Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экологическая функция государства и права




 

В теории государства и права отмечается, что государство в соответствии со своими внутренними политическими задачами выполняет разнообразные функции: нормотворческую, правоохранительную, фискальную, функцию регулирования общественных правоотношений, культурно-воспитательную, социальную и т.п. Все современные государства осуществляют функцию охраны окружающей среды (экологическую функцию) как самостоятельную функцию государства.

Экологическая функция государства представляет собой основные направления деятельности государства в сфере взаимодействия общества и природы, выражающиеся в защите и сохранении природы, в ее воспроизводстве и улучшении, в рациональном использовании природных ресурсов. Кроме того, государство участвует в международной охране окружающей среды.

В последнее десятилетие происходит экологизация государственной политики во всех европейских государствах. Это означает:

1. Коренное изменение характера производственной деятельности с точки зрения ее экологических последствий. Изменяются технологии, применяемые в промышленности и сельском хозяйстве, внедряются программы энергосбережения и ресурсосбережения, безотходные технологии и производства.

2. Рационализация потребления. Повышение уровня жизни людей должно осуществляться не за счет истощения природы, а сопровождаться сохранением, возобновлением условий существования животного и растительного мира.

3. Максимальная поддержка научных фундаментальных исследований, изучающих биосферу и ее экосистемы.

4. Образование и воспитание, формирование нового отношения к природе, восприятие человеком себя как части природы.

Однако деятельность государств мирового сообщества в области охраны окружающей среды пока не обеспечивает экологическую безопасность. Загрязнителями зачастую становятся обычные, часто полезные материалы. Согласно определению, принятому ООН из всего многообразия современных загрязнителей указано 10 главных: углекислый газ, оксид углерода, сернистый газ, оксид азота, фосфаты, ртуть, свинец, нефть, пестициды, радиация. Основными источниками загрязнения окружающей среды являются промышленность, транспорт, сельское хозяйство. Есть еще один своеобразный загрязнитель среды обитания – шум. Шум сокращает производительность ручного труда на 30%, умственного – на 60%, способствует накоплению стресса.

Необходимость усиления экологической функции государства приводит к расширению роли права в регулировании экологических отношений. Это привело к появлению новой функции права – экологической, которая состоит в правовом регулировании общественных отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью обеспечения качества окружающей среды.

 

 

3. Концепция государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды.

 

Концепция государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды Утверждена Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 06.09.1995 г.

Главным направлением государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды является осуществление заложенного в Конституции права граждан на благоприятную для жизни окружающую среду, прав будущих поколений на пользование природно-ресурсным потенциалом, а также на компенсацию ущерба, нанесенного здоровью или имуществу в результате нарушения этих прав.

Основными принципами Концепции государственной политики в области охраны окружающей среды являются:

1) государственная собственность на все виды природных ресурсов, предусматривающая возможность передачи их в постоянное либо временное пользование отдельным юридическим и физическим лицам. Исключением является земля как особый вид природных и хозяйственных ресурсов, которая может находиться в государственной и частной собственности;

2) охрана окружающей среды, объектов живой и неживой природы на всей территории республики в сочетании с созданием системы особо охраняемых природных территорий, т.е. территорий, полностью либо частично выведенных из хозяйственного пользования в природоохранных целях;

3) законодательно обеспеченная, финансируемая из государственного бюджета система государственного контроля за состоянием окружающей среды, охраной и использованием природных ресурсов, качеством продуктов питания, безопасностью промышленной и сельскохозяйственной продукции для окружающей среды и здоровья населения;

4) государственная экологическая экспертиза проектируемых, строящихся и эксплуатирующихся хозяйственных объектов, подтвержденная экономической и правовой ответственностью за невыполнение ее требований или игнорирование ее проведения;

5) привлечение к делу охраны окружающей среды и контроля за ее состоянием населения, общественных организаций;

6) экономический механизм обеспечения охраны окружающей среды, включающий в себя:

- платность природопользования, предусматривающую плату за пользование всеми видами природных ресурсов, сбросы и выбросы в окружающую среду загрязняющих веществ и размещение отходов и позволяющую при этом в качестве исключения бесплатное пользование гражданами некоторыми видами дикорастущих растительных ресурсов (сбор грибов, ягод и т.д.);

- льготное кредитование и налогообложение природоохранной деятельности, строительства природоохранных объектов, включая льготное кредитование из внебюджетных фондов охраны природы;

- поддержку на государственном уровне предприятий и организаций всех форм собственности, занимающихся проблемами экономии природных ресурсов, энергосбережения, переработки и утилизации отходов производства и потребления;

7) система мер уголовной и административной ответственности за нарушение природоохранного законодательства при условии обязательного возмещения ущерба, нанесенного здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, за счет нарушителя;

8) участие в решении глобальных экологических проблем, в том числе:

- сохранении биоразнообразия;

- охране озонового слоя;

- предотвращении антропогенного изменения климата;

- охране лесов и лесовосстановлении;

- развитии и совершенствовании системы охраняемых природных территорий различного ранга и назначения;

- регламентации торговли редкими и находящимися на грани уничтожения видами животных и растений.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 508; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.