Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сбалансированность бюджетного фонда. Методы достижения сбалансированности

Содержание и виды бюджетных резервов

Экономическое содержание и специфические черты бюджетного фонда

Термин бюджет можно рассматривать в нескольких значениях:

· по экономической сущности – система объективно существующих экономических отношений.

· по материально вещественному воплощению – это фонд денежных средств.

· по форме организации – финансовый документ, имеющий балансовую форму, утверждаемый законом или решением (…)

Специфика бюджетных отношений заключается в следующем:

· обязательным участником этих отношений является либо орган государственной власти, либо орган местного самоуправления;

· бюджетные отношения – это исключительно перераспределительные отношения. Объектом распределения является ВВП, часть национального богатства, доходы от внешнеэкономической деятельности.

· бюджетные отношения связаны с формированием фондов денежных средств.

· бюджетные отношения призваны удовлетворять общественные потребности, которые включают в себя потребности всех экономических субъектов, финансирование которых возложено на органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Общественные потребности

1. потребности органов государственной власти и органов местного самоуправления

2. потребности субъектов хозяйствования и граждан

Бюджетные отношения – совокупность денежных отношений, возникающих между органами государственной власти и органами местного самоуправления с одной стороны, и субъектами хозяйствования и гражданами с другой, по поводу перераспределения ВВП, части национального богатства и доходов от внешнеэкономической деятельности, с целью образования фондов денежных средств в распоряжении органов государственной власти и органов местного самоуправления, с целью удовлетворения общественных потребностей в рамках возложенных на эти органы функций и задач.

Эффективность реализации бюджетных отношений зависит от адекватного бюджетного механизма, который укрупнено включает в себя следующие части:

1. механизм мобилизации денежных средств в бюджете различных уровней;

2. механизм расходования денежных средств из бюджетов различных уровней;

3. механизм межбюджетного перераспределения денежных средств.

Материально-вещественным воплощением бюджетных отношений выступает бюджетный фонд, который является финансовой базой деятельности конкретного органа государственной власти или органов местного самоуправления.

Бюджетный фонд является разновидностью финансовых фондов, поэтому для него будут характерны все черты, которые присущи для любого финансового фонда:

· организационная обособленность;

· целевая направленность;

· сбалансированность;

· регламентация политики согласования и расходования средств фонда;

Специфическими чертами бюджетного фонда являются;

· масштабность;

· маневренность (мобильность);

· многоцелевое использование бюджетных средств;

В настоящее время в РФ в бюджетных фондах сконцентрировано около 40% ВВП

Факторы, влияющие на масштабы концентрации финансовых ресурсов в бюджетных фондах:

· уровень развития экономики страны (чем выше уровень экономики страны, тем меньшая часть финансовых ресурсов концентрируется в бюджетных фондах);

· методы хозяйствования;

· специфические условия, характерные для определенного исторического этапа развития страны;

· решаемые обществом экономические и социальные задачи.

Маневренность (мобильность) бюджетного фонда достигается действием принципа общего (совокупного) покрытия расходов бюджета, действием принципа единства кассы и наличием разветвленной системы бюджетных резервов.

Все расходы бюджета обеспечиваются общей суммой доходов и поступлений из источников финансирования бюджета.

При этом отсутствует закрепление конкретного вида поступления за конкретным направлением расходования средств.

Все доходы и поступления из источников финансирования дефицита бюджета зачисляются на единый бюджетный счет, с которого осуществляются расходование всех денежных средств, предусмотренных по бюджету.

В настоящее время в РФ из бюджетов всех уровней расходование денежных средств осуществляется по четырнадцати разделам, включающим в себя сто подразделов, к которым привязаны более тысячи целевых статей и видов расходов по бюджетной классификации расходов.

 

Бюджетные резервы – это обособленная часть денежных средств в бюджетах всех уровней, предназначенная для обеспечения бесперебойного финансирования как предусмотренных ранее затрат, так и непредвиденных расходов, возникших внезапно и имеющих чрезвычайный или случайный характер.

Бюджетные резервы делятся на с тратегические и текущие.

Бюджетные резервы могут создаваться и использоваться в фондовой или нефондовой форме.

К стратегическим бюджетным резервам в РФ относятся созданные на базе расформированного в январе 2008 года Стабфонда РФ, Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.

С 1 января 2008 года нефтегазовые доходы стали учитываться отдельно от других доходов федерального бюджета.

Состав нефтегазовых доходов:

1. Налоги на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ, газовый конденсат);

2. Вывозные таможенные пошлины на нефть, газ и продукты нефтепереработки;

Порядок использования нефтегазовых доходов:

· формирование нефтегазового трансферта (нормативная величина составляет 3,7% прогнозируемого объема ВВП в соответствующем финансовом году);

· формирование резервного фонда (нормативная величина 10% прогнозируемого объема ВВП в соответствующем финансовом году);

· формирование фонда национального благосостояния.

Другими доходами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния являются доходы от управления средствами этих фондов.

Фонд национального благосостояния имеет 2 цели – основную и второстепенную.

· второстепенная цельсофинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан РФ;

· основная цель – обеспечение сбалансированности пенсионного фонда РФ (финансирование дефицита пенсионного фонда РФ).

Резервный фонд

· при благоприятном развитии экономики РФ – досрочное погашение внешнего долга РФ;

· кризисные периоды развития экономики РФ – формирование нефтегазового трансферта в случае нехватки нефтегазовых доходов

26.09.2011

Бюджетные резервы, имеющие текущий характер

К бюджетным резервам, имеющим текущий характер, то есть формируемым и расходуемым ежегодно относятся:

1. в фондовой форме

a. в составе расходной части федерального бюджета:

i. Резервный фонд Президента РФ;

ii. Резервный фонд Правительства РФ;

iii. Резервный фонд Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

b. в составе расходной части региональных бюджетов:

i. Резервные фонды глав администрации субъектов РФ;

ii. Резервные фонды высших органов исполнительной власти субъектов РФ.

c. в расходной части местных бюджетов:

i. Резервные фонды глав администраций муниципальных образований;

ii. Резервные фонды исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления.

2. внефондовые формы

a. свободные остатки средств на счетах по учету исполнения бюджета на начало текущего финансового года (образуются по всем бюджетам без исключения, учитываются в составе источников финансирования дефицита бюджета)

b. оборотная кассовая наличность (на федеральном уровне не используется, а используется лишь в некоторых субъектах муниципальных образованиях)

Существуют законодательные ограничения на формирование и использование средств резервных фондов, формируемых ежегодно в расходной части соответствующих бюджетов:

· запрещено создание Резервных фондов органов законодательной (исполнительной) власти;

· общий объем резервных фондов в составе соответствующего бюджета не может превышать 3% утвержденного общего годового объема расходов соответствующего бюджета;

· размер Резервного фонда Президента РФ не может превышать 1% утвержденного общего объема расходов федерального бюджета;

· не допускается расходование средств Резервного фонда Президента РФ на проведение выборов, референдумов и освещение деятельности Президента РФ.

Только на основании распоряжения или указа Президента РФ выделяются средства из Резервного фонда Президента РФ.

Состав расходов, финансируемых за счет средств Резервного Фонда РФ, утверждается Правительством РФ (№838 от 08.07.97).

Состав расходов, финансируемых за счет средств Резервного фонда Правительства РФ:

· государственная поддержка общественных организаций и объединений;

· проведение юбилейных мероприятий общегосударственного значения;

· изготовление государственных наградных и юбилейных медалей;

· проведение встреч, симпозиумов, конференций на высшем уровне;

· издание сборников нормативно-правовых актов РФ;

· выплата разовых премий гражданам за заслуги перед государством.

Из Резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий (...) выделение средств на частичное покрытие расходов, связанных с проведением:

· поисковых и аварийно-спасательных работ в зонах ЧС;

· неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах, пострадавших в результате ЧС;

· закупки, доставки, хранение материальных ресурсов для первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения;

· развертывание и создание временных пунктов проживания и питания для эвакуированных пострадавших граждан;

· проведение выплат единовременной материальной помощи пострадавшим гражданам.

Принцип частичного финансирования расходов предполагает, что финансирование перечисленных мероприятий производится не только за счет средств данного Резервного фонда, но и за счет средств бюджета субъектов РФ на территории которых произошли стихийные бедствия или чрезвычайные ситуации.

Состав расходов финансируемых из Резервных фондов, формируемых в составе расходной части бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов аналогичен тем, которые финансируются из федеральных резервных фондов (они имеют более локальный, более местный характер).

Свободные остатки средств на начало текущего года образуются в результате исполнения бюджета в предыдущем финансовом году, в случае перевыполнения плана по доходам, либо экономии по расходам бюджета.

Направления использования остатков

· финансирование непредусмотренных по бюджету расходов;

· финансирование предусмотренных по бюджету расходов, но сверх утвержденной величины;

· предоставление бюджетных кредитов другим бюджетам и субъектам хозяйствования;

· покрытие внутригодовых кассовых разрывов;

· пополнение оборотной кассовой наличности (единственная цель - финансирование внутригодовых кассовых разрывов)

Специфика ОКН заключается в ее возвратности, т.е. в каком объеме сформированы 1 января текущего года, в таком же состоянии должно быть 31 декабря этого года.

Сбалансированность бюджетного фонда составленного путем достижения равенства доходов и расходов обеспечивается автоматически. Несбалансированность проявляется либо в превышении доходов над расходами бюджета, либо в превышении расходов над доходами.

Любой дефицит бюджета нуждается в изыскании источников его финансирования.

Существуют следующие способы покрытия бюджетного дефицита:

1. денежно-кредитная эмиссия (монетизация бюджетного дефицита);

2. продажа неиспользуемого государственного имущества и государственных запасов;

3. осуществление государственных заимствований (в кредитной форме и в форме государственных займов, осуществляемых путем выпуска ЦБ от имени того или иного органа государственной власти);

4. пропорциональное снижение расходов.

Согласно БК РФ сбалансированность бюджета достигается путем соблюдения равенства объема расхода бюджета к суммарному объему доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета.

Существуют законодательные ограничения на размер дефицита соответствующего бюджета. Размер дефицита федерального бюджета не может превышать размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета. (формула)

Размер дефицита бюджета субъекта РФ (местного бюджета) не может превышать 15% (10%) утвержденного общегодового объема доходов бюджета субъектов РФ (местного бюджета) без учета безвозмездных поступлений.

Все источники финансирования дефицита бюджета делятся на внутренние и внешние (принцип деления - валюта).

Конкретный состав источников финансирования дефицитов бюджетов установлен 94, 95, 96 статьями БК РФ.

До 31.12.99 внешние источники предусматривались для финансирования дефицита федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

С 01.01.2000 по 31.12.2007 года внешние источники предусматривались для финансирования дефицита Федерального бюджета.

С 01.01.08 по настоящее время внешние источники предусматривают для финансирования федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

Внутренние источники предусматриваются для финансирования дефицита Федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Сбалансированный бюджет достигается как при составлении, так и исполнении бюджета. При составлении бюджета используются следующие основные методы достижения сбалансированности:

1) лимитирование планируемых расходов бюджета на основе установленных получателем бюджетных средств заданий по предоставлению государственных или муниципальных услуг, предоставление объемов финансирования и нормативов финансовых затрат;

2) создание эффективного механизма разграничения расходов полномочий между органами государственной власти разного уровня и органами местного самоуправления и наделения этих органов адекватными доходными источниками;

3) изыскание резервов роста доходов поступающих в бюджеты всех уровней;

4) совершенствование механизма предоставления финансовой помощи из вышестоящих бюджетов;

При исполнении бюджета, основными механизмами его сбалансирования являются:

· Установление и доведение до бюджетополучателей лимитов бюджетных обязательств (ЛБО);

· Использование процедуры принятия, подтверждения и выверки исполнения денежных обязательств;

· Использование дополнительных средств(?), полученных в ходе исполнения (использования) бюджетных доходов;

· Осуществление комплекса мер по контролю за соблюдением налогового законодательства, а также за целевым и эффективным использованием бюджетных средств.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Го вида не должны выполняться в одиночку! | Модели построения бюджетных систем федеративных и унитарных государств
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 5262; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.