КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема №11. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала
1. Понятие и сущность мотивации. Виды мотивов труда. 2. Управление трудовой мотивацией. 3. Основные теории мотивации. САМОСТОЯТЕЛЬНО (содержательные и процессуальные). 4. Виды стимулов. Формы и системы оплаты труда. Литература: параграфы 8.2-8.4. Учебник Кибанов, Митрофанова, Бодкаева «Мотивация и стимулирование трудовой деятельности» Москва, Инфра-М, 2009, гл. 3 к 4 вопросу. 1. Понятие и сущность мотивации. Виды мотивов труда. Мотивация по менеджменту относится к общим функциям управления. Мотивация – процесс побуждения себя и других к деятельности, направленной на достижение личных целей и целей организации, путем воздействия внешних движущих сил (стимулов) на внутренние движущие силы (наши мотивы). Или это процесс активизации мотивов при помощи различных стимулов. В основе мотивации человека лежат соответственно мотивы. Мотив – субъективная внутренняя побудительная причина или повод к действию отдельного работника для удовлетворения его потребностей. Мотив и вызывает определенные действия или поведение человека. Ядро мотива (или внутренних побуждений человека) – потребности человека, которые формируют мотив и побуждают его к действию. Классификация мотивов. Классифицируются по разным признакам. 1. Материальные мотивы. Социально-психологические мотивы. Творческие мотивы. Духовные мотивы. Удовлетворяют какие-то определенные потребности. 2. Биологические и социальные (основываются на потребностях человека) мотивы. Самоуважение. Мотивы к достижению успеха. Мотивы к достижению и сохранению и др (соответствуют потребностям пирамиды А. Маслоу). 3. Личностные и общественно-значимые (оказание помощи престарелым, волонтерство). Кратковременные и устойчивые. Первичные и вторичные. Внутренние и внешние мотивы. Осознанные и неосознаваемые и др.
Мотивация труда – стремление работника удовлетворить свои потребности, т.е. получить определенные блага, посредством трудовой деятельности. Мотивы, связанные с трудовой деятельностью можно разделить на 4 группы: 1. Получение материальных благ для себя, своей семьи и т.д. Удовлетворение потребности в самореализации, самовыражении, в общественном признании, уважение со стороны других. 2. Мотивы выбора профессии. Престиж профессии, стремление к материальному благополучию, интерес к профессии, склонность к определенному виду деятельности и т.д. 3. Мотивы выбора места работы. Осуществляется на основе оценке внешней среды, своих возможностей, оценка выбираемого места работы с учетом своих интересов и т.д. 4. Мотивы ухода или увольнения с работы. Мотивы объективно-субъективные (условия труда, невозможности профессионального роста) и субъективные (переезд из города, района, состояние здоровья, продолжение образования в другом городе). Субъективные – не нравится психологический климат.
Структура мотива труда. В нее входят 4 обязательных элемента: 1. Потребность, которую хочет удовлетворить человек (работник) в процессе трудовой деятельности. 2. Благо, способное удовлетворить эту потребность. 3. Трудовое действие, необходимое для получения блага (стремление попасть в учебное заведение). 4. Цена, т.е. издержки материального и морального характера, связанные с осуществлением трудовой деятельности (сколько времени требуется, какие материальные затраты для этого нужны, какие усилия, в чем нужно себя ограничить – это и есть издержки, которые человеку придется понести). 2. Управление трудовой мотивацией. Нужно иметь в виду, что этой функцией управляет служба УП и руководители организации (сам управляющий и руководители отделов). Воздействовать на мотивы при помощи определенных стимулов можно и нужно.
Управление трудовой мотивацией и стимулированием трудовой деятельности – это процесс воздействия на поведение персонала с использованием мотивов и стимулов, побуждающих человека к труду. В этом процессе важна роль службы УП и всех руководителей. В управлении персоналом выделяют 2 основные формы мотивации: a) по результатам труда (выполнил задание, план и по результату своевременности, качества, количества, тогда наступает этап стимулирования эффективного или неэффективного, только там, где можно выявить результат одного работника; характерно для России); b) по статусу (характерно для Японии; там разветвленная система должностей и статусов; чем выше должность или статус, тем вше бонус). Управление трудовой мотивацией включает следующие инструменты (или элементы): 1. Четкая классификация мотивов и стимулов. 2. Изучение потребностей сотрудников на основе анкетирования, опросов, собеседований и т.п. 3. Разработка механизма активизации трудовой мотивации через систему стимулов. Важно знать к какому типу трудовой мотивации относятся сотрудники. Для управления трудовой мотивацией служба УП должна знать типологию работников по направленности их мотивации. Выделяют 3 типа трудовой мотивации: 1. Работники, ориентированные в трудовой деятельности в основном на содержательность и общественную значимость труда. 2. Преимущественно ориентированные на оплату труда и другие материальные ценности. 3. Работники, у которых различные ценности сбалансированы. Лекция №10. 17.04.12.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 902; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |