Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бюджетное устройство - это организация бюджетной системы и принципы ее построения




Бюджет как экономическая категория выражает систему экономических денежных отношении, имеющих императивную форму образования, выражающую процессы формирования и использования основного общегосударственного фонда денежных средств для выполнения наиболее важных задач и функций государства, принимающая законодательно закрепленный характер использования.

Сущность государственного бюджета. Бюджетная система РФ и принципы ее построения

Финансовая система Российской Федерации включает в себя различные подсистемы и звенья. Одной из таких подсистем являются государственные и муниципальные финансы. В свою очередь бюджетная система является основным звеном этой подсистемы, которая состоит из совокупности бюджетов, бюджетных и государственных внебюджетных фондов, государственных предприятий, других организаций и институтов. Бюджет - это одновременно и экономическая категория, и совокупность денежных фондов, входящих в единый денежный (бюджетный) фонд.

Тесная взаимообусловленность бюджета и государства предопределяет специфику финансовых отношений, выражаемых бюджетом (бюджетные отношения) и ограничивает их использование.

Сущность бюджета проявляется в его функциях, таких как:

• формирование денежных средств основного общегосударственного фонда (в ходе реализации этой функции обеспечивается структура, формы и методы аккумулирования части валового внутреннего продукта и движения денежных потоков в бюджетной системе;

• использование денежных средств основного общегосударственного фонда (в соответствии с этой функцией реализуется процесс целевого использования денежных средств бюджета, движения денежных потоков в бюджетной системе - определение структуры расходов, порядка и последовательности их использования);

• организация и осуществление контроля за формированием, движением и использованием средств бюджетного фонда (использование денежных показателей позволяет анализировать, систематизировать, выявлять тенденции и осуществлять надзор за соблюдением правил и норм, установленных законодательством).

Бюджетная система Российской Федерации представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность Федерального бюджета РФ, региональных бюджетов субъектов РФ (национально-государственных образований - республиканские бюджеты, краевые и областные бюджеты, городские бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга), местных бюджетов (административно-территориальных образований - районные бюджеты сельских районов, городские бюджеты, районные бюджеты городов, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов) и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

В бюджетной практике и законодательстве используется и такой вид бюджета как консолидированный бюджет (рис.6).

Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Однако следует отметить, что он не имеет юридического статуса, но используется в процессе анализа, сводного планирования, отчетности как информационная база.

Бюджетный кодекс РФ включает в структуру бюджетной системы и бюджеты государственных внебюджетных фондов (которые имеют свою структуру) систему формирования и использования денежных фондов и средств.

Бюджетная система РФ основывается в соответствии с Бюджетным кодексом на следующих принципах:

• принцип единства, т.е. использование единой правовой базы, форм бюджетной документации, принципов построения бюджетного процесса, единый порядок формирования доходов и финансирования расходов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств бюджетов и др.;

• принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

• принцип самостоятельности бюджетов;

• принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

• принцип сбалансированности бюджета - объем расходов, предусмотренных бюджетом должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования бюджетного дефицита, объем дефицита бюджета должен быть минимальным;

• принцип эффективности и экономичности использования бюджетных средств;

• принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

• принцип гласности;

• принцип достоверности бюджета;

• принцип адресности и целевого характера бюджетных средств. Функционирование бюджетной системы РФ тесно связано с содержанием сферы компетенции общегосударственного органа управления в лице законодательной (представительной) и исполнительной властей на всех уровнях управления. Содержание компетентности уровней органов власти РФ обусловлено их суверенитетом. Бюджетные права РФ и ее звеньев обеспечивают создание правовой и финансовой базы, без которых невозможно осуществление государственного суверенитета и компетенции. Основой финансовой самостоятельности государства и его территориальных и административных подразделений в Федерации является право на самостоятельный бюджет и широкий круг используемых бюджетных отношений. На каждом уровне власти бюджетная компетенция имеет свои особенности.

Полномочия органов власти всех уровней управления РФ закреплены в Конституции РФ, Бюджетном кодексе РФ и в других законодательных актах.

Федеральные органы власти осуществляют законодательное регулирование бюджетных отношений в пределах, закрепленных Конституцией РФ, исходя из компетенции Российской Федерации устанавливать основы федеральной политики в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития страны. Эти органы власти определяют основы бюджетного устройства и бюджетного процесса на территории России, которые конкретизируются в нормативных документах органов власти субъектов Федерации и местного самоуправления.

Законодательство на федеральном уровне детально регламентирует порядок осуществления бюджетного процесса по формированию и исполнению федерального бюджета, для чего ежегодно принимается Федеральный закон о бюджете. Федеральные органы власти устанавливают налоги, сборы и иные источники доходов, подлежащие зачислению в федеральный бюджет, при этом общие принципы налогообложения заложены в Налоговом кодексе РФ, который также утвержден на федеральном уровне.

К компетенции федеральных органов власти относится разграничение бюджетных доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации. Часть доходных источников находится в распоряжении Федерации, а часть - закреплена за бюджетами субъектов Федерации или передается им в форме отчислений по утвержденным нормативам. В Федеральном законодательстве также закреплены и отдельные виды доходов местных бюджетов. Распределение налогов, сборов и отчислений и других обязательных платежей определены в Налоговом кодексе, Законе об основах налоговой системы и других законах.

Органы власти субъектов Федерации самостоятельно осуществляют законодательное регулирование бюджетного устройства и бюджетного процесса на соответствующей территории в соответствии с условиями хозяйствования. Они определяют виды бюджетов, порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, порядок формирования и расходования денежных фондов и средств, осуществления контроля.

Бюджетные права и компетенция органов местного самоуправления состоит в том, что на их основе создается финансовая база для решения социально-экономических задач и обеспечивается возможность регулировать на своей территории бюджетные отношения с учетом местных особенностей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 770; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.