Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация и цели профессионального обучения




Обучение - метод подготовки персонала, направленной на повышение эффективности работы организации. Оно позволяет:

· повысить эффективность и качество работы;

· сократить потребность в контроле;

· быстрее решить проблему дефицита кадров (обучение привлекает нужных людей);

· сократить текучесть и затраты, вызванные ею.

Современному производству необходим уровень образования не менее· -13 лет. В момент окончания молодым человеком высшего учебного заведения оно уже будет отставать от реальных условий жизни на 5-6 лет, через 10-12 лет работы по специальности стартовые профессиональные и управленческие знания успевают на 50%, через 24 года - на 75%, к концу работы - на 90%.

В соответствии с данными опросов полностью удовлетворены полученным образованием 18% российских работников, профессией - 46, творческими возможностями - 22, профессиональным ростом - 18%. В этих условиях люди сами должны осознавать потребность в обучении.

84 % опрошенных считают, что для большей эффективности труда им нужны до­полнительные знания, 79 - регулярное повышение профессионального уровня. 82% руководителей и 77% специалистов стремятся повышать квалификацию.

Основные задачи профессионального обучения персонала фирмы:

· обучение для овладения новыми направлениями деятельности;

· обучение для усвоения новых приемов и методов выполнения трудовых опе­раций;

· обучение перед выходом на пенсию для облегчения адаптации к новым усло­виям.

Им охватываются как вновь принятые, так и уже работающие сотрудники.

Конкретные цели обучения персонала:

· повышение общего уровня квалификации;

· получение новых знаний и навыков, если меняется или усложняется характер работ, открываются новые направления деятельности;

· обновление и поддержание прежних навыков, если изменений нет;

· подготовка к занятию новой должности;

· приобретение профессии вообще;

· ускорение процесс адаптации;

· экономия средств, теряемых из-за некачественного выполнения работ;

· улучшение морально-психологического климата.

Как отмечают специалисты, в результате обучения у людей происходят определённые изменения в деятельности:

· результативность растет быстрее затрат;

· ускоряется темп работы и достигается нужный ее ритм;

· совершенствуются и автоматизируются движения;

· снижается утомляемость;

· повышается ответственность;

· развивается чувство времени;

· улучшаются методы выполнения отдельных работ и т. п.

Кроме того, обучение подчиненных приводит к экономии времени руководителя. Потребность в обучении может быть выяснена в процессе отбора кандидатов, во время аттестации, из текущих бесед. Кроме того, она определяется бизнес-планами, предполагаемыми изменениями в содержании рабо­,1, в штатных расписаниях, внешними воздействиями.

Первым шагам в организации обучения является анализ работы и создание ее спе­цификации (перечень специальных знаний и умений, требуемых для ее выполнения).

Второй шаг. Сравнение должностной спецификации с уровнем подготовки работника, что позволяет выявить имеющиеся у него проблемы (отсутствие навыков, опыта, незнание методов и проч.) и сформулировать цели обучения. Для этого ис­пользуются опросы, наблюдения и проч.

Третий шаг - определение того, насколько процесс обучения может решить эти проблемы, где и в какой форме оно должно осуществляться - на рабочем месте без, отрыва от работы, в организации; с отрывом (курсы в рамках организации) и вне ее (разного рода центры, школы).

Внутренние курсы дают информацию малыми дозами, позволяют адаптировать 5учение к потребностям конкретной группы, помогают осуществлять практику.

Внешнее обучение целесообразно, если обучаемых мало, срок далекий, нужны специальные знания и навыки, ставятся только образовательные задачи.

Основными разновидностями обучения работников на производстве согласно российскому законодательству являются индивидуальная, групповая и курсовая подготовка.

При индивидуальном методе обучающегося либо прикрепляют к квалифициро­ванному работнику (в том числе руководителю - тогда речь идет о стажировке) либо включают в группу (бригаду), где с ним занимается работник высокой квали­фикации (бригадир или другой член бригады). Необходимый теоретический курс изучается самостоятельно (при консультации с соответствующими специалиста­ми).

Групповая (бригадная) форма подготовки предусматривает объединение обучающихся (стажирующихся) в специальные группы, занятия с которыми проводят работники высокой квалификации.

Формы индивидуальной и групповой подготовки:

1. Ученичество предполагает прикрепление лиц, не имеющих специальности, с целью обучения к опытным рабочим, которые передают им свои знания и форми­руют необходимые навыки.

2. Наставничество представляет собой передачу знаний и навыков от более опытного и компетентного человека к менее опытному в процессе их личного обще­ния, обсуждения проблем, ответов на вопросы. В его рамках новичков втягивают в принятие решений, что предполагает предоставление им некоторой самостоя­тельности в текущих делах. Обычно требует немалых затрат времени с той и другой стороны и взаимного доверия, а также четкого планирования.

Наставничество используется на любом уровне и на любом этапе управленче­ской карьеры. Наставники могут иметь более низкое служебное положение, чем обучаемые.

3. Инструктаж - регулярное или разовое разъяснение и демонстрация прие­мов работы опытным сотрудником для наиболее эффективного выполнения задач новичками. Он непродолжителен и направлен на изучение какой-то конкретной операции или процедуры, входящей в круг их обязанностей.

Инструктаж лучше проводить утром или перед окончанием работы. Нормаль­ная продолжительность для группы - 30 мин. Все группы, проходящие инструктаж, должны фиксироваться в специальных тетрадях (начало, окончание, отсутст­вующие, обсуждавшиеся вопросы), а участники - вести записи.

Этапы инструктажа:

· определение цели;

· выбор места проведения;

· проверка имеющихся у новичков знаний;

· пробуждение интереса к работе;

· объяснение способов ее выполнения в целом и в деталях, выделение ключевых моментов, выдача четких указаний и рекомендаций;

· проверки усвоения информации и исправление ошибок;

· выполнение пробного задания;

· контроль повседневной работы.

Инструктаж не требует больших затрат и эффективен для простых видов деятельности (обычно используется для обучения ручному труду).

Условия эффективности инструктажа:

· возможность выполнения самим инструктором требуемых нормативов;

· невмешательство его в последующие действия ученика;

· учет индивидуальных различий людей и роли практического опыта;

· четкое постановка целей;

· выбор подходящего места и создание необходимых условий;

· достижение регулярных, пусть и маленьких успехов;

· нацеленность на решение долгосрочных задач.

4. Стажировка. Предполагает, что специалистов и руководителей направляют для приобретения нового опыта в другие организации (в том числе зарубежные), где они с помощью консультантов (руководителей стажировки) осваивают незна­комые для себя направления и методы деятельности.

S. Ротация, т. е. последовательная работа на разных должностях, в том числе в других подразделениях организации.

6. Ассистирование заключается в том, что лицо, которому предстоит занять ру­ководящую должность, помогает в выполнении повседневных обязанностей руко­водителю- наставнику.

7. Объединенное руководство представляет собой совместное (параллельное) выполнение обязанности обучающим руководителем и обучаемым.

8. Дублирование является высшей Формой индивидуального обучения. Состоит в том, что кандидат на занятие руководящей должности исполняет обязанности своего наставника, а тот консультирует и оказывает необходимую помощь.

Курсовая форма подготовки применяется для обучения работников сложным профессиям. Это происходит в два этапа: сначала в учебной группе под руково­дством специалиста (например, мастера производственного обучения) на специ­ально созданной для этого учебно-производственной базе предприятия или учеб­ного центра (комбината), а затем - на рабочих местах в группе под руководством консультанта (инструктора производственного обучения).

Теоретическое обучение при курсовой и групповой подготовке осуществляется на предприятиях в учебных группах, в учебных центрах (комбинатах, пунктах, кор­поративных университетах) и на специальных курсах. Обучение проходит в про­цессе тренингов, наставничества, ознакомления, инструктирования и проч. Оно выходит за рамки текущих служебных обязанностей и сопровождается развитием личных профессиональных качеств, формированием навыков концептуального мышления.

Важным моментом в организации обучения является выбор его оптимального стиля. Таких стилей существует несколько:

1. Лекционный характеризуется принудительным односторонним воздействи­ем (при минимуме обратной связи) преподавателя на обучаемых (которые оказы­ваются пассивными субъектами восприятия информации).,

2. Коммуникативно-обучающий предполагает активное включение обучаемого в процесс (преподаватель показывает, как делать; обучаемый самостоятельно вы­полняет задание), средний уровень инструктажа. Поощрение и обратная связь ис­пользуются здесь для улучшения результатов.

3. Экспериментально-обучающий состоит в открытом общении, обмене инфор­мацией, самостоятельных тренировках, тестировании преподавателем и постоян­ной обратной связи. Здесь присутствует низкий уровень инструктажа.

4. Обучающий действием предполагает самостоятельное выполнение заданий, широкий обмен опытом с коллегами, при необходимости - консультирование.

Сегодня все большее распространение получает так называемое развивающее обучение, которое, в отличие от обучения конкретным навыкам, направлено:

· на изменение образа мыслей и отношения человека в целом к себе, к делу;

· более глубокое понимание ситуации;

· самостоятельное решение задач;

· развитие коммуникативных способностей;

· формирование конкретных навыков;

· умение реалистично оценивать себя;

· понимание важности групповой работы;

· осознание своей социальной ответственности и проч.

Но при этом надо иметь в виду, что развитие в равной мере всех профессиональ­ных и управленческих качеств нереально.

Предпосылками развивающего обучения являются: четкое определение его объема и задач, точная оценка потенциала обучаемых, степени необходимой их поддержки.

Прежде всего, такое обучение нацелено на молодых работников и должно быть частью общей программы их развития.

При ее составлении принимаются во внимание:

· последовательность, насыщенность, разнообразие представляем ого материала;

· способы установления обратной связи между обучаемыми и обучающими;

· число и тип обучаемых работников;

· цели, методы, место и время обучения;

· характеристика преподавательского состава и т. п.

Индивидуализация и рационализация обучения позволяют снизить его сроки. Работники могут осуществлять также самообучение знакомством с соответствующей литературой (дополняемого инструктированием), которое заменяет теоретическое образование; путем осмысления прочитанного, наблюдения и анализа своих действий и работы окружающих, выполнения постоянно усложняющихся заданий.

Оценивать результаты обучения можно на основе тестов, наблюдения за поведением сотрудников, их реакцией в ходе обучения, анкетирования.

При этом оценки могут быть как разовыми, так и регулярными; полезны, как подсказывает практика, и повторные оценки. Критерии оценки должны быть определены и доведены до обучаемых перед началом программы.

После завершения обучения с работниками целесообразно проводить интервью.

Получаемая информация предназначается:

· для внедрения результатов обучения в практику;

· помощи в закреплении работников в организации;

· улучшения ее имиджа;

· выявления недостатков при отборе персонала;

· анализа эффективности конкретных обучающих программ.

По окончании профессионального обучения на производстве на основе ква­лификационных экзаменов рабочему присваивается квалификация (разряд, класс, категория) по профессии согласно тарифно-квалификационному спра­вочнику.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1774; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.