КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формы обучения персоналаПодготовка новых работников - первоначальное профессиональное и экономическое обучение лиц, принятых на предприятие и ранее не имевших профессии, приобретение ими знаний, умений и навыков, необходимых для занятия должности. По существующему общему правилу такое обучение не повышает 6 месяцев. Обучаемые пользуются всеми правами работников и на них в полном объеме распространяется законодательство о труде коллективный договор и иные нормативные акты. Приведем в качестве примера вариант плана подготовки кадров, которую должна разрабатывать администрация (линейные руководители разрабатывают такие программы для своих подразделений): Основные задачи подготовки кадров: · характеристика требуемого уровня развития руководящих кадров; · анализ профессионального состава и расстановки кадров; · определение единых принципов, форм и методов повышения профессионального уровня кадров · расчет потребности в специалистах на перспективу и требования, предъявляемые к ним; · направления распределения кадров; · мероприятия по подготовке кадров для новых видов деятельности; · работа с резервом кадров (определение потребности, набор и выдвижение, основные направлен подготовки и соответствующие мероприятия); · подбор, подготовка и повышение квалификации руководителей и лиц, работающих персоналом; · подготовка и повышение квалификации научных работников и специалистов; · направление кадров подготовки и повышения квалификации с учетом перспективных потребностей; · работа с выпускниками школ и вузов; · особые формы переподготовки и повышения квалификации кадров; · установление связей по обмену кадрами; · подготовка руководителей нижнего звена (мастеров); · подготовка и повышение квалификации рядовых исполнителей; · примерное содержание программ подготовки и переподготовки кадров; · мероприятия по обеспечению единства руководства подготовкой и переподготовкой кадров. Переподготовка (переобучение) организуется для освоения новых профессий, которые не могут быть использованы по имеющимся у них специальностям, а также лицами, выражающими желание сменить профессию с учетом потребности производства. Переподготовка необходима при изменении профиля деятельности. Переподготовка состоит из следующих стадий: · изменение неправильных трудовых приемов и устаревших навыков (что наиболее трудно); у рабочих оно занимает 2-3 дня; · обучение и закрепление новых способов выполнения операций; · приобретение навыков работы, не вызывающих утомления. Кроме того, лица, прошедшие переподготовку, значительно быстрее усваивают необходимые навыки, чем вновь принятые работники. По расчетам затраты на переподготовку инженера в 3 раза ниже, чем на поиск нового, вероятность ухода которого выше. Повышение квалификации - обучение после получения основного образования, направленное на последовательное поддержание и совершенствование профессиональных и экономических знаний (углубление, приведение в соответствие с требованиями более высокой должности), навыков, рост мастерства по имеющейся профессии. Для этого создаются различные целевые курсы, школы передовых приемов, а вне организации - специальные институты и факультеты. В то же время повышение квалификации может осуществляться и стажировкой. Потребность организации в повышении квалификации сотрудников обусловлена: · непрерывными изменениями в ее внешней и внутренней среде; · усложнением процесса производства и управления; · освоением новых видов и сфер деятельности (для фирм, например, речь идет о продуктах, рынках сбыта). В то же время заинтересованность в повышении квалификации у сотрудника имеется тогда, когда есть уверенность не оказаться уволенным и получить продвижение по службе. Конкретные цели повышения квалификации работниками: · обеспечение эффективного выполнения новых комплексных задач; · увеличение их инновационного потенциала; · подготовка к продвижению в должности или горизонтальному перемещению; · освоение новых профессий, в том числе в условиях бригадной формы организации труда; · получение более высокого разряда или адаптация к новой технике; · изучение новых форм организации и стимулирования труда, командной работы; · приобретение знаний, выходящих за рамки существующей должности; · формирование экономического, предпринимательского типа мышления; · привитие навыков принятия решений; · побуждение учиться дальше. Повышение квалификации кадров должно быть комплексным по охвату, дифференцированным по отдельным категориям работников, индивидуализированным непрерывным, ориентированным на перспективные профессии. · При организации переобучения и повышения квалификации необходимо учитывать особенности лиц среднего и старшего возраста: · стремление к использованию практического опыта; · ориентация на участие в дискуссии; · готовность на практике решать сложные проблемы и при этом рисковать, ошибаться; · заинтересованность в установлении обратной связи; · избирательный подход к знаниям; · повышенная критичность, самостоятельность мышления; · ответственность, добросовестность, старательность, повышенная внимательность; · субъективизм, консерватизм, авторитарность; · снижение отдельных способностей, утомляемость. Однако перспектива повышения квалификации активизирует только тех сотрудников, которые еще не достигли своего «потолка. Выделяют следующие разновидности повышения квалификации: 1. По месту осуществления: · внутреннюю (в рамках организации - как на рабочем месте, так и на курсах); · внешнюю (в учебных заведениях, специальных центрах). 2. По степени организованности (централизованную и самообразование). 3. По ориентации: · профессионально ориентированную; · проблемно ориентированную (по потребности); · поведенческие ориентированную (на отработку необходимого поведения). 4. По типу программ: · основанную на стандартных программах; · основанную на специальных программах. 5. По типу обучающихся: · предназначенную для целевых групп (руководителей и специалистов); · предназначенную для всего персонала. Преимущества повышения квалификации как способа развития работников состоит в его целевой направленности, возможности всестороннего развития личности, гибкой обратной связи, разнообразии методик обучения, индивидуально-групповом подходе. Повышение квалификации является важным объектом внутриорганизационного планирования, в рамках которого: · определяется долгосрочная (до 5 лет) потребность в нем и разрабатываются необходимые планы и программы, исходя из направлений деятельности фирмы и личных потребностей людей; · осуществляется оперативное (до года) планирование Конкретных мероприятий. · Этапы планирования повышения квалификации: · выявление долгосрочной и текущей потребности в повышении квалификации, факторов, которые на нее влияют; · определение основных требований к исполнителям (необходимых в данный момент и в будущем), их обсуждение (как с ними самими, так и с коллегами); · анализ существующих навыков, знаний и установок работников; · построение профиля имеющейся квалификации; · сравнение про филей необходимой и имеющейся квалификации, определение расхождений, потребности в ее повышении и приоритетов в этой области. Целесообразно вести статистику повышения квалификации (по группам персонала и формам обучения), которая с одной стороны, дает представление о состоянии этого вопроса в данный момент, а с другой - служит основой планирования формы и места занятий: · для рабочих - производственно-технические курсы, курсы целевого назначения, курсы бригадиров; · для руководителей - институты и факультеты повышения квалификации при вузах, различные курсы, другие формы обучения. Повышение квалификации дает возможность занятия более высоких должностей, повышает уверенность в себе, профессиональную гордость, позволяет выполнять более сложную работу. Обучение работников вторым (смежным.) профессиям с начальным либо более высоким уровнем квалификации происходит в целях расширения профессионального мастерства, подготовки к работе в условиях коллективных форм организации труда, а также по совмещаемым профессиям. Его разновидностью является обучение менеджеров.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 473; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |