Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гигиенические требования к детской мебели и правильной посадке ребенка

Соблюдение гигиенических требований к детской мебели является обязательным условием формирования правильной осанки у детей и выработки правильной посадки за рабочим столом (партой), что способствует оптимальной организации учебно-воспитательной деятельности детей и сохранению здоровья.

Для выработки правильной, непринужденной, прямой посадки с легким наклоном головы (с ней связано боль­шинство занятий) важно каждому ребенку подобрать под­ходящую мебель и научить пользоваться ею.

Сидя за столом, ребенок должен держать тело в опреде­ленном положении, при этом напрягаются мышцы шеи и спины. Напряжение мышц особенно велико в тех случаях, когда ребенок сидит не прямо, а с наклоном вперед (рис.1). Чтобы уменьшить напряжение шейных и спинных мышц, возникающее при наклонном положении тулови­ща, ребенок стремится опереться грудью о край стола, за которым сидит. Такая посадка быстро его утомляет, так как грудная клетка сдавливается, глубина дыхания, а, сле­довательно, и поступление кислорода в органы и ткани уменьшаются. Привычка сидеть с опорой на грудную клетку может привести к деформации грудины, к появлению су­тулости и близорукости.

Прямая посадка более устойчива и менее утомительна, так как центр тяжести тела при этом положении находится над точками опоры. Однако и прямая посадка может быс­тро утомить ребенка, если стул не соответствует пропор­циям его тела и не имеет спинки, на которую можно опе­реться.

Статическое напряжение мышц при посадке можно уменьшить, равномернее распределив напряжение мышц. Для этого важно увеличить количество точек опоры: надо сидеть прямо, не на краю, а на всем сиденье стула, глубина ко­торого должна быть не менее 2/3 длины бедра сидящего, а ширина – превышать ширину таза на 10 см; опираться ногами о пол, спиной о спинку стула. Предплечья ребенка должны свободно лежать на крышке стола. Плечи при правильной посадке должны быть на одном уровне и располагаться параллельно крышке стола.

 

 

Рис 1. Соотношение центра тяжести туловища и точки опоры при правильной и при неправильной посадке.

 

Для того чтобы при посадке можно было опираться но­гами о пол, держа бедра по отношению к голеням под пря­мым углом, высота сиденья стула над полом должна быть равной длине голени сидящего вместе со стопой (измерять следует от подколенной впадины, прибавляя 5-10 мм на высоту каблука).

Если сиденье излишне высокое, положение тела сидя­щего не будет устойчивым, так как он не сможет опереться ногами о пол, при слишком низком – сидящему придется либо отводить ноги в сторону, что нарушит правильную его посадку, либо убирать их под сиденье, что может выз­вать нарушение кровообращения в ногах, поскольку сосу­ды, проходящие в подколенной впадине, будут зажаты. Вы­сота стола над сиденьем (дифференция) должна позволять сидящему свободно, без поднимания или опускания плеч, класть руки (предплечья) на стол. При слишком большой дифференции, работая за столом, ребенок поднимает плечи (особенно правое плечо), при слишком малой – сгибает­ся, сутулится, слишком низко наклоняет голову, чтобы рас­смотреть предмет (рис. 2).

 

1 2 3

 

Рис. 2. 1 – дифференция достаточная; 2 – дифференция малая; 3 – дифференция большая.

Чтобы во время занятий можно было опираться спиной о спинку стула и при этом хорошо видеть предметы и вы­полнять ту или иную работу, необходимо соблюдать дис­танцию спинки, т.е. расстояние между спинкой стула и краем стола, обращенного к сидящему, должна на 3-5 см превышать переднезадний диаметр его грудной клетки. При этом расстояние между отвесными линиями, опущенными от переднего края сиденья стула и от края стола – «ди­станция сиденья» становится отрицательной, т.е. край сту­ла на 2-4 см заходит под край стола.

Если расстояние между краями стола и стула (нулевая дистанция) отсутствует или дистанция сиденья положитель­ная (стул несколько отодвинут от края стола), опираться на спинку стула при выполнении какой-либо работы за столом невозможно, так теряется точка опоры – спинка стула, что приводит к быстрому утомлению мышц туловища ребенка и не способствует формированию правильной осанки (рис. 3).

Рис. 3. 1– дистанция спинки отрицательная; 2 – дистанция спинки нулевая; 3 – дистанция спинки положительная.

Воспитатели во время занятий должны следить за по­садкой каждого ребенка. Требовать от детей правильного размещения за столом можно лишь при условии соответ­ствия мебели росту и пропорциям тела ребенка. Некото­рые части тела ребенка при его нормальном развитии на­ходятся в определенном соотношении с длиной всего тела, поэтому рост принимается за основную величину, из кото­рой исходят при определении размеров мебели[3].

 

Контрольные вопросы:

  1. Дайте краткое обоснование каждому из принципов проектирования и строительства ДОУ.
  2. В чем заключается значение чистого воздуха для детей раннего и дошкольного возраста.
  3. Как изменяется воздушная среда в помещении с пребыванием детей к концу рабочего дня?
  4. По какому показателю судят о качестве воздуха в помещении?
  5. Перечислите основные требования к качеству воздушной среды групповой комнаты (физкультурного, музыкального залов) ДОУ.
  6. В чем заключается биологическое действие солнечного света?
  7. Основные требования к естественному освещению помещений ДОУ.
  8. Основные требования к искусственному освещению помещений ДОУ.
  9. От чего зависит коэффициент естественной освещенности?
  10. Что показывает коэффициент заглубленности?
  11. Перечислите основные требования к детской мебели.
  12. Условия правильной посадки ребенка за столом.
  13. Физиолого-гигиеническое значение правильной посадки ребенка за столом.
  14. Роль воспитателя в соблюдении гигиенических требований к внешней среде ДОУ.

 

Лекцию составила

доцент кафедры общей и социальной педагогики НГГУ

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Гигиенические требования к световому режиму | Пути и источники загрязнения мяса и мясных продуктов микроорганизмами
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 4254; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.