Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Плановой к рыночной экономике




Необходимость и основные направления перехода от

Характер и содержание переходной экономики, конечный пункт перехода зависят от исходного состояния экономики. Специфика переходных экономик постсоциалистических стран обусловлена осо­бенностью экономики допереходного периода. Абстрагируясь от идеологических определений и разногласий по поводу того, какое общество у нас было - социалистическое (как его понимали классики марксизма-ленинизма), псевдосоциалистическое (государственно-бюрократический, тоталитарный и т.п. социализм) или вообще не имевшее ничего общего с социализмом, будем исходить из непре­ложного факта, что в течение 70 лет в России господствовала создан­ная на основе социалистической доктрины командно-административная (плановая) экономика.

Командно-административной экономической системе были ха­рактерны две основные черты:

• полное огосударствление экономики на основе абсолютного преобладания государственной собственности. Государство было единственным собственником и распорядителем ресурсов общества.

• государственное планирование народного хозяйства, вклю­чавшего в себя три обязательных элемента: централизованность - рас­пределение заданий центральными государственными органами; директивность — обязательность для выполнения; адресность - доведе­ние планового задания до конкретного исполнителя.

Такая экономическая система имела своим следствием преодоле­ние в короткие сроки отставания России от индустриально развитых стран, существенные достижения в социальной сфере. Однако со временем стали все больше проявляться и нарастать, особенно в ус­ловиях развернувшейся во второй половине XX века научно-технической революции отрицательные последствия планового функционирования экономики:

• снижение эффективности производства;

• преобладание экстенсивного типа развития;

• невосприимчивость экономики к достижениям научно-технического прогресса;

• развитие диспропорций народного хозяйства: высокая доля ВПК и отраслей топливно-энергетического комплекса при отсталости остальных отраслей промышленности;

• уравнительное распределение благ в сочетании с привилегиями для отдельных групп;

• подрыв трудовой мотивации работников;

• исключение предпринимательской инициативы;

• экономическая изолированность от мирового хозяйства;

• постоянный, всеобщий, нарастающий дефицит, как продукции производственно-технического назначения, так и потребительских товаров и услуг.

Глубокий кризис, охвативший экономику социалистических стран, потребовал перехода к другой экономической системе - ры­ночной (смешанной) экономике.

С 1992 г. в России начались коренные экономической перемены, по­ложившие начало новому периоду в истории России - переходному пе­риоду, в течение которого происходит демонтаж командно-административной системы и формируются основы рыночной экономики.

Началом трансформации послужило изменение политического устройства страны - утрата государственной власти коммунистиче­ской партией, прекращение функционирования прежних органов за­конодательной и исполнительной власти. С приходом к власти не­коммунистических политических сил в стране начались социально-экономические преобразования, основной целью которых были раз­государствление и либерализация экономической жизни страны.

Для достижения этих целей и формирования эффективной ры­ночной экономики на месте плановой было необходимо:

• провести приватизацию, сократить государственное регулирование хозяйственной жизни, демонтировать планово-распределительную систему хозяйства;

• осуществить либерализацию - отмену ограничений и запретов, относящихся к производственной и коммерческой деятельности. Раз­решить предприятиям самостоятельно устанавливать цены, искать себе партнеров, свободно заключать рыночные контракты, самостоя­
тельно осуществлять внешнюю торговлю, т.е. устанавливать хозяйст­венные связи рыночного типа;

• сформировать рыночную инфраструктуру (систему банков, бирж, предприятий оптовой торговли, страховых компаний, реклам­ных, информационных агентств и т.п.);

• осуществить макроэкономическую стабилизацию (снизить темп открытой инфляции, которая приходит после либерализации цен на смену товарному дефициту, сократить государственные рас­ходы, снизить бюджетный дефицит и др.);провести демонополизацию экономики, создать конкурентную среду — условие повышения эффективности производства;

• осуществить структурную перестройку; обеспечить социальные гарантии гражданам со стороны госу­дарства и поддержку нетрудоспособных и социально уязвимых чле­
нов общества; последовательно интегрировать национальную экономику в систему мирохозяйственных связей. Необходимость интеграции в мировое хозяйство связана с тем, что изолированность советской экономики от мирового рынка, отсутствие конкуренции с зарубеж­ными странами стали причинами технического отставания отечест­венной продукции, снижения ее качества, неэффективности многих производств.

Решение этих задач - условие и предпосылка создания механизма рыночного регулирования, повышения эффективности производства, усиления социальной ориентации экономики.

Однако в ходе реорганизации плановой экономики по причинам как объективного, так и субъективного характера возник целый ряд негативные явления, среди которых наиболее болезненны:

• инфляция, разрушительно действующая на все стороны хозяй­ственной жизни;

• спад производства, связанный со структурной перестройкой(сокращение военного производства, тяжелой промышленности) и ограничением спроса как следствия роста цен;

• появление в связи с сокращением производства безработицы;

• снижение накоплений и инвестиционной активности;

• ослабление возможностей государства по регулированию хо­зяйственной жизни (старые механизмы сломаны, новые еще не созда­ны или не действуют в полной мере);

• дифференциация доходов, социальное расслоение.

Таким образом, в переходной экономике к тем негативным про­цессам, которые были следствием планового ведения хозяйства, до­бавляются новые отрицательные явления, ухудшая состояние эконо­мики и усложняя те задачи, которые должно решить общество в пе­реходный период.

Переходной экономике объективно характерен «трансформаци­онный спад», который обусловлен тем, что в переходной экономике. Утрачивают силу прежние институты и механизмы хозяйственной Деятельности, а новые, присущие рыночной системе, еще только формируются. Характерными чертами трансформационного спада являются: переход от товарного к денежному дефициту и недоста­точности спроса; столкновение хозяйственных мотивов; сокращение

инвестиционной деятельности государства; неопределенность прав собственности; массовая неплатежеспособность предприятий; сла­бость финансовых институтов.

Обозревая опыт переходных экономик в разных постсоциалисти­ческих странах, можно выделить три этапа развития экономики в этот период:

• этап кризисного развития (спад производства, инфляция, паде­ние инвестиционной активности, появление безработицы, падение реальных доходов населения);

• этап стабилизации, для которого характерны снижение темпов инфляции, обострение проблемы занятости, переход экономики от состояния спада к депрессии, обострение структурного кризиса, по­явление точек роста, возобновление накоплений и их трансформация
в инвестиции;

• этап возобновления экономического роста, дальнейшего сни­жения темпов инфляции, повышения деловой активности, роста ин­вестиций, появления государственного финансирования, иностран­ных инвестиций и др.

Эти этапы довольно четко просматриваются в новейшей истории России.

 

Основные социально-экономические показатели развития России 19 92-2002гг (в процентах к пр едыдущему году)

Показатель 1992г 1994г 1996г 1997г 1998г 1999г 2002г
Валовой внутренний про-дукт 85,5 87,4 95,0 101,4 95,0 106,4 104,3
Продукция промышленно­сти 101,9 99,9 96,0 102,0 93,5 111,1 103,7
Продукция сельского хо­зяйства 91,0 88,0 93,0 101,5 98,8 102,4 101,7
Капитальные вложения 60,0 76,0 88,0 95,0 93,3 105,3 102,6
Реальные располагаемые ^денежиыелоход ы 52,0 92,0 106,0 105,8 84,1 87,5 108,9
Индекс потребительских цен (в разах) 26,0 3,2 1,22 1,11 1,8 1,36 1,15
Общая численность безработных (млн. чел.) 3,6 5,5 7,2 8,0 8,9 9,2 6,1

Анализ приведенных данных позволяет выделить три периода:

• первый (1992-1996 гг.) - период либерализации экономики. На этом этапе осуществляется приватизация, происходит создание ос­новных правовых и организационных рыночных институтов. Это период ухудшения всей макроэкономической ситуации в стране. Но по­степенно проводимые государствам меры, направленные на макро­экономическую стабилизацию и борьбу с инфляцией, дают свои ре­зультаты. В России 1997 г. становится переломным годом и впервые за ряд лет происходит улучшение основных макроэкономических по­казателей;

• второй (1998 г.) - кризис, нарушивший положительную тенденцию в развитии экономики страны. Его причиной стали не только не­благоприятные внешние обстоятельства, но глубокие диспропорции, накопившиеся в течение 1992-1997 гг. Однако кризис 1998 г. создал условия для развития отечественного производства. Резкое падение курса рубля снизило эффективность импорта (в 90-х годах товарные рынки наполнялись преимущественно импортной продукцией) и соз­дало условия для расширения производства отечественных товаров.

• третий, начавшийся в 1999 г. - переход к экономическому рос­ту, улучшение всех макроэкономических показателей. Однако, дос­тигнутый рост позволил к началу 2004 г. компенсировать лишь около40% падения производства (за время экономического кризиса Россия
потеряла почти половину своего экономического потенциала) и в России пока не достигнут предкризисный уровень. Очевидно, что низшая точка развития пройдена, и экономика России движется по восходящей линии. Только наращивая темпы экономического роста,
Россия сможет обеспечить достижение основной цели, которая и вы­звала необходимость смены экономического механизма, - повышение эффективности общественного производства и на этой основе повы­шение уровня жизни россиян.

Если переходная экономика имеет достаточно четко датируемое начало, то ответить на вопрос, когда и чем завершится переходный период, весьма сложно. Генеральное направление очевидно - созда­ние рыночной системы хозяйствования. Но существует множество моделей рыночной экономики, поэтому вопрос о конечной цели пре­образований о том, к какой экономике должна перейти Россия дис­куссия и вызывает горячие споры. Тем не менее в последнее вре­мя все большее число политиков и экономистов сходятся в том, что, конечная цель всех преобразований - создание в России социальной рыночной экономики, которой характерны следующие черты:

• единство и взаимодействие рынка и государства, при котором«невидимая рука» рынка сочетается с «видимой рукой» государства и государственное регулирование экономики создает условия для реа­лизации всех достоинств рыночного механизма;

• широкое участие государства в социальном регулировании;

• наличие развитых рыночных институтов, позволяющих наибо­лее эффективно удовлетворять потребности людей;

• социальная ориентированность экономики, обеспечивающая ба­ланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью;

• социальное партнерство. Текущие вопросы найма и оплаты тру­да решаются в двухстороннем порядке между работодателями и работ­никами при посредничестве, в случае необходимости, государства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 595; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.