Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансовая политика. Финансовое планирование




Финансы представляют собой систему экономических денежных отношений по поводу формирования и использования денежных фондов и средств государства в соответствии с присущими им функциями.

Сущность и функции финансов, их роль в системе денежных отношений

Тема 1. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ, УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ

Финансы являются одной из стоимостных экономических категорий товарно-денежного хозяйства наряду с такими категориями как деньги, кредит, товар, прибыль и другими. Исторически термин «финансы» появился вследствие отделения государственной казны от собственности монарха (Европа XVI- XVII вв.) и создания фискального аппарата для взимания податей в денежной (стоимостной) форме в виде налогов. Этимология слова «финансы» (finance) имеет латинские корни, беря свое начало от «finis» (конец) и «financia» (наличность, доход). Поступательное развитие товарно-денежных отношений способствовало трансформации его смыслового значения. Так, если в начале под финансами подразумевался только денежный платеж, то с конца XV II в. - это вся совокупность денежного хозяйства государства, его доходы, расходы, внешние и внутренние долги. Как экономическая категория финансы появились гораздо позднее, чем деньги. Однако, в отличие от денег, финансы всегда неосязаемы.

Для определения сущности финансов, прежде всего, необходимо выделить и другие основные признаки, отличающие их от денег.

В обществе все экономические отношения условно делятся на денежные и натуральные, имеющие и не имеющие стоимостную оценку. Одна часть денежных отношений обслуживает воспроизводственный процесс. Это такие отношения, как рынок товаров, работ и услуг, рынок капиталов, рынок кредитов, рынок денег, которые приводят к приросту имеющихся ресурсов в обществе, прибыли в предпринимательских структурах, имущества в собственности граждан, предприятий и т.д. в соответствии с экономическими законами и разделением труда и капитала. Другая часть денежных отношений возникает и функционирует вне воспроизводственного процесса и связана с перераспределением денежных ресурсов и других средств, имеющих стоимостную оценку, в силу наличия государства как органа управления экономикой и выполнения им своих функций.

Использование финансовых отношений в управлении экономикой зависит от совокупности и полноты выполняемых органом государственной власти своих функций. При идеальном рынке роль государства очень незначительна и все процессы происходят на принципах рыночного хозяйства - в действительности таких государственных устройств еще не существовало. При жестком централизованном управлении («командно-административные системы» или унитарные государства) роль государства преувеличена, и оно вправе вмешиваться в процессы распределения и перераспределения совокупного общественного продукта. Поэтому в реальных условиях хозяйствования государство через публичные (государственные) финансы управляет процессами его перераспределения, а через систему государственного финансового регулирования организует процесс воспроизводства в хозяйствующих субъектах.

Публичные финансы как экономическая категория оперируют такими категориями как: бюджет, валовой внутренний продукт, совокупный общественный продукт, национальный доход, государственный долг, налоги и т.п., а в хозяйствующих субъектах - цена, прибыль, нормативы отчислений, издержки, доход, налоги и другие.

Финансовыми отношениями можно считать денежные отношения, обусловленные фактом существования общегосударственного органа управления экономикой и необходимостью выполнения им своих функций. Они имеют императивную (волевую) форму организации и государственно-властную (законодательно закрепленную) форму проявления для всех хозяйствующих субъектов.

Финансовые отношения представляют собой обособленную часть экономических денежных отношений. Экономическое предназначение финансов проявляется в трех функциях:

формирования денежных фондов (доходов) и средств;

• использования денежных фондов (доходов) и средств;

• контрольной функции.

Роль финансов в системе денежных отношений, как и некоторых других категорий, заключается в полноте выполнения ими своих функций по формированию и использованию централизованных (государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды) и децентрализованных (хозяйствующих субъектов) денежных фондов и сумм денежных средств, а также в возможности осуществления контроля за их рациональностью функционирования в рамках единой системы.

Таким образом, финансы - это система экономических денежных отношений, имеющая императивную форму образования, выражающая процессы формирования и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов и средств с целью выполнения государством своих функций.

Финансовая политика является составной часть экономической политики государства. Она включает в себя бюджетную, налоговую, таможенную, ценовую, инвестиционную, денежную политику. В то же время в рамках общегосударственной финансовой политики все хозяйствующие субъекты разрабатывают свою собственную политику.

Финансовая политика (в широком смысле слова) - это определение конечных целей, конкретных задач и организация управления финансами с целью выполнения ими своих функций с учетом действия экономических законов развития общества.

Финансовая политика (в узком смысле слова) - это совокупность методологических основ, форм и методов, направленных на достижение эффективности в мобилизации, распределении и использовании финансовых ресурсов общества с целью выполнения государством его функций, поставленных целей и конкретных задач.

Целью финансовой политики является обеспечение стабильного поступательного развития экономики государства и хозяйствующих субъектов на основе использования финансовых отношений и финансового потенциала.

К основным стратегическим задачам финансовой политики России на современном этапе можно отнести:

• финансовую устойчивость развития экономики;

• финансовую независимость государства;

• обеспечение платежеспособности государства и хозяйствующих субъектов.

Основные тактические задачи финансовой политики состоят в следующем:

• обеспечение макроэкономической сбалансированности;

• достижение бюджетного профицита;

• снижение государственного долга;

• стабилизация национальной валюты и снижение уровня инфляции;

• разработка и утверждение стабильного финансового законодательства в сфере функционирования общегосударственного органа и хозяйствующих субъектов;

• организация финансового контроля;

• сосредоточение финансовых ресурсов в руках государства и хозяйствующих субъектов и др.

Свои обособленные задачи в рамках единой цели решают и составные части финансовой политики (бюджетная политика, налоговая политика, ценовая политика, инвестиционная политика и др.).

Управление финансами представляет собой совокупность мер общегосударственного органа по реализации финансовой политики государства, обеспечению целенаправленного и непрерывного функционирования финансового механизма с целью выполнения системой финансов своего функционального назначения.

В любом государстве управление финансами должно ориентироваться на основные методологические принципы, которые должны быть основой организации финансовых отношений для всех сфер хозяйствования и звеньев финансовой системы. Они заключаются в следующем:

• единство целей и задач;

• макроэкономическая сбалансированность ресурсов всех сфер хозяйствования;

• соблюдение требований экономических законов;

• достоверность;

• гласность;

• учет конкретных исторических и внешних условий;

• учет прошлого опыта;

• обеспечение рациональности структуры финансов и финансового механизма;

• создание финансовых резервов;

• сосредоточение основных финансовых ресурсов в руках государства;

• контроль со стороны общества за формированием и использованием ресурсов.

Однако следует учитывать, что, разрабатывая конкретные направления финансовой политики, могут использоваться и другие принципы, дополняющие вышеназванные. Систему мероприятий и способов достижения целей можно представить в виде финансового механизма управления (рис. 1).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 555; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.