный характер бунта;

2) пассивный характер молчаливого сопротивления – «психология социальной инерции».

Изменчивый характер массового сознания определяется в первую очередь эволюцией форм духовно-практического освоения мира, развитием социальных отношений, деформацией социальной структуры, и лишь затем – преобразованиями в сфере теоретического знания.

Таким образом, массовое сознание представляет сложное конгломеративное образование, возникающее на «пересечении» всех типов общественного сознания – чувственного и рационального, обыденного и специализированного, абстрактного и художественного, рационального и иррационального. На основе переплетения всех форм в его составе возникает много разнообразных элементов в диапазоне от позитивного знания до ложных образов действительности, от моментальных эмоций до устойчивых настроений. Как и сами массы, сознание в современных обществах возникает и формируется, в первую очередь, в процессе массовизации основных условий и форм жизнедеятельности людей в различных сферах, порождающей одинаковые или подобные устремления, интересы, потребности. Действие этих непосредственных условий и форм социальной жизни закрепляется и получает развитие в производстве, распространении различных видов массовой культуры, связанных функционированием средств массовой коммуникации. Именно благодаря массовой коммуникации интересы, устремления, потребности широких слоев населения оформляются в виде серий одних и тех же образов действительности, способов познавательной деятельности и моделей поведения.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Концепция коэволюции общества и природы. Экологические ценности современной цивилизации | Понятие массового действия. Формы массового действия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 5049; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.