Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль и функции государства в переходной экономике




В плановой экономике государство играло решающую роль во всех сферах экономической жизни страны. Через систему директив­ных адресных заданий государство определяло основные хозяйствен­ные связи и параметры деятельности каждого предприятия. За пред­приятием сохранялась самостоятельность в решении очень неболь­шого круга хозяйственных вопросов. В рыночной экономике основ­ным регулятором хозяйственной жизни, как известно, является ры­нок. Государственное регулирование призвано помочь рынку, устра­нить возможные негативные последствия действия рыночных сил. И хотя степень государственного вмешательства в экономику в разных странах различна, в любом случае в рыночной экономике государство сосуществует, взаимодействует с рынком.

Изменение роли и места государства в экономике - одна из важ­нейших задач, которая должна быть решена в переходной экономике. При этом должна не просто уменьшиться степень воздействия госу­дарства на экономику, должны измениться формы и методы этого воздействия.

Роль государства в переходной экономике не совпадает с его ро­лью ни в плановой, ни в рыночной экономике.

С одной стороны, в переходной экономике государство в значи­тельной степени утрачивает свои функции собственника, теряет мо­нопольную власть на распоряжение ресурсами общества. Экономиче­ская деятельность теперь осуществляется и другими собственниками, функционирующими на основании законов рынка. Государство, пре­вращаясь в одного из экономических агентов, занимает новое место в хозяйственной системе.

С другой стороны, государство, сохраняя свои властные полно­мочия, интенсивно вмешивается в хозяйственное развитие. На пере­ходном этапе рынок находится в стадии становления. Его регули­рующие механизмы не действуют в полной мере, что и обусловливает

необходимость более интенсивного вмешательства государства в экономические процессы по сравнению с его деятельностью в сложившихся рыночных экономиках. При этом сам процесс перехода направляется государством, именно государство создает соответствующую нормативно-законодательную базу для развития рыночных отношений, стимулирует создание инфраструктуры рынка.

Таким образом, в переходной экономике роль государства выше, чем в условиях рынка. В период трансформации всей экономической системы государство выполняет две основные функции:

создание условий эффективной работы рынка – обеспечение правовой базы рыночного хозяйства, изменение системы управления экономикой, создание системы стимулирования и защиты конкуренции как важнейшего атрибута рынка, формирования необходимой
рыночной инфраструктуры и т.п.;

дополнение и корректировка действий собственно рыночных механизмов -перераспределение доходов, борьба с монополизмом производство общественных товаров, борьба с макроэкономической нестабильностью, стимулирование экономического роста и т.д.

Конкретные задачи, которые должно решать государство в переходный период, определяются основными направлениями перехода от плановой к рыночной экономике и тем, что в переходной экономике государству приходится брать на себе некоторые функции, которые в условиях развитых рыночных экономик выполняют другие экономические агенты. Остановимся на задачах, которые должно решать государство в переходной экономике, подробнее.

Создание нормативно-законодательной базы рыночной экономики, правовое обеспечение проводимых реформ. Если в сложившееся рыночной экономике уже существует правовая база функционирования рынка и роль государства сводится к контролю за соблюдений законодательства и внесения в него в случае надобности частичных изменений, то в переходной экономике задача государства – заново создать правовую базу рынка.

Необходимы разработка и принятие новых государственных за- конов, которые бы четко определяли права собственности, правила функционирования хозяйственных единиц, основы налогообложения и антимонопольного регулирования, права потребителей и гарантии социальной защиты и т.п. При этом возникает дилемма: с одной стороны, законодательство должно быть стабильным, с другой стороны, не апробированное практикой, оно объективно не может быть совершенным и требует постоянной доработки и улучшения. Это противоречие между требованием стабильности и необходимостью измене­ний законодательства в переходной экономике весьма осложняет реа­лизацию государством функции правового обеспечения экономики.

Рыночное хозяйственное право должно регулировать четыре ос­новные сферы экономических отношений:

• права собственности;

• контрактные отношения;

• порядок начала и окончания хозяйственной деятельности;

• поддержание конкурентной среды.

За прошедшие годы в России практически заново была создана вся нормативная база, регулирующая деятельность экономических агентов в рыночной экономике. Были приняты Гражданский, Налого­вый, Бюджетный, Трудовой кодексы и другие нормативные докумен­ты, определившие «правила игры» в условиях рыночных отношений. Однако вся эта нормативная база далека от совершенства и требует постоянного внимания со стороны государства.

Отсутствие некоторых законов, их недостаточная проработан­ность, слабый контроль за соблюдением законов субъектами рынка, частые нарушения законов самим государством порождают множест­во проблем, тормозят проведение реформ, ведут к прямым экономи­ческим потерям. До сих пор не решен вопрос о собственности на зем­лю, о защите вкладчиков от недобросовестных финансовых учрежде­ний, практически не действуют законы о демонополизации и бан­кротстве и т.д. Дальнейшее развитие, совершенствование, а главное, жесткий контроль за соблюдение законов является важнейшей функ­цией государства в переходной экономике.

Демонополизация экономики, создание конкурентной среды. Чрезвычайно высокий уровень монополизации плановой экономики, базировавшийся на монополии государственной собственности и но­сивший тотальный характер стал одной из причин падения ее эффек­тивности и превратился в главный барьер на пути экономических ре­форм. Однако сверх монополизация российской экономики в пере­ходный период не только не исчезает, а практически усиливается, так как контроль со стороны государства ослабевает. Прямой админист­ративный контроль отменяется, а экономические методы регулирова­ния деятельности монополий не действуют. Антимонопольная поли­тика, несмотря на принятие специальных законов и создание соответ­ствующих государственный структур, остается наиболее слабым зве­ном экономической политики государства. Борьба с монополизмом,

создание конкурентной среды - важнейшая задача государства в пе­реходной экономике.

Структурная перестройка. Как уже говорилось, одной из при­чин падения эффективности производства в России была структура экономики неадекватная требованиям современной научно-технической революции. Преобладание в народном хозяйстве отрас­лей ВПК, ТЭК снижают темпы экономического роста, тормозят на­учно-технический прогресс, не позволяют повышать уровень жизни населения. Изменение структуры экономики - объективная необхо­димость для России. Осуществить ее можно, проводя соответствую­щую инвестиционную политику. И здесь возникает вопрос об источ­никах инвестиций. Многолетний инвестиционный кризис в России свидетельствует о недостаточности частных и иностранных инвести­ций в экономику. В этих условиях значительно повышается роль го­сударства в инвестиционной сфере. Государство должно быть «дви­гателем» инвестиционного процесса, структурной перестройки эко­номики. С одной стороны, государство должно осуществлять непо­средственные вложения в важнейшие, современные наукоемкие от­расли, определяющие технический уровень всего народного хозяйст­ва, с другой стороны, оно должно создавать условия, заинтересовы­вающие российских и иностранных инвесторов во вложениях именно в те отрасли, развитие которых необходимо.

Следующая задача, стоящая перед государством в переходный период - это демонтаж административно-командных методов управ­ления и создание новой системы методов, форм, инструментов го­сударственного регулирования. Однако переход от административ­ных методов к экономическим не может быть одномоментным, он должен быть постепенным. Так, на первых этапах переходного пе­риода, которому характерно кризисное состояние экономики, госу­дарство, чтобы не допустить катастрофического падения уровня жиз­ни, может сохранять административный контроль над ценами на не­которые продовольственные товары, энергоносители и т.п. Постепен­но, по мере стабилизации экономической ситуации сфера действия административных рычагов должна сокращаться.

Необходимым условием и предпосылкой перехода к экономиче­ским методам регулирования является радикальные реформы кредит­ной и налоговой систем, формирование институтов и инструментов фискальной и монетарной политики.

Роль и задачи государства в переходной экономике зависят еще и от того, какая концепция переходной экономики выбирается - концеп­ция «градуализма» (постепенности) или концепция «шоковой терапии».

Градуализм предполагает постепенность, медленность проведе­ния экономических реформ. Государство, руководствуясь поставлен­ными целями, постепенно осуществляет замену командно-административной системы рыночной. При этом государство стре­мится экономические и социальные смягчить последствия проводи­мых реформ, избежать резкого снижения уровня жизни населения. Такой тактики, в известной мере, передерживаются в своих преобра­зованиях Китай, Вьетнам и Венгрия.

Концепция «шоковой терапии» предполагает одномоментную либерализацию цен, замораживание заработной платы, повышение банковского процента, сокращение государственных расходов на фи­нансирование народного хозяйства, либерализацию внешнеэконо­мической деятельности. Сторонники этой концепции полагают, что все эти меры позволяют восстановить равновесие в финансовой сис­теме, снизить темп инфляции, быстро сформировать частный капитал и на этой основе - перейти от экономического спада к экономическо­му росту.

Надо отметить, что политика «шоковой терапии» успешно при­менялась в 80-х годах XX века в странах Латинской Америки и ряде постсоциалистических стран - Польше, Чехии, Эстонии. В России же в силу ряда причин объективного и субъективного характера попытка проведения реформ по образцу «шоковой терапии» результатов не дала, и, наоборот, затянула период стабилизации на многие годы.

Доминирующее положение государства, характерное для России на протяжении всей истории ее развития, необходимо учитывать и сегодня. При любых реформах, любых перестройках в России должна сохраняться высокая степень государственного участия в экономиче­ской, и особенной социальной, сферах жизни общества.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1020; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.