Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы обучения персонала




Подготовка новых работников - первоначальное профессиональное и экономи­ческое обучение лиц, принятых на предприятие и ранее не имевших профессии, при­обретение ими знаний, умений и навыков, необходимых для занятия должности.

По существующему общему правилу такое обучение не повышает 6 месяцев. Обучаемые пользуются всеми правами работников и на них в полном объеме распространяется законодательство о труде коллективный договор и иные нормативные акты.

Приведем в качестве примера вариант плана подготовки кадров, которую долж­на разрабатывать администрация (линейные руководители разрабатывают такие программы для своих подразделений):

Основные задачи подготовки кадров:

· характеристика требуемого уровня развития руководящих кадров;

· анализ профессионального состава и расстановки кадров;

· определение единых принципов, форм и методов повышения профессионального уровня кадров

· расчет потребности в специалистах на перспективу и требования, предъявляемые к ним;

· направления распределения кадров;

· мероприятия по подготовке кадров для новых видов деятельности;

· работа с резервом кадров (определение потребности, набор и выдвижение, основные направлен подготовки и соответствующие мероприятия);

· подбор, подготовка и повышение квалификации руководителей и лиц, работающих персоналом;

· подготовка и повышение квалификации научных работников и специалистов;

· направление кадров подготовки и повышения квалификации с учетом перспективных потребностей;

· работа с выпускниками школ и вузов;

· особые формы переподготовки и повышения квалификации кадров;

· установление связей по обмену кадрами;

· подготовка руководителей нижнего звена (мастеров);

· подготовка и повышение квалификации рядовых исполнителей;

· примерное содержание программ подготовки и переподготовки кадров;

· мероприятия по обеспечению единства руководства подготовкой и переподготовкой кадров.

Переподготовка (переобучение) организуется для освоения новых профессий, которые не могут быть использованы по имею­щимся у них специальностям, а также лицами, выражающими желание сменить профессию с учетом потребности производства. Переподготовка необходима при изменении профиля деятельности.

Переподготовка состоит из следующих стадий:

· изменение неправильных трудовых приемов и устаревших навыков (что наиболее трудно); у рабочих оно занимает 2-3 дня;

· обучение и закрепление новых способов выполнения операций;

· приобретение навыков работы, не вызывающих утомления.

Кроме того, лица, прошедшие переподготовку, значительно быстрее усваивают необходимые навыки, чем вновь принятые работники. По расчетам затраты на пе­реподготовку инженера в 3 раза ниже, чем на поиск нового, вероятность ухода которого выше.

Повышение квалификации - обучение после получения основного образования, направленное на последовательное поддержание и совершенствование профессио­нальных и экономических знаний (углубление, приведение в соответствие с требо­ваниями более высокой должности), навыков, рост мастерства по имеющейся про­фессии.

Для этого создаются различные целевые курсы, школы передовых приемов, а вне организации - специальные институты и факультеты. В то же время повыше­ние квалификации может осуществляться и стажировкой.

Потребность организации в повышении квалификации сотрудников обусловлена:

· непрерывными изменениями в ее внешней и внутренней среде;

· усложнением процесса производства и управления;

· освоением новых видов и сфер деятельности (для фирм, например, речь идет о продуктах, рынках сбыта).

В то же время заинтересованность в повышении квалификации у сотрудника имеется тогда, когда есть уверенность не оказаться уволенным и получить продви­жение по службе.

Конкретные цели повышения квалификации работниками:

· обеспечение эффективного выполнения новых комплексных задач;

· увеличение их инновационного потенциала;

· подготовка к продвижению в должности или горизонтальному перемещению;

· освоение новых профессий, в том числе в условиях бригадной формы органи­зации труда;

· получение более высокого разряда или адаптация к новой технике;

· изучение новых форм организации и стимулирования труда, командной работы;

· приобретение знаний, выходящих за рамки существующей должности;

· формирование экономического, предпринимательского типа мышления;

· привитие навыков принятия решений;

· побуждение учиться дальше.

Повышение квалификации кадров должно быть комплексным по охвату, диф­ференцированным по отдельным категориям работников, индивидуализированным непрерывным, ориентированным на перспективные профессии.

· При организации переобучения и повышения квалификации необходимо учитывать особенности лиц среднего и старшего возраста:

· стремление к использованию практического опыта;

· ориентация на участие в дискуссии;

· готовность на практике решать сложные проблемы и при этом рисковать, ошибаться;

· заинтересованность в установлении обратной связи;

· избирательный подход к знаниям;

· повышенная критичность, самостоятельность мышления;

· ответственность, добросовестность, старательность, повышенная внимательность;

· субъективизм, консерватизм, авторитарность;

· снижение отдельных способностей, утомляемость.

Однако перспектива повышения квалификации активизирует только тех сотрудников, которые еще не достигли своего «потолка.

Выделяют следующие разновидности повышения квалификации:

1. По месту осуществления:

· внутреннюю (в рамках организации - как на рабочем месте, так и на курсах);

· внешнюю (в учебных заведениях, специальных центрах).

2. По степени организованности (централизованную и самообразование).

3. По ориентации:

· профессионально ориентированную;

· проблемно ориентированную (по потребности);

· поведенческие ориентированную (на отработку необходимого поведения).

4. По типу программ:

· основанную на стандартных программах;

· основанную на специальных программах.

5. По типу обучающихся:

· предназначенную для целевых групп (руководителей и специалистов);

· предназначенную для всего персонала.

Преимущества повышения квалификации как способа развития работников со­стоит в его целевой направленности, возможности всестороннего развития лично­сти, гибкой обратной связи, разнообразии методик обучения, индивидуально-груп­повом подходе.

Повышение квалификации является важным объектом внутриорганизационно­го планирования, в рамках которого:

· определяется долгосрочная (до 5 лет) потребность в нем и разрабатываются необходимые планы и программы, исходя из направлений деятельности фир­мы и личных потребностей людей;

· осуществляется оперативное (до года) планирование Конкретных мероприя­тий.

· Этапы планирования повышения квалификации:

· выявление долгосрочной и текущей потребности в повышении квалифика­ции, факторов, которые на нее влияют;

· определение основных требований к исполнителям (необходимых в данный момент и в будущем), их обсуждение (как с ними самими, так и с коллегами);

· анализ существующих навыков, знаний и установок работников;

· построение профиля имеющейся квалификации;

· сравнение про филей необходимой и имеющейся квалификации, определение расхождений, потребности в ее повышении и приоритетов в этой области.

Целесообразно вести статистику повышения квалификации (по группам персо­нала и формам обучения), которая с одной стороны, дает представление о состоя­нии этого вопроса в данный момент, а с другой - служит основой планирования формы и места занятий:

· для рабочих - производственно-технические курсы, курсы целевого назначе­ния, курсы бригадиров;

· для руководителей - институты и факультеты повышения квалификации при вузах, различные курсы, другие формы обучения.

Повышение квалификации дает возможность занятия более высоких должно­стей, повышает уверенность в себе, профессиональную гордость, позволяет выпол­нять более сложную работу.

Обучение работников вторым (смежным.) профессиям с начальным либо более высоким уровнем квалификации происходит в целях расширения профессиональ­ного мастерства, подготовки к работе в условиях коллективных форм организации труда, а также по совмещаемым профессиям.

Его разновидностью является обучение менеджеров.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 473; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.