Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

План лекции №1




ПЛАН.

Тема 5. локализация функций в коре больших полушарий.

ПРИНЦИПЫ ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ.

Стремясь учесть специфику деловой культуры, Национальный фонд «Российская деловая культура» разработал документ «Две­надцать принципов ведения дела в России», призывающий предпринимателей к утверждению принципов деловых отношений.

Принципы деловых отношений В России.

№ п/п   Наименование группы принципов   Состав принципов групп  
  Принципы личности   1. Прибыль важнее всего, но честь дороже прибыли. 2. Уважай участников общего дела — это основа отношений с ними и самоуважения. Уважение и самоуважение даются выполнением принятых деловых обязательств. 3. Воздерживайся от насилия и угрозы применения насилия как способов достижения деловых целей.  
  Принципы профессионала   4. Всегда веди дело сообразно средствам. 5. Оправдывай доверие, в нем — основа предпринимательства и ключ к успеху. Стремись завоевать репутацию честного, компетентного и порядочного партнера. Будь таким, каким ты хочешь видеть своего лучшего партнера. 6. Конкурируй достойно. Не доводи деловые разногласия до суда. Самый надежный партнер — тот, который тоже выигрывает от сделки.  
  Принципы гражданина России   7. Соблюдай действующие законы и подчиняйся законной власти.  
        8. Для законного влияния на власть и законотворчество объединяйся с единомышленниками на основе данных принципов. 9. Твори добро для людей, а не ради корысти и тщеславия. Не требуй за него непременного общественного признания.
  Принципы гражданина Земли   10. При создании и ведении дела как минимум не наноси ущерба природе. 11. Найди в себе силы противостоять преступности и коррупции. Способствуй тому, чтобы они стали невыгодны всем. 12. Проявляй терпимость к представителям других культур, верований и стран. Они не хуже и не лучше нас, они — просто другие.  

 

 

  1. Развитие представлений о локализациифункций в коре больших полушарий.
  2. Лобная доля, локализация функций, синдромы поражения.
  3. Теменная доля, локализация функций, синдромы поражения.
  4. Височная доля, локализация функций, синдромы поражения.
  5. Затылочная доля, локализация функций, синдромы поражения.
  6. Межполушарная асимметрия в обеспечении ВПФ.

 

1. Представление о локализации функций в коре больших полушарий связано с понятием о корковом центре. В 1874 г. киевский анатом Бец выступил с утверждением, что каждый участок коры отличается от других участков по строению и выполняемым функциям. Этим утверждением было положено начало учению о цитоархитектонике (учение о структурных особенностях коры). Морфологическая и функциональная неоднородность коры головного мозга позволила выделить отдельные мозговые центры зрения, слуха, осязания и т.д., которые имеют определенную локализацию. В настоящее время Московский институт мозга выделяет более 50 цитоархитектонических полей.

История развития локализации функций в коре или мозговой организации связана с двумя основными направлениями: узким локализационизмом и антилокализационизмом (или эквипотенциальности).

Согласно первому направлению, определенный мозговой центр целиком «заведует» какой-либо психической функцией, т.е. происходит непосредственное соотнесение психического и морфологического. Наиболее яркими представителями этого направления в разные времена были Галь, Кляйст, Брока, Вернике, Шарко и др. В френологической карте Галя наряду с центрами зрительной, слуховой памяти, ориентировки в пространстве, выделены такие центры, как «инстинкт продолжения рода», «любовь к родителям», «честолюбие» и т.п. Ф.Галь был одним из крупнейших анатомов XVIII в. и его френологическая карта считается первой научной формулировкой идей «узкого локализационизма».

Согласно второму направлению – антилокализационизму или эквипотенциальности, т.е. равнозначности – весь мозг принимает участие в реализации какой-либо функции (т.к. все его отделы равнозначны). При этом степень нарушения психической функции не зависит от локализации поражения, а определяется только массой пораженного мозга. Наиболее яркими представителями данного направления были физиологи Флуранс, Гольц, Лешли и др. и психологи-идеалисты Бергсон и др.

И.П.Павлов (отечественный нейрофизиолог) создал учение о «корковом конце анализатора», которое совместило черты обоих направлений. В корковом конце анализатора он выделил «ядро, рассеянную часть, и зону перекрытия анализаторов», осуществляющую надмодальную (или модальнонеспецифическую) обработку информации.

Современные представления о локализации функций в коре связаны с теорией системной динамической локализации и такими понятиями, как первичные, вторичные и третичные корковые поля (по терминологии Кэмпбелла и Геншена). «Ядро и рассеянная часть» образуют первичные и вторичные поля, а «зоны перекрытия» - третичные поля.

Первичные поля – это корковый конец анализатора, т.е. его проекционная зона, осуществляющая модально-специфическую обработку информации (зрительную, слуховую, осязательную и т.п.). Эти поля занимают небольшие участки коры и образуют центральные извилины.

Вторичные поля – это рассеянная зона анализатора. Они модально-специфичны, осуществляют функции гнозиса и праксиса, обеспечивая функциональное объединение различных анализаторных зон (т.е. синтез раздражителей).

Третичные поля – это зоны перекрытия анализаторов, они не связаны с периферией, обеспечивают надмодальную обработку информации. С их участием осуществляются сложные виды психической деятельности (символической – язык, мышление, интеллект). Эти поля занимают наибольшую площадь у человека.

2. Лобная доля (составляет 25-28% коры, ср. масса 450 г.) занимает передние отделы полушарий и выполняет двигательные функции, в том, числе реализует двигательные механизмы речи, а также символические функции – язык, мышление, интеллект.

В ней различают переднюю центральную извилину и три горизонтальные – верхнюю, среднюю и нижнюю лобные извилины.

1. Передняя центральная извилина является первичной двигательной зоной со строго определенной проекцией участков тела (в перевернутом виде). Отсюда берет начало пирамидный путь. При поражении этой зоны возникают центральные парезы и параличи с противоположной стороны от очага поражения (гемипарезы).

2. Задний отдел нижней лобной извилины – зона Брока, двигательный центр речи, отвечающий за кинетический артикуляционный праксис (способность переключаться с одного элемента движения на следующий, т.е. с одного слога в слове на следующий слог, с одного слова в словосочетании на следующее и т.д.). При поражении этой зоны возникает синдром эфферентной моторной афазии, в основе которой лежит нарушение переключения с повторением отдельных элементов движений.

3. Задний отдел средней лобной извилины – это корковый центр взора, осуществляющий содружественный поворот головы и глаз в сторону раздражителя. При поражении этой зоны возникает парез (паралич) взора – больной «смотрит» на очаг и не может повернуть взор в противоположную сторону.

4. Задний отдел средней лобной извилины (несколько выше предыдущего) – центр кинетического праксиса руки, неврологи его называют центром письменной речи. При поражении – кинетическая апраксия руки, вследствие чего нарушается письмо, что проявляется персеверациями.

5. Задний отдел верхней лобной извилины – центр равновесия (зона коры тесно связанная с подкорковыми образованьями). При поражении – гемиатаксия.

6. Передние отделы лобной доли – зона третичных корковых полей. Участок коры, примыкающий к зоне Брока, обеспечивает программирование собственного речевого высказывания. При поражении этой зоны возникает динамическая афазия.

7. Медиобазальные отделы коры лобной доли – отвечают за формирование чисто человеческих эмоций, мотиваций и целенаправленного поведения. При поражении возникает «лобный синдром» с апатико-абулическими проявлениями или синдромом импульсивных влечений.

3. Теменная доля занимает верхнебоковые поверхности полушария и обеспечивает анализ и синтез всех кожно-кинестетических раздражителей и пространственную ориентировку. На верхнебоковой поверхности различают три извилины: задняя центральная извилина, верхняя теменная и нижняя теменная дольки. Часть нижней теменной дольки, огибающей задний отдел боковой борозды, называется надкраевой (супрамаргинальной) областью, а часть, окружающую верхнюю височную извилину, узловой областью (ангулярной).

8. Задняя центральная извилина – это корковый конец кожно-кинестетического анализатора. При поражении возникают зоны гипо - или анестезии, в определенных участках тела (в зависимости от очага поражения) – корковый тип расстройства чувствительности.

9. Нижние отделы постцентральной области коры – центр кинестетического артикуляционного праксиса. При поражении – синдром афферентной моторной афазии.

10. Нижняя теменная долька – центр стереогноза. При поражении – астерегноз.

11. Верхняя теменная долька – центр «схемы тела». При поражении – нарушение «схемы тела».

12. Теменно-затылочная область (ближе к теменной) – зона, при поражении которой наблюдается анозоагнозия – больной не узнает своего дефекта, например, он отрицает, что у него парализована конечность.

13. Теменно-затылочная область (ближе к затылочной) – зона, при поражении которой возникает игнорирование одной половины пространства, например, левой половины при правосторонних очагах поражения.

14. Теменно-затылочно-височная область (зона ТРО, обозначена по первым буквам латинских названий долей мозга, образована на стыке трех анализаторных систем – слуховой, теменной и затылочной)- центр счета, при поражении возникает акалькулия.

15. Ангулярная область (также на стыке трех анализаторных систем – зона ТРО ближе к височной зоне) – центр, при поражении которого возникает семантическая афазия. В основе лежит нарушение понимания сложных логико-грамматических конструкций, вследствие нарушения симультанного (т.е. одномоментного) анализа и синтеза.

4. Височная доля занимает нижнебоковую поверхность полушарий. Функция височной доли связана с восприятием и анализом звуковых раздражителей, в том числе звуков речи, вкусовых и обонятельных раздражителей, а также механизмами памяти.

На верхнебоковой поверхности височной доли имеются три горизонтальные извилины – верхняя, средняя и нижняя. На нижней поверхности височной доли различают нижнюю височную извилину, боковую затылочно-височную извилину, извилины гиппокампа (ноги морского коня).

16. Задняя треть верхней височной извилины образует зону Вернике – это центр слухового речевого гнозиса (центр фонематического слуха). При поражении этой зоны возникает синдром сенсорной (акустико-гностической афазии), при которой больной не понимает речи окружающих вследствие нарушения дифференциации фонем родного языка..

17. Средняя треть верхней височной извилины – центр слухового предметного гнозиса (осуществляет распознавание бытовых предметных звуков). При поражении возникает слуховая предметная агнозия.

18. Передняя треть верхней височной извилины – музыкальный центр, при поражении амузия.

19. Средняя треть средней височной извилины – центр, при поражении которого возникает синдром акустико-мнестической афазии.

20. Задняя треть средней и нижней височных извилин – центр, при поражении которого возникает синдром оптико-мнестической афазии.

5. Затылочная доля занимает задние отделы полушарий. На наружной поверхности она не имеет резких границ. На внутренней поверхности затылочная доля отделяется от теменной теменно-затылочной бороздой. Функция затылочной доли связана с восприятием и переработкой зрительных раздражителей, организацией сложных процессов зрительного восприятия.

21. Центральная часть затылочной области – корковый конец зрительного анализатора. При поражении возникают элементарные нарушения зрения в виде скотом.

22. Верхняя часть затылочной области (теменно-затылочная область коры) обеспечивает функции оптико-пространственного гнозиса. При поражении – оптико-пространственная агнозия. В легких случаях больной не ориентируется лево-право, в тяжелых – верх-низ.

23. Средняя и нижняя области затылочной доли обеспечивает функции зрительно-предметного гнозиса. При поражении – зрительно-предметная агнозия, больной видит, но не узнает то, что видит.

6. Межполушарная асимметрия представляет собой одну из фундаментальных закономерностей работы мозга. Асимметрия начинает проявляться с уровня вторичных и третичных корковых полей, т.е. с функций гнозиса и праксиса, а также символических функций.

До недавнего времени многие ученые считали, что левое полушарие является полностью доминантным по речи, мануальным функциям и другим ВПФ. Правому полушарию отводилась второстепенная подчиненная роль в реализации всех психических процессов. Реальная картина асимметрий и их комбинаций в норме очень сложна. Установлено, что правое полушарие в основном ответственно за невербальные функции, обеспечивает предметный гнозис, ориентировку в пространстве, информацию анализирует целостно и одномоментно. Левое полушарие обеспечивает преимущественно функции речевого гнозиса и праксиса, информацию анализирует дискретно.

 

Обязательная литература:

1. Бадалян Л.О. Невропатология: Учебник для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – С. 53 – 70.

Дополнительная литература:

2. Бадалян Л.О. Детская неврология. – М.: Медицина, 1975. – С.230 – 232.

3. Футер Д.С. Заболевания нервной системы у детей. – М., 1958. – С.313 – 314.

 

1.Введение: цель курса «Менеджмент ФКиС», задачи, место курса в профессиональной подготовке выпускника, требования к сдаче экзамена.

2.Определение понятия менеджмента

3.Понятие менеджера и его деятельности

4.История возникновения менеджмента

5.Основные теории управления

6.Органы управления организацией

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.