Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные фонды, их состав и структура




Инвестициями являются денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и/или иной деятельности в целях получения прибыли и/или достижения иного полезного эффекта.

Инвестиции обеспечивают динамическое развитие фирмы и позволяют решать такие задачи, как:

- расширение собственной предпринимательской деятельности за счет накопления финансовых и материальных ресурсов;

- приобретение новых предприятий;

- диверсификация деятельности вследствие освоения новых областей бизнеса.

Предпринимательские фирмы могут осуществлять инвестиции в различных формах, так как существует достаточное многообразие объектов инвестиций (рис. 22).

Рис. 22. Объекты инвестиционной деятельности

Инвестиции можно классифицировать по различным признакам (рис. 23).

Рис. 23. Классификация инвестиций по основным признакам

Главным признаком классификации является объект вложения капитала, на основании которого выделяют реальные (прямые) и финансовые (портфельные) инвестиции.

Реальные (прямые) инвестиции – любое вложение денежных средств в реальные активы, связанное с производством товаров и услуг для извлечения прибыли. Это вложения, направленные на увеличение основных фондов предприятия как производственного, так и непроизводственного назначения. Реальные инвестиции реализуются путем нового строительства основных фондов, расширения технического перевооружения или реконструкции действующих предприятий.

Финансовые (портфельные) инвестиции – приобретение активов в форме ценных бумаг для извлечения прибыли. Это вложения, направленные на формирование портфеля ценных бумаг.

Следующий признак классификации инвестиций – период инвестирования, на основании которого выделяют краткосрочные и долгосрочные инвестиции.

Краткосрочные инвестиции – вложения денежных средств на период до одного года. Как правило, финансовые инвестиции фирмы являются краткосрочными.

Долгосрочные инвестиции – вложения денежных средств в реализацию проектов, которые будут обеспечивать получение фирмой выгод в течение периода, превышающего один год. Основной формой долгосрочных инвестиций фирмы являются ее капитальные вложения в воспроизводство основных средств.

По характеру участия фирмы в инвестиционном процессе выделяют прямые и непрямые инвестиции. В случае прямых инвестиций подразумевается непосредственное участие фирмы-инвестора в выборе объектов вложения капитала, к ним относятся капитальные вложения, вложения в уставные фонды других фирм, в некоторые виды ценных бумаг. Непрямые инвестиции подразумевают участие в процессе выбора объекта инвестирования посредника, инвестиционного фонда или финансового посредника. Чаще всего это инвестиции в ценные бумаги.

В зависимости от формы собственности инвестируемых средств различают частные и государственные инвестиции. Частные инвестиции характеризуют вложения средств физических лиц и предпринимательских организаций негосударственных форм собственности. Государственные инвестиции – это вложения средств государственных предприятий, а также средств государственного бюджета разных уровней и государственных внебюджетных фондов.

Кроме этого, отдельно выделяют венчурные инвестиции. Венчурные инвестиции – это рискованные вложения капитала, обусловленные необходимостью финансирования мелких инвестиционных фирм в областях новых технологий. Это вложения в акции новых предприятий или предприятий, осуществляющих свою деятельность в новых сферах бизнеса и связанных с большим уровнем риска. В расчете на быструю окупаемость вложенных средств венчурные инвестиции направляются в проекты, не связанные между собой, но имеющие высокую степень риска.

12.2. Особенности инвестиционной деятельности

1. Инвестиционная деятельность фирмы является составной частью общей экономической стратегии развития предпринимательской фирмы. Объемы инвестиционной деятельности фирмы позволяют оценить темпы ее экономического развития и характеризуются двумя показателями:

- валовые инвестиции – это общий объем инвестиционных средств в определенном периоде, направленных на создание, расширение или обновление основных фондов, приобретение нематериальных активов, прирост запасов товарно-материальных ценностей;

- чистые инвестиции – это сумма валовых инвестиций за определенный период, уменьшенная на сумму амортизационных отчислений за этот период. Когда сумма чистых инвестиций положительна, значит на предприятии обеспечивается расширенное воспроизводство внеоборотных активов и такое предприятие является растущим. Если сумма чистых инвестиций отрицательна, то можно сделать вывод о том, что предприятие “проедает” свой капитал. Когда сумма чистых инвестиций равна нулю, у предприятия отсутствует экономический рост, несмотря на инвестиции.

2. Особенностью инвестиционной деятельности предприятия является ее цикличность, определяемая:

- необходимостью накопления и формирования инвестиционных ресурсов;

- влиянием внешней среды на активность инвестиционной деятельности;

- постепенностью формирования внутренних условий для так называемых “инвестиционных рынков”.

3. В процессе инвестиционной деятельности предприятия затраты носят долговременный характер, в результате чего между этапом осуществления затрат и этапом получения инвестиционной прибыли проходит достаточно много времени.

4. Инвестиционная деятельность сопровождается возможностью возникновения инвестиционных рисков.

12.3. Управление инвестициями на предприятии

Управление инвестициями на предприятии включает в себя несколько этапов:

1. Анализ инвестиционного климата страны.

2. Выбор конкретных направлений инвестиционной деятельности предприятия с учетом стратегии его экономического и финансового развития. Для этого изучается инвестиционная привлекательность отдельных отраслей экономики – их конъюнктура, динамика и перспектива спроса на продукцию этих отраслей. Кроме того, предприятие проводит и оценку инвестиционной привлекательности регионов.

3. Выбор конкретных объектов инвестирования, который начинается с анализа предложений на инвестиционном рынке. Объекты инвестирования анализируются с позиции их экономической эффективности.

4. Определение ликвидности инвестиций. В результате изменения инвестиционного климата по отдельным объектам инвестирования ожидаемая доходность может существенно снизиться и придется принять решение о выходе из отдельных инвестиционных программ. Поэтому необходимо отдавать предпочтение тем инвестициям, которые имеют наибольший потенциальный уровень ликвидности.

5. Определение необходимого объема инвестиционных ресурсов и поиск источников их формирования. При недостатке собственных финансовых средств привлекаются заемные.

В результате осуществления всех перечисленных мероприятий формируется инвестиционный портфель, который представляет собой совокупность инвестиционных программ, осуществляемых фирмой.

6. Управление инвестиционными рисками. Необходимо вначале выявить риски, а затем разработать мероприятия по их минимизации.

12.4. Сущность реальных инвестиций

Основу инвестиционной деятельности предприятия, составляет реальное инвестирование.

Реальные инвестиции осуществляются в конкретных формах (рис. 24).

Выбор конкретной формы реального инвестирования определяется многими факторами:

- задачами отраслевой, товарной и региональной диверсификации деятельности предприятия;

- возможностями внедрения новых технологий;

- наличием собственных инвестиционных ресурсов и возможностью использования заемных ресурсов.

 

Рис. 24. Основные формы реального инвестирования

Процесс реального инвестирования включает в себя ряд этапов и стадий. В международной практике принято различать три основных этапа:

- предынвестиционный этап, в процессе которого осуществляется выбор конкретного инвестиционного проекта и проводится его оценка;

- этап инвестирования, который связан непосредственно с реализацией конкретного инвестиционного проекта;

- постынвестиционной этап – этап эксплуатации объекта инвестирования.

Инвестиционный проект представляет собой обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимую проектно-сметную документацию и описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).

В соответствии с рекомендациями ЮНИДО (Организация по промышленному развитию ООН) инвестиционный проект должен содержать следующие основные разделы:

1. Краткая характеристика инвестиционного проекта (включает в себя перечень всех ресурсов, в том числе финансовых, необходимых для реализации проекта, сроки реализации проекта и возврата вложенных средств, оценку экономической и финансовой эффективности проекта, его социальной значимости).

2. Основная идея проекта (рассматриваются наиболее важные параметры проекта, приводится характеристика инициатора инвестиционного проекта).

3. Анализ рынка и концепция маркетинга.

4. Обоснование объемов материальных ресурсов, необходимых в процессе реализации инвестиционного проекта (включает классификацию и объем потребности в сырье и материалах, программу поставок сырья и материалов, оценку связанных с ним затрат).

5. Характеристика технических основ реализации проекта (содержит производственную программу и анализ производственной мощности предприятия, обосновывается будущая технология и необходимый парк оборудования).

6. Месторасположение проекта.

7. Организация управления (включает характеристику организационной структуры предприятия с обоснованием ее конкретной формы и существующей системы управления).

8. Необходимые трудовые ресурсы (приводятся требования к основным категориям персонала фирмы, указывается система формирования персонала и т. д.).

9. График реализации проекта (осуществляется обоснование отдельных стадий реализации проекта и потребности в ресурсах на каждой стадии).

10. Характеристика финансового обеспечения проекта и оценка его эффективности.

При сравнении различных инвестиционных проектов используют несколько показателей:

1. Чистый дисконтированный доход (ЧДД) определяется как разница между приведенными к настоящей стоимости суммой чистого денежного потока за период эксплуатации инвестиционного проекта и суммой инвестиционных затрат на его реализацию. Проект является эффективным, если ЧДД положителен.

2. Индекс доходности (ИД) представляет собой отношение суммы приведенных эффектов к величине капиталовложений.

,

где К – сумма капитальных затрат на реализацию инвестиционного проекта.

ИД удобен при сравнении проектов, имеющих примерно одинаковые значения ЧДД. В целом же, если , проект эффективен.

3. Внутренняя норма доходности (ВНН) представляет собой ту норму дисконта, при которой величина приведенных эффектов равна приведенным капиталовложениям. Определенная в процессе расчета ВНН сравнивается с требуемой инвестором нормой дохода на вкладываемый капитал. Если ВНД равна или больше требуемой инвестором нормы дохода на капитал, инвестиции в данный проект оправданы.

4. Срок окупаемости (СО) – это период, начиная с которого первоначальные вложения и другие затраты, связанные с инвестиционным проектом, покрываются суммарными результатами его осуществления.

,

где ИЗ – сумма инвестиционных затрат необходимых для реализации проекта;

– среднегодовая (среднемесячная) сумма чистого денежного потока за период эксплуатации проекта.

Недостатком этого показателя является то, что он не учитывает чистые денежные потоки, которые формируются после срока окупаемости инвестиционного проекта.

12.5. Финансовые инвестиции предприятия

Финансовое инвестирование в самом общем плане рассматривается как форма временно свободных денежных средств и может осуществляться в трех основных формах:

- вложение денежных средств в ценные бумаги (акции, облигации, векселя и т. д.);

- вложение денежных средств в доходные виды денежных инструментов (например, депозитный вклад в кредитных организациях);

- вложение денежных средств в уставные фонды других предприятий.

Вложения, осуществляемые предприятиями в ценные бумаги разного вида, разного срока действия и разной ликвидности, управляемые как единое целое, формируют портфель ценных бумаг. Главная цель при формировании портфеля состоит в достижении наиболее оптимального сочетания риска и дохода.

Можно выделить следующие этапы формирования портфеля ценных бумаг:

- выбор оптимального типа портфеля (в зависимости от цели формирования инвестиционного дохода и от уровня инвестиционного риска);

- оценка приемлемого сочетания риска и дохода портфеля;

- определение количественного состава портфеля;

- определение первоначального состава портфеля;

- выбор схемы управления портфелем.

Важнейшей величиной, рассчитываемой с целью оценки эффективности инвестиций, является величина доходности.

Полная конечная доходность от операции инвестирования, полученная за период владения ценной бумагой рассчитывается:

,

где – доход инвестора;

– затраты инвестора в начале операции инвестирования.

Чтобы привести вычисленную таким образом величину доходности к среднегодовой величине, используют понятие среднегодовой доходности (СГД), отражающей доходность инвестирования в процентах годовых.

,

где Т – длительность операции инвестирования в годах.

Тема 13. Основы планирования деятельности предприятий

13.1. Содержание процесса планирования

Формулировка стратегических, тактических и текущих целей предприятия, выработка политики, конкретизация ожидаемых результатов, расчет предполагаемых значений основных технико-экономических показателей – все это составляет содержание процесса планирования.

В соответствии с горизонтами планирования (периодами, на которые составляются планы) различают долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное планирование.

Горизонт долгосрочного (стратегического) планирования в определенной степени зависит от размеров предприятия и может составлять от 3 до 5 лет для малого предприятия и до 20 лет – для крупного. Часто в рамках системы планирования отдельно выделяют стратегическое планирование, непосредственным предметом которого является разработка и анализ стратегии предприятия. Стратегия предприятия определяет, какие товары и услуги будет производить предприятие, взаимоотношения предприятия с поставщиками, потребителями и конкурентами, а также внутрифирменные нормативы, регламентирующие систему управления предприятием в прогнозируемой перспективе.

Показатели долгосрочного планирования определяют цели предприятия на рассматриваемую перспективу. К этим показателям, как правило, относятся:

- объем продаж;

- темп роста объема продаж;

- размер прибыли;

- норма прибыли на совокупный капитал;

- рентабельность продаж;

- доля на рынке.

Базисным показателем деятельностипредприятия является объем продаж, поскольку большинство остальных показателей характеризуют предприятие либо с точки зрения формирующих объем продаж факторов, либо являются производными от объема продаж.

Основой единого стратегического плана является его базовая стратегия. В соответствии с фазой цикла развития предприятия можно остановить свой выбор на одной из следующих базовых стратегий:

- Стратегия роста – основная стратегия предприятия, выражающая стремление к увеличению объемов производства, прибыли, капитала, т. е. стратегия развития. Эта стратегия также может быть определена как стратегия наступления.

- Стратегия стабилизации – стратегия деятельности предприятия в условиях нестабильного объема продаж и доходов. Эта стратегия направлена на достижение стабилизации на возможно ранней стадии колебаний объемов продаж и доходов с последующим переходом к стратегии роста. Стратегия стабилизации носит наступательно-оборонительный характер;

- Стратегия выживания применяется в условиях глубокого кризиса экономической деятельности предприятия и носит чисто оборонительный характер.

Для каждой базовой стратегии существует ряд стратегических альтернатив, позволяющих добиться поставленных целей, используя различные подходы.

Количественные показатели, определяемые на этапе стратегического планирования, представляют собой своего рода ориентир для их дальнейшей детализации и уточнения уже в процессе краткосрочного планирования.

Ограничение горизонта планирования 1 – 5 годами (в зависимости от размера предприятия) соответствует среднесрочному или перспективному планированию.

Перспективное планирование предполагает выделение следующих основных разделов:

1. План реализации продукции (программа сбыта). На основании данных маркетинговых исследований и стратегических целей предприятия формируется программа сбыта продукции по номенклатуре и ассортименту по годам периода среднесрочного планирования. Программа сбыта формируется в натуральном и стоимостном выражении с учетом прогнозируемых цен реализации. Он является основой разработки плана производства.

2. План производства (производственная программа). В этом разделе содержится план выпуска основных видов производимой продукции в натуральном выражении, обоснованный расчетом производственных мощностей с учетом ввода нового оборудования, изменения производительности труда, структуры выпускаемой продукции, повышения качества производства.

3. План технического развития и организации производства. Этот план должен включать в себя следующие подразделы:

- освоение новых видов и повышение технического уровня выпускаемой продукции;

- внедрение прогрессивных технологий;

- повышение уровня механизации, автоматизации производства;

- совершенствование системы управления, планирования и организации труда и производства на предприятии.

В этом же разделе должны быть приведены расчеты ожидаемого эффекта от инновационной деятельности в управленческой и производственной сферах.

4. Капитальное строительство. В этом разделе плана определяются объемы вводимых в плановом периоде в действие основных фондов, производственных мощностей и других объектов капитального строительства, а также уровень инвестиционного обеспечения и источники инвестиций.

5. План закупок (материально-техническое снабжение). В этом разделе определяются потребность в основных материальных ресурсах и источники их получения, а также повышение эффективности их использования и хранения.

6. План по труду и кадрам. В этом разделе содержится анализ динамики производительности труда и ее прогноз, на этом основании определяется потребность в трудовых ресурсах, намечаются источники набора дополнительных трудовых ресурсов и методы повышения квалификации кадров, рассчитывается фонд оплаты труда.

7. План по себестоимости, прибыли и рентабельности производства и предприятия. Содержит динамику издержек производства, определяет резервы снижения себестоимости продукции, влияние изменения уровня себестоимости на прибыль и рентабельность. В этом же разделе приводятся расчеты ожидаемой прибыли и рентабельности производства и их динамика по годам рассматриваемой перспективы.

8. Финансовый план (бюджет). Этот раздел включает баланс доходов и расходов предприятия, расход предстоящих расходов и отчислений, кредитные взаимоотношения, обязательства перед федеральным и местным бюджетом.

9. Охрана окружающей среды. Этот раздел предусматривает мероприятия, имеющие экологическую направленность.

Следующий уровень конкретизации плана – этап краткосрочного планирования – расчет годового плана предприятия.

Годовой план экономического и социального развития является уточненной в количественных и качественных показателях годовой программой производственно-хозяйственной деятельности предприятия, содержит все необходимые технико-экономические расчеты, охватывает все стороны производственно-хозяйственной деятельности предприятия и разрабатывается по тем же разделам, что и перспективный план. Годовой план составляется с разбивкой по кварталам.

Оперативно-производственное планирование является завершающим этапом планирования на производственном предприятии. Оно конкретизирует и детализирует производственную программу, обеспечивает своевременное доведение до подразделений плановых заданий, а также выполняет координирующую функцию, обеспечивая слаженную работу всех подразделений предприятия. Главной целью оперативно-производственного планирования является обеспечение равномерного бесперебойного производства продукции в заданных количествах и в установленные сроки при соответствии выпускаемых изделий стандартам качества продукции и при оптимальном использовании производственных мощностей.

В качестве основных функций оперативно-производственного планирования можно выделить следующие:

- разработка календарно-плановых нормативов производства (длительность производственного цикла, величина заделов, размер партий и т. п.);

- объемные расчеты загрузки оборудования и площадей;

- составление оперативных программ основных производственных и заготовительных цехов;

- оперативный управленческий учет и контроль выполнения оперативных программ;

- оперативное регулирование хода производства, своевременное выявление отклонений от плана, разработка и реализация мер по их устранению.

13.2. Планирование производства продукции

План производственных подразделений предприятия по объему, номенклатуре, ассортименту, качеству и срокам производства продукции называется производственной программой предприятия.

Составлению производственной программы предшествует формирование портфеля заказов, на основе которого устанавливается объем производства и последующей реализации продукции.

Производственная программа является основным разделом системы планирования на предприятии. Показатели других разделов плана выступают преимущественно как производные от производственной программы. Они определяют производственные ресурсы, необходимые для достижения цели производства, установленной производственной программой.

При разработке производственной программы предприятия должны предусматривать следующие разделы:

- план производства продукции в натуральном выражении;

- план производства продукции в стоимостном выражении.

Планирование продукции в натуральном выражении не всегда дает возможность определить общий объем производства, темпы его роста и структуру. Поэтому большое значение играет формирование плана выпуска продукции в стоимостном выражении. Стоимостным выражением производственной программы являются объемы валовой, товарной, чистой и реализованной продукции.

Объем валовой продукции включает в себя весь объем работ, намеченных к выполнению в данном периоде.

Объем реализуемой и товарной продукции определяется в плане в действующих оптовых ценах предприятия.

Объем товарной продукции () в плане включает в себя стоимость: готовых изделий, предназначенных для реализации; полуфабрикатов собственной выработки; продукции вспомогательных и подсобных производств, предназначенной к отпуску на сторону; стоимость работ промышленного характера, выполняемых по заказам или со стороны, или непромышленных подразделений самого предприятия.

Объем чистой продукции определяется как объем товарной продукции за вычетом амортизационных отчислений и материальных затрат.

Объем реализованной продукции определяется в плане как стоимость предназначенных к поставке и подлежащих оплате в плановом периоде: готовых изделий; полуфабрикатов собственного производства; работ промышленного характера на сторону и др.

Объем реализуемой продукции по плану () можно определить по следующей формуле:

,

где – объем товарной продукции по плану;

– остатки нереализованной продукции на начало планового периода;

– то же на конец планового периода.

Разработка производственной программы проходит три основных этапа.

Первый этап заключается в определении максимально возможного выпуска продукции на базе имеющихся производственных мощностей. На этом этапе учитывается возможность ликвидации “узких мест”, а также совершенствования организации производства. Если в результате расшифровки “узких мест” не удалось достичь объема производства, диктуемого портфелем заказов, необходимо начать разработку мероприятий по наращиванию производственной мощности предприятия, что определяет содержание второго этапа.

На втором этапе исследуется возможность наращивания производственной мощности предприятия за счет собственных финансовых источников и определяется возможный дополнительный объем производства продукции. Если суммарный (с учетом дополнительного) объем производства окажется недостаточным для обеспечения портфеля заказов, то необходимо перейти к третьему этапу.

Третий этап подразумевает разработку плана технического перевооружения и реконструкции предприятия. Следует отметить, что необходимость в реализации этого этапа возникает не только при недостаточном объеме производства, но и при низком уровне технического развития производства, который не обеспечивает выпуск продукции, отвечающей современным требованиям к качеству, материалоемкости, себестоимости и т. д.

13.3. Производственная мощность предприятия

При разработке производственной программы следует помнить, что этот процесс начинается и заканчивается составлением баланса производственных мощностей и определением степени их использования.

Баланс производственных мощностей – специальный баланс, который посредством системы показателей характеризует динамику производственных мощностей в зависимости от условий их воспроизводства и степени использования прежде всего их активной части. В балансе производственных мощностей проводятся данные о производственных мощностях на начало планового периода и оценивается их увеличение в расчетном периоде. При этом указываются конкретные источники роста этих мощностей: ввод в действие нового оборудования, модернизация, организационные мероприятия. В балансе отражается также и уменьшение производственных мощностей за счет убытия изношенных фондов.

Производственная мощность предприятия определяется как максимально возможный годовой (суточный, сменный) объем выпуска продукции (работ, услуг) при заданных номенклатуре и ассортименте на данном оборудовании при установленном режиме работы.

При планировании и анализе производственно-хозяйственной деятельности предприятия, а также при составлении баланса производственных мощностей различают: входную, выходную и среднегодовую производственную мощность.

Входная/выходная производственная мощность предприятия или его структурного подразделения – это мощность на начало/конец соответствующего планового периода. Последняя рассчитывается как алгебраическая сумма входной мощности, новой мощности, введенной в течение данного периода, и выбывшей в том же периоде мощности.

Среднегодовая мощность – это мощность, которой располагает предприятие или его структурное подразделение в среднем за год с учетом прироста и выбытия наличных мощностей.

Производственная мощность и баланс производственных мощностей предприятия рассчитываются в тех же единицах, в каких планируется и учитывается производство промышленной продукции (работ, услуг).

В общем виде производственная мощность предприятия определяется в расчете на период (год) по мощности ведущих цехов или ведущих участков, агрегатов и установок основного производства с учетом проведения мероприятий по ликвидации “узких мест” и возможностей развития кооперации и специализации. К звеньям основного производстваотносятся те, которые выполняют основные технологические операции по изготовлению продукции.

В соответствии с требованиями рыночной экономики, наряду с уже указанными терминами, необходимо ввести также понятия достижимой нормальной производственной мощности и номинальной максимальной производственной мощности.

Номинальная максимальная производственная мощность – это технически достижимая мощность, которая часто соответствует установленной мощности, гарантируемой поставщиком производственного оборудования. Достижимая нормальная производственная мощность – это мощность, развиваемая при нормальных условиях работы с учетом не только установленного оборудования и технических условий на предприятии (нормальные перерывы в работе, простои, выходные, техническое обслуживание и ремонт, замены инструмента, сменность и т.п.), но и принятой системы управления. Эта мощность должна соответствовать предполагаемой величине продаж предприятия, устанавливаемой исходя из принципов концепции маркетинга. Разница между этими величинами будет соответствовать величине дополнительной производственной мощности (резерв производственной мощности).

Для определения величины резервов на предприятии существует коэффициент использования производственной мощности, который может быть плановым или фактическим. Он определяется делением объема произведенной предприятием продукции за данный период (V) на среднюю производственную мощность в данном периоде ():

,

При планировании производственной мощности на период следует рассчитывать возможный норматив использования производственной мощности (), который определяется в процентах по следующей формуле:

,

где – среднегодовая производственная мощность предприятия;

– резерв производственной мощности предприятия.

 


Библиографический список

1. Гражданский кодекс РФ. Части первая и вторая. – М.: Норма, 1996. – 555 с.

2. Налоговый кодекс РФ. Части первая и вторая. – www.akdi.ru.

3. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. Учебник для вузов. – М.: Издательская нруппа НОРМА-ИНФРА-М, 1998. – 384 с.

4. Горобцова Л.П., Краюхин Г.А., Кусанова Т.А., Ли И.В., Осипов Д.Т., Осорьева Н.В. Экономика предприятия. Часть 2. Ресурсы предприятия: Учебное пособие. СПб.: СПбГИЭУ, 2000. – 209 с.

5. Ершов В.Ф., Камалетдинов Р.Н., Краюхин Г.А., Лебедев В.Г., Малешко Т.К., Новожилов М.К., Смирнов Н.П. Экономика предприятия. Часть 3. Продукция предприятия: Учебное пособие. – СПб: СПбГИЭУ, 2001. – 185 с.

6. Ковалева А.М., Лапуста М.Г., Скамай Л.Г. Финансы фирмы: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 416 с.

7. Финансовый менеджмент / CARANA Corporation – USAID – РЦП. – М.: 1997.

8. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. А.Е. Карлика, М.Л. Шухгальтер. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 432 с.

9. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. – 2-е изд., перераб. и дополн. – М.: Банки и биржи, НО НИТИ, 1998. – 742 с.

10. Введение в финансовый менеджмент / Сост.: А.А. Пиковский, А.В. Заводина, К.Н. Костин; Под научной ред. А.В. Бухвалова; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2000. – 97 с.

 

Любой производственный процесс предполагает наличие рабочей силы и средств производства. Средства производства подразделяют на:

· Средства труда (машины, сооружения);

Предметы труда (сырье, материалы).

Средства труда и предметы труда в стоимостном выражении образуют производственные фонды, которые в зависимости от:

1. Характера функционирования в процессе производства

2. Способа перенесения стоимости на готовую продукцию

Подразделяют на основные и оборотные.

Основные фонды (ОФ) – средства труда, которые вовлечены в производственный процесс, при этом:

1. Функционируют в нем в течение нескольких производственных циклов;

2. Постепенно переносят свою стоимость на стоимость готового продукта;

3. Не меняют своей физической формы.

Средства труда и основные фонды не тождественны. Средства труда, не относящиеся к основным фондам:

1. Земля;

2. Орудия труда на стадии монтажа или демонтажа.

Те ОФ, которые вовлечены в процесс производства и непосредственно связаны с ним называются основными производственными фондами. Таким образом, основные производственные фонды – это средства труда в стоимостном выражении, которые используются в процессе производства не менее года, сохраняют свою натуральную форму и постепенно переносят ее на изготовленную с их помощью продукцию. Другие ОФ, которые имеют все особенности основных фондов, однако прямо в производственном процессе не участвуют, называются непроизводственными основными фондами. Примеры: поликлиники, детские сады, дома отдыха.

По своему натурально-вещественному составу ОФ неоднородны и выполняют различные функции, поэтому имеется необходимость их систематизировать. В зависимости от целевого назначения и выполнения в процессе производства функций ОПФ классифицируют по следующим основным группам (8 групп):

· Здания;

· Сооружения;

· Передаточные устройства;

· Машины и оборудование;

· Транспортные средства;

· Вычислительная техника;

· Инструменты и инвентарь.

Не все ОФ согласно классификации играют одинаковую роль в производственном процессе. Те из них, которые принимают непосредственное участие в производстве и прямо влияют на производственные мощности и объем выпуска продукции (рабочие машины и оборудование, приборы, инструменты), называются активными элементами ОФ. Те из них, которые оказывают косвенное влияние на величину производственной мощности и объем выпуска продукции и создают лишь условия производственному процессу (здания, сооружения, передаточные устройства, транспортные средства, инвентарь), называются пассивными элементами ОФ.

Прогрессивной называется такая структура ОФ, при которой доля активной части ОПФ увеличивается, а пассивной уменьшается.

Структура ОПФ в разных отраслях различна. На различие в структуре влияют следующие факторы:

1. Особенности отрасли (материально-технические, производственные, организационные);

2. Уровень развития форм организации производства:

a. Кооперация;

b. Комбинированный;

c. Концентрация:

d. Специализация.

3. Технический уровень производства.

4. Соотношения между различными формами воспроизводства ОФ;

5. Географическое размещение отдельных отраслей промышленности.

Структура – это классификация, в которой определен удельный вес каждой группы в общей стоимости.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 472; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.134 сек.