Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и цели контроля в области охраны окружающей среды




Экологический аудит.

Формы контроля в области охраны окружающей среды. Аналитический контроль.

Понятие и цели контроля в области охраны окружающей среды.

Система контроля в области охраны окружающей среды состоит из государственного, ведомственного, производственного и общественного контроля.

Целью контроля является обеспечение соблюдения юридическими и физическими лицами требований законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды.

Государственный контроль в области охраны окружающей среды осуществляют: Президент Республики Беларусь, Парламент – Национальное собрание, Местные советы депутатов и местные исполнительные и распорядительные органы, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды и иные специально уполномоченные на то государственные органы.

Надзор за соблюдением природоохранного законодательства осуществляет Прокуратура Республики Беларусь.

Ведомственный контроль в области охраны окружающей среды осуществляется министерствами, государственными, комитетами, иными органами государственного управления с целью обеспечении выполнения подведомственными предприятиями и организациями планов и мероприятий по охране окружающей среды, природоохранного законодательства, предписаний Минприроды.

Производственный контроль в этой области осуществляется экологическими службами предприятий, организаций и других хозяйственных субъектов.

Общественный контроль в области охраны окружающей среды осуществляется общественными организациями, трудовыми коллективами и ставит своей задачей проведение общественной проверки соблюдения юридическими лицами природоохранного законодательства, выполнением мероприятий по рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов.

Таким образом, экологический контроль представляет собой деятельность компетентных государственных и общественных органов, направленную на обеспечение рационального природопользования, охраны окружающей среды, соблюдение экологического законодательства.

Объектами экологического контроля являются:

1. Состояние и изменение природной среды.

2. Работа министерств, иных республиканских органов по осуществлению мер по охране окружающей среды.

3. Деятельность юридических лиц по соблюдению экологического законодательства.

Государственный контроль в области охраны окружающей среды включает контроль за соблюдением норм экологической безопасности, использованием и охраной поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, охраной озонового слоя, растительного и животного мира, особо охраняемых природных территорий и объектов, общераспространенных полезных ископаемых и торфа, ведением охотничьего и рыбного хозяйства, охраной земель, обращением с отходами производства и потребления, а также за ведением работ по геологическому изучению недр.

Основными задачами государственного контроля в области охраны окружающей среды являются обеспечение соблюдения юридическими и физическими лицами:

- норм экологической безопасности;

- природоохранного законодательств в целях охраны земель;

- установление порядка пользования водами, их охраны;

- мероприятий по охране атмосферного воздуха, соблюдения условий выбросов загрязняющих веществ, а также иных правил, установленных законодательством об охране атмосферного воздуха;

- законодательства и международных соглашений и обязательств Республики Беларусь по охране озонового слоя;

- установление порядка пользования животным миром, выполнения мероприятий по его охране;

- установление порядка пользования растительным миром, выполнения мероприятий по его охране;

- установление режима особо охраняемых природных территорий и объектов, а также иных требований законодательства об особо охраняемых территориях и объектах;

- установление порядка проведения работ по геологическому изучению недр, добычи общераспространенных полезных ископаемых и торфа;

- законодательства в области общения с отходами производства и потребления.

Важнейшим требованием при осуществлении государственного контроля должно являться предупреждение и выявление нарушений природоохранного законодательства, норм и правил по рациональному использованию природных ресурсов. Особая роль в комплексе мероприятий по осуществлению государственного контроля отводится контролю за правильностью ведения предприятиями и организациями первичного учета использования природных ресурсов, определением объема и состава выбрасываемых (сбрасываемых) в окружающую среду различных видов отходов производства.

В соответствии с Положением о государственном контроле в области охраны окружающей среды, осуществляемом Министерством от природных ресурсов и охраны окружающей среды от 01.04.1998 г. №522, государственный контроль в области охраны окружающей среды осуществляют:

- Специализированная инспекция государственного контроля за использованием и охраной атмосферного воздуха;

- Управление государственного контроля по сокращению озоноразрушающих веществ;

- Специализированная инспекция государственного контроля за использованием и охраной вод;

- Специализированная инспекция по государственной экологической экспертизе проектов, технологических процессов, машин и оборудования;

- Специализированная инспекция государственного контроля за использованием и охраной земельных и лесных угодий, недр и торфяного фонда;

- Специализированная инспекция государственного контроля за использованием и охраной животного мира, ведением охотничьего хозяйства и состоянием заповедного дела;

- Управление организационной работы, экономики природопользования и информации;

- Областные, Минский городской комитеты природных ресурсов и охраны окружающей среды;

- Городские и районные инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды.

- Комитет рыбоохраны при Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды.

В зависимости от природного объекта или ресурса перед государственным экологическим контролем стоят специфические задачи. Так, в соответствии с Кодексом о земле задачи государственного контроля за использованием и охраной земель определены в обеспечении соблюдения всеми землепользователями, землевладельцами и собственниками земельных участков, в том числе арендаторами, государственными и общественными органами требований земельного законодательства. Согласно лесному законодательству Республики Беларусь государственный контроль имеет своей задачей обеспечить соблюдение всеми министерствами, государственными комитетами, иными органами государственного управления, юридическими и физическими лицами установленного порядка пользования лесами, правил ведения лесного хозяйства, воспроизводства лесов, их учета и охраны.

Правовая основа общественного контроля – это Конституция Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды».

Так ст.15 Закона «Об охране окружающей среды» предоставлено право общественным объединениям, осуществляющим деятельность в области охраны окружающей среды, оказывать содействие государственным органам в решении вопросов охраны окружающей среды, осуществлять общественный контроль в области охраны окружающей среды, обращаться в органы государственного управления, иные организации и к должностным лицам для получения полной, достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране, обращаться в государственные органы и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, вредного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы.

В настоящее время государство стремится предоставить общественным экологическим объединениям право на участие в проведении государственной экологической экспертизы, обеспечить доступ этим организациям к информации о состоянии окружающей среды, источниках ее загрязнения, а также создать систему изучения общественного мнения по вопросам охраны окружающей среды и природопользованию.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 674; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.