Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Налоговая система представляет собой совокупность методов и принципов построения налогов, устанавливаемых законодательной и взимаемых исполнительной властью




По характеру использования налоги подразделяются на общие и специальные. Общие налоги предназначены для общегосударственных мероприятий, поэтому они обезличиваются и поступают в единую кассу государства, например налоги на прибыль, НДС и др. Специальные – имеют строго целевое назначение и обычно формируют внебюджетные фонды, например единый социальный налог.

По объектам обложения налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги являются результатом непосредственной связи между государством и плательщиком налога, например налог на имущество. В случае косвенных налогов прямая связь между государством и плетельщиком отсутствует, к ним относятся налоги, включаемые, например, в цену или тариф. Владелец товара и услуг включает налоговую сумму в цену, оплаченную потребителем, и перечисляет ее государству. В данном случае связь между плательщиком налога (потребителем) и государством опосредована через объект обложения.

В РФ принята трехуровневая система налогообложения предприятий, организаций и физических лиц.

Первый уровень – федеральные налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета.

Федеральные налоги (по состоянию на 01.10.2004 г.):

1. Налог на добавленную стоимость.

2. Акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья.

3. Налог на доходы физических лиц

4. Единый социальный налог.

5. Налог на операции с ценными бумагами (до 01.01.2005г.).

6. Таможенная пошлина.

7. Налог на добычу полезных ископаемых.

8. Платежи за пользование природными ресурсами.

9. Налог на прибыль организаций.

10. Государственная пошлина.

11. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения.

12. Сбор за пользование наименований “Россия”, “Российская Федерация”.

13. Плата за пользование водными объектами.

14. Сборы за выдачу лицензий и право на оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции.

15. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Второй уровень – региональные налоги (налоги республик в составе РФ, краев, областей, автономных округов). Они устанавливаются представительными органами субъектов РФ исходя из общероссийского законодательства. Часть региональных налогов относится к обязательным на территории РФ, региональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания.

Региональные налоги (субъектов федерации):

предельные размеры ставок определены законодательством РФ, взимаются на всей территории РФ:

1. Налог на игорный бизнес.

2. Лесной налог (утрачивает статус налога с 01.01.2005 г.).

предельные размеры ставок определены законодательством РФ, взимаются по решению органов власти субъектов РФ:

3. Налог на имущество организаций.

4. Транспортный налог.

Третий уровень – местные налоги и сборы, т. е. налоги городов, районов, поселков и т. п.

Местные налоги:

предельные размеры ставок определены законодательством РФ, взимаются на всей территории РФ:

1. Налог на имущество физических лиц.

2. Земельный налог.

предельные размеры ставок определены законодательством РФ, взимаются по решению органов местного самоуправления:

3. Налог на рекламу (до 01.01.2005 г.).

Налоговый Кодекс устанавливает также специальные налоговые режимы:

- система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

- упрощенная система налогообложения;

- система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

- система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Следует отметить, что реформирование системы налогообложения продолжается, поэтому перечень налогов, условия их уплаты и проч. могут отличаться от представленных выше. Так, например, с 01.01.2005 г. отменяется налог на рекламу, налог на операции с ценными бумагами, вводится экологический налог, местный налог на недвижимость и т.д.

По налогам могут устанавливаться следующие виды льгот в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами:

- необлагаемый минимум объекта налога, т. е. минимальная часть объекта, которая исключается из обложения;

- изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;

- освобождение от уплаты налогов отдельных категорий лиц или плательщиков;

- понижение налоговых ставок;

- налоговый кредит;

- целевые налоговые льготы, включая отсрочку взимания налогов;

- прочие льготы.

 

10.2. Основные виды налогов, уплачиваемых предприятием

Налог на добавленную стоимость (НДС)

НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разницу между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Это косвенный налог, т. к. бремя его уплаты переносится на потребителей. Он взимается в тот момент, когда совершается акт купли-продажи, и до тех пор, пока продукция не дойдет до конечного потребителя. В результате достигается сочетание обложения на всех стадиях производства и обращения с реальным участием каждого из звеньев в уплате налога.

К объектам налогообложения относятся:

а) обороты по реализации на территории РФ товаров, выполняемых работ, оказанных услуг;

б) товары, ввозимые на территорию РФ;

в) обороты по реализации всех товаров, как собственного производства, так и приобретенных на стороне

Облагаемый оборот определяется на основе стоимости реализуемых товаров (работ, услуг), исходя из применяемых цен и тарифов, без включения в них НДС. В облагаемый оборот включаются также любые получаемые предприятиями денежные средства, связанные с расчетами по оплате товаров (работ, услуг)

Ставки налога:

- 10% – пониженная – применяется для продовольственных товаров (за исключением подакцизных), товаров для детей по перечням, утвержденным Правительством;

- 18% – основная – по остальным товарам.

Некоторые товары (работы, услуги) освобождены от уплаты НДС в соответствии с Налоговым Кодексом РФ (например, товары, реализуемые на экспорт в страны дальнего зарубежья).

Акцизы

Акцизы – вид косвенных налогов. Акцизы устанавливаются с целью изъятия в доход бюджета полученной сверхприбыли от производства высокорентабельной продукции.

Плательщиками акцизов являются производящие и реализующие подакцизные товары предприятия, организации и индивидуальные предприниматели.

Акцизом облагается вся стоимость товаров.

Согласно Налоговому Кодексу РФ (часть II) подакцизными товарами признаются алкогольные напитки, табачные изделия, легковые автомобили, ювелирные украшения, автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла, нефть, газ.

Объектом налогообложения служат обороты по реализации подакцизных товаров. Для определения облагаемого оборота берется стоимость реализуемых изделий, исчисленная исходя из цен реализации без учета НДС. Акцизами не облагаются товары, идущие на экспорт.

Ставки акциза могут быть:

- процентные (адвалорные) – от стоимости товара в процентах (например, ставка акциза на ювелирные украшения составляет 5% от его стоимости);

- твердые (специфические) – в рублях за единицу измерения (например, ставка акциза на сигары составляет 10 руб. за 1 шт.);

Налог на прибыль предприятий и организаций

Налог на прибыль предприятий и организаций является одним из главных источников федерального бюджета, а также региональных и местных бюджетов. Налог является прямым, его сумма зависит от конечного финансового результата предприятия-налогоплательщика. Сущность налога состоит в распределении прибавочной стоимости между предприятием и государством.

Плательщиками налога на прибыль признаются все предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами, включая предприятия с иностранными инвестициями.

Объектом налогообложения признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Для российских организаций прибыль определяется как полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов. К доходам, учитываемым при расчете налоговой базы, относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы. Расходы также подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг) и внереализационные расходы. Подробная характеристика расходов и доходов, учитываемых для целей налогообложения, размер ставок налога устанавливается гл. 25 Налогового Кодекса РФ. На 01.10.2004 г. налоговая ставка составляет 24%. Законами субъектов РФ ставка может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков в отношении сумм налога, зачисляемых в бюджеты субъектов (17%), но не ниже 12%.

Налог на имущество предприятий

В российской системе налогообложения большое значение играет налог на имущество предприятий. С точки зрения формирования доходной части бюджета в настоящее время его роль незначительна, однако в перспективе его вклад будет возрастать, поскольку такие налоги практически не подвержены колебаниям в течение налогооблагаемого периода и не зависят от результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия, т. е. их можно рассматривать как наиболее стабильный источник формирования доходов бюджета.

В настоящее время плательщиками налога являются:

- предприятия, организации и учреждения, считающиеся юридическими лицами по законодательству РФ;

- филиалы и другие обособленные подразделения предприятий, имеющие отдельный баланс и расчетный счет;

- иностранные юридические лица, международные объединения и их обособленные подразделения, владеющие имуществом на территории РФ.

Налоговым Кодексом установлен также перечень организаций и учреждений, освобожденных от уплаты налога.

Объектом налогообложения выступает имущество, находящееся на балансе налогоплательщика. Земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы) не являются объектами налогообложения.

При расчете налоговой базы юридические лица имеют право исключать стоимость находящегося на их балансе (за вычетом износа) следующего имущества:

- объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы;

- предназначенного для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;

- земли и некоторого другого имущества.

Предельный размер ставки налога на имущество предприятий устанавливается в размере 2,2% налогооблагаемой базы, а конкретные ставки налогов определяются в зависимости от видов деятельности предприятий и устанавливаются законодательными органами субъектов РФ.

Единый социальный налог

Одним из важнейших налогов является единый социальный налог, зачисляемый в государственные внебюджетные фонды – Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ – и предназначенный для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

Законом запрещается использовать налоги не по назначению. Кроме того, уплата таких налогов носит трансфертный характер, т. е. предполагает наличие у плательщика или лица, за которое оплачиваются соответствующие взносы, права на получение от государства определенных услуг. Так, уплата страховых взносов в Пенсионный фонд РФ обеспечивает получение пенсий в старости, выплаты в фонд обязательного медицинского страхования – бесплатное медицинское обслуживание и т. д.

Налогоплательщиками данного налога признаются работодатели, производящие выплаты наемным работникам, – организации, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства и др. Объектом налогообложения для исчисления налога признаются выплаты, вознаграждения и иные доходы, начисляемые работодателями в пользу работников.

В состав доходов, подлежащих налогообложению, не включаются:

- государственные пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, по безработице, беременности и родам;

- все виды компенсационных выплат, связанных с бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья и др.;

- суммы единовременной материальной помощи, оказываемой работникам;

- суммы полной или частичной стоимости путевок в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, выплачиваемые работодателем работникам и членам их семей;

- суммы страховых платежей и пенсионных взносов, выплачиваемых организацией по договорам добровольного страхования или пенсионного обеспечения своих работников;

- некоторые другие выплаты.

Налоговая база и ставка налога определяются согласно гл. 24 Налогового Кодекса. На 01.10.2004 г. ставка ЕСН составляет 35,6%.

Существует и ряд других налогов, которые должны уплачивать предприятия (см. табл. 10).

 

Таблица 10

 

Тема 11. Инновационная деятельность предприятия

11.1. Научно-технический потенциал предприятия

Инновационная деятельность предприятия направлена на использование результатов научных исследований и опытно-конструкторских разработок для получения прибыли на основе расширения и обновления номенклатуры выпускаемой продукции (товаров, услуг) и улучшения ее качества, совершенствования технологии их изготовления и организации их производства. Инновация (нововведение) представляет результат комплексного процесса, состоящего из создания, разработки, коммерческого использования и распространения новшества, удовлетворяющего конкретную общественную потребность.

По данным статистики масштабы выпуска инновационной продукции на предприятиях российской промышленности крайне незначительные, и доля инновационных предприятий мала, что, в свою очередь, не соответствует ни научно-техническому потенциалу страны, ни ее потребностям в современной высококачественной и конкурентоспособной продукции.

Научно-технический потенциал предприятия выступает составной частью инновационного потенциала, т. е. способности предприятия к развитию на основе разработки и внедрения новых продуктов и технологий.

Научно-технический потенциал предприятия (как и страны в целом) характеризуется следующими показателями:

1. Кадровые – число научно-технических специалистов, их квалификация, творческие способности, опыт, эрудиция.

2. Материально-технические – величина затрат на НИОКР, уровень оснащенности сотрудников, занимающихся научными и техническими разработками, оборудованием, материалами, приборами, электронно-вычислительной организационной техникой и т. п.

3. Уровень развития и возможности системы научно-технической информации – количество и качество накопленных информационных фондов; степень удовлетворенности потребностей научно-технических специалистов в необходимой для работы информации и т. п.

4. Организационно-управленческие, отражающие состояние планирования и управления в сфере НИОКР – степень соответствия организационной структуры предприятия решаемым им научно-техническим задачам и т. д.

5. Инновационные – количество открытий и изобретений за период; число полученных патентов на изобретения и промышленные образцы.

6. Обобщающие – количество осуществленных за период научно-технических мероприятий; экономия от снижения себестоимости продукции, роста производительности труда, общего повышения эффективности производства, полученных благодаря проведению научно-технических мероприятий и др.

Важным моментом управления инновационной деятельностью является классификация инноваций. Можно выделить несколько основных групп инноваций.

1. По сфере приложения:

- инновация продукции (что создается);

- инновация процессов (на каком оборудовании и по какой технологии производится продукция);

- инновация управленческих технологий, совершенствование управленческих процессов в целом (что необходимо сделать для поддержки инновационного производства).

2. По предмету:

- инновации, создающие новые рынки или сектора рынка;

- технологические инновации.

В зависимости от размеров производства, ресурсов, имеющихся в распоряжении предприятия, характера продукции, традиционных форм организации научно-технической деятельности в отрасли и ряда других факторов предприятие может осуществлять следующие виды инновационной деятельности:

- полный инновационный цикл (фундаментальные исследования – поисковые исследования – прикладные научно-исследовательские работы (НИР) – опытно-конструкторские работы (ОКР) – промышленное освоение – производство – сбыт);

- поисковые исследования – прикладные НИР – ОКР – промышленное освоение – производство – сбыт;

- прикладные НИР – ОКР – промышленное освоение – производство – сбыт;

- ОКР – промышленное освоение – производство – сбыт;

- только промышленное освоение;

- только производство.

Фундаментальные научные исследования – теоретическая или экспериментальная деятельность, направленная на получение принципиально новых знаний о закономерностях развития природы, общества, человека. Как правило, в нашей стране фундаментальные исследования выполняются академическими исследовательскими организациями и научными подразделениями высших учебных заведений и финансируются государством.

Поисковые научные исследования направлены на определение возможностей использования новых теоретических знаний в целях удовлетворения конкретных общественных потребностей. Обычно поисковые исследования выполняются научно-исследовательскими организациями – отраслевыми НИИ и КБ, научно-производственными объединениями, вузами и т. д.

Прикладные научные исследования направлены преимущественно на решение конкретных задач. Результатом выполнения прикладных НИР является количественное определение той или иной общественной потребности (нового продукта, процесса, новой техники). На основе этих характеристик составляется техническое задание на выполнение ОКР.

Опытно-конструкторские работы имеют целью создание новых материалов, продуктов, процессов, устройств, услуг, систем и методов их дальнейшего совершенствования; выполнение ОКР базируется на знаниях, приобретенных в результате предшествующих научных исследований.

НИОКР являются наиболее важным звеном инновационной деятельности (по оценкам американских специалистов, затраты на НИОКР составляют 40% общих затрат предприятий на нововведения).

11.2. Управление и планирование инновационной деятельности

Инновационный проект – охватывает жизненный цикл новшества от момента возникновения идеи до момента прекращения выпуска продукта или использования технологического процесса. Такой проект включает: НИОКР, освоение производства продукта и проведение пробных продаж, развертывание массового или серийного выпуска и работ по реализации продукта, поддержание выпуска и продаж, модернизацию и обновление продукта, прекращение его выпуска.

Перечень задач, решаемых в процессе управления инновациями, чрезвычайно широк. Применительно к продуктовым инновациям он включает:

- исследование рынка;

- прогноз длительности, характера и стадий жизненного цикла нового продукта;

- исследование конъюнктуры рынков ресурсов;

- нахождение субподрядчиков (контрагентов) по проекту создания нового продукта;

- анализ патентной чистоты, способов ее обеспечения, планирование методов защиты;

- выбор вариантов кооперации с возможными конкурентами по поводу реализации технически сложных и высокорисковых нововведений;

- комплексный анализ затрат, цены, объема производства и продаж с целью планирования оптимального объема выпуска;

- оценку эффективности проекта и его привлекательности для инвесторов, разработку механизма привлечения инвестиций;

- анализ связанных с проектом технических и коммерческих рисков, выбор методов их минимизации и страхования;

- определение способов продажи нового продукта;

- выбор оригинальной формы создания, освоения и размещения на рынке нового продукта, определение эффективной маркетинговой стратегии;

- поощрение занятого в разработке и производстве персонала и управление им;

Применительно к технологическим инновациям в сфере управления нововведениями возникают аналогичные проблемы и практические задачи.

Инновационный маркетинг – комплекс маркетинговых исследований и мероприятий, направленных на коммерчески успешную реализацию разработанных фирмой продуктов, технологий, услуг.

Маркетинг в инновационной сфере имеет следующие особенности:

- межотраслевой характер результата инновационной деятельности (т. е. возможность реализации инноваций в различных областях и сферах деятельности);

- ориентация на опытного, искушенного, часто коллективного покупателя;

- обязательность рекламы: потребитель должен знать, в чем преимущество нового, как правило, незнакомого товара;

- обязательное послепродажное обслуживание (связано с технологической сложностью наукоемкой продукции);

- учет научно-технического уровня возможного потребителя, поскольку многие инженерные инновации не находят покупателя из–за технологической отсталости потребителя.

Естественно, что в процессе маркетинговых исследований определяется и предварительная эффективность инноваций, под которой подразумевают прежде всего экономическую эффективность, т. е. соотношение затрат и результатов реализации того или иного инновационного проекта.

Эффективность инновации оценивается на основе следующих показателей:

- стоимости проекта с учетом источников его финансирования;

- чистой текущей стоимости;

- уровня рентабельности капитала;

- внутренней нормы рентабельности;

- срока окупаемости капиталовложений.

Инновационные проекты, выходящие за рамки традиционных направлений бизнеса, оценивается на основании анализа рисков.

11.3. Научно-технологическая подготовка производства

На стадии инновационного процесса, когда происходит воплощение идеи в конкретный продукт и его запуск в производство, необходимо уделять особое внимание внедрению новых технологий.

Эффективность изготовления продукции определяется уровнем научно-технологической подготовки производства.

Под научно-технологической подготовкой производства понимается совокупность взаимосвязанных процессов, обеспечивающих конструкторскую и технологическую готовность предприятия к выпуску новой продукции заданного уровня качества при установленных сроках, объеме выпуска и затратах. Включает конструкторскую и технологическую подготовку производства.

Конструкторская подготовка производства (КПП) – стадия ОКР, которая включает разработку и совершенствование технологических процессов и документации на:

- основное изделие;

- технологическую оснастку;

- нестандартное оборудование;

- средства для контроля качества и испытаний продукции.

Результаты КПП отражаются в соответствующей конструкторской документации, создаваемой на разных этапах подготовки. После испытаний документы корректируют и передают технологическим службам для проектирования технологического процесса производства изделия.

Технологическая подготовка производства (ТПП) – совокупность взаимосвязанных научно-технических процессов, обеспечивающих технологическую готовность производства: наличие полных комплектов конструкторской и технологической документации и технологического оснащения, необходимых для выпуска в заданные сроки запланированного объема продукции с установленными технико-экономическими показателями и соответствующих стандартам и техническим условиям качества.

Тема 12. Инвестиционная деятельность предприятия

12.1. Сущность инвестиций и их классификация




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 293; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.087 сек.