Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Материально-производственных запасов




Понятие, классификация и задачи учета

Материально-производственные запасы – это активы, используемые в качестве сырья и материалов при производстве продукции, предназначенные для продажи, используемые для управленческих нужд организации.

Производственные запасы в производственном процессе используются однократно и полностью переносят свою стоимость на стоимость производимой продукции.

Состав материально-производственных запасов представлен на рис. 5.1.

Рис. 5.1. Состав материально-производственных запасов

В зависимости от роли, которую выполняют производственные запасы в процессе производства, они подразделяются на следующие группы:

· · сырье и основные материалы;

· · вспомогательные материалы;

· · покупные полуфабрикаты;

· · отходы производства;

· · топливо;

· · тара и тарные материалы;

· · запасные части;

· · инвентарь и хозяйственные принадлежности.

Основными задачами учета производственных запасов являются:

· · правильное и своевременное документальное оформление всех операций по движению материальных ценностей;

· · контроль поступления и заготовлением материальных ценностей;

· · правильная оценка материалов;

· · контроль сохранности материальных ценностей в местах их хранения и на всех стадиях оборота;

· · систематический контроль выявления излишних и неиспользуемых материалов, их продажи;

· · контроль использования материалов в процессе производства продукции, выполнения работ;

· · своевременное осуществление расчетов с поставками материалов;

 

 

· 5.2. Оценка материалов в учете

Для правильной организации материально – производственных запасов на предприятиях разрабатывается: номенклатура – ценник, в котором указывается систематизированный перечень наименований материалов, используемых в данном предприятии; номенклатурный (учетный) номер, единица измерения и учетная цена.

Материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, включающей суммы фактических затрат, связанных с их приобретением и доставкой.

Фактическую себестоимость материалов можно рассчитать только по окончании месяца. Бухгалтерия будет иметь слагаемые себестоимости материалов (стоимость по платежным документам поставщиков, стоимость услуг за перевозку, затраты на погрузочно-разгрузочные работы и прочие расходы) по итогам затрат за отчетный месяц.

Движение материалов происходит на предприятии ежедневно и документы на приход и расход должны оформляться своевременно. Большинство предприятий ведет текущий учет по твердым учетным ценам. Ими могут быть плановые или средние покупные цены.

В случае использования в учете покупных (договорных) цен по окончанию месяца рассчитывают сумму и процент транспортно-заготовительных расходов для доведения их до фактической себестоимости.

При использовании плановых цен ежемесячно рассчитывают суммы и проценты отклонений фактической себестоимости от плановой.

При списании материалов на производство предприятие может выбрать один из следующих методов оценке материалов:

· · по средней (средневзвешенной) себестоимости;

· · по себестоимости первых по времени закупок (метод ФИФО);

· · по себестоимости последних по времени закупок (метод ЛИФО).

Средняя себестоимость определяется по каждому виду (группе) запасов как частное от деления стоимости вида запасов на их количество по остатку на начало месяца и по поступившим запасам в отчетном месяце. Этот способ оценки материалов является традиционным для отечественного учета.

Применение метода средней стоимости дает возможность получить усредненный показатель стоимости отпущенных в производство запасов.

При методе ФИФО материалы списываются на производство последовательно в порядке их поступления на предприятие по принципу: “первая партия в приход – первая в расход».

Преимущество метода в том, что он позволяет получить в остатке суммы материалов по ценам последних закупок, наиболее близко совпадающих с текущей рыночной стоимостью. Применение этого метода ведет к занижению себестоимости и завышению стоимости остатков материально-производственных запасов в балансе.

При методе ЛИФО применяется принципы: “последняя партия на приход – первая в расход”. То есть первыми списывают в расход материалы по цене последней поставки, затем предпоследний и т.д. При методе ЛИФО себестоимость продукции будет приближаться к рыночной стоимости.

В налоговом учете стоимость материалов складывается также, как и в бухгалтерском учете из фактических затрат на их приобретение. В некоторых случаях эти затраты могут не совпадать в бухгалтерском и налоговом учете.

В бухгалтерском учете суммы по процентам за краткосрочный кредит на приобретение материалов отражается по дебету счетов 10 «Материалы» или 15 «Заготовление и приобретение материалов». Как правило, эти расходы отражаются до принятия материалов к учету. В налоговом учете начисленные проценты по кредиту отражаются по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» то есть входят в состав прочих расходов (п. 1 ст. 265 НК РФ).

Пример: Оценка материалов по методам ФИФО и ЛИФО

Таблица 5.1.

Показатели Количество кг Цена за единицу руб. Сумма, руб.
1. Остаток материалов на начало месяца      
2. Поступили материалы в течение месяца: первая партия вторая партия третья партия            
Итого приход за месяц   -  
3. Расход материалов за месяц (150) а) по методу ФИФО      
Итого расход за месяц   -  
Б) по методу ЛИФО      
Итого расход за месяц   -  
4. Остаток материалов на конец месяца: а) по методу ФИФО б) по методу ЛИФО            

 

Расчет средневзвешенной себестоимости единицы материалов исходные данные из таблицы:

1. Определяем стоимость материалов данного вида, находящегося в обороте предприятия

500 + 4360 = 4860 (руб.)

2. Определяем количество материалов в обороте

20 + 140 = 160 (кг).

3. Определяем среднюю фактическую себестоимость единицы материалов

4860 / 160 = 30,375 руб.

4. Фактический расход материалов на сумму

30,375 * 150 = 4556,25 руб.

5. Остаток на конец месяца

10 * 30,375 = 303,75 руб.

Как видно из примера, при методе ФИФО стоимость списанных материалов наименьшая, а при методе ЛИФО – самая большая.

Метод ФИФО занимает стоимость выпущенной продукции и соответственно увеличивает налогооблагаемую прибыль. Стоимость остатка материалов на складе является наибольшим, что приводит к увеличению налога на имущество.

При методе ЛИФО – себестоимость продукции увеличивается, прибыль, налог на имущество уменьшаются. Стоимость остатка материалов на складе является наименьшей.

При постоянном росте цен наиболее эффективным методом списания материалов является метод ЛИФО.

Метод средней себестоимости позволяет достичь золотой середины. Ведь он учитывает колебание цен и сглаживает их.

· 5.3. Документальное оформление движения материалов

Для учета движения материалов используется типовая документация.

Поступление материалов на склад оформляется следующими документами:

· · Доверенность (ф. № М – 2) – применяется для оформления права должностного лица выступать в качестве доверенного лица организации при получении материалов от поставщика. Доверенность выписывается бухгалтерией в одном экземпляре и выдается под расписку получателю. Срок действия доверенности, как правило, не может превышать 15 дней.

· · Приходный ордер (ф. № М – 4) – используется для учета материалов, поступающих от поставщика или из переработки. Этот документ выписывается в одном экземпляре материально-ответственным лицом в день поступления фактического количества ценностей на склад. Бланки приходных ордеров вручаются заведующему складом в заранее пронумерованном виде.

· · Акт о приемке материалов (ф. № М – 7) применяется для оформления поступивших материалов без платежных документов (неотфактурованные поставки) и в случае расхождений количественных и качественных с данными сопроводительных документов поставщика.

Акт составляется комиссией с обязательным участием представителя поставщика или представителя незаинтересованной организации в других экземплярах: первый передается в бухгалтерию предприятия как основание для бухгалтерских записей на счетах и расчета суммы недостачи или излишков второй – в отдел маркетинга для предъявления претензии поставщику.

При доставке материалов автотранспортом грузоотправитель (поставщик) выписывает товарно-транспортную накладную (ф. № 1)-Т в четырех экземплярах:

· · первый служит основанием для списания материалов у грузоотправителя;

· · второй – для принятия материалов к учету получателем;

· · третий – для расчетов с автотранспортной организацией;

· · четвертый – для учета работы автотранспорта.

Поступление на склад отходов производства, а также внутреннее перемещение оформляется требованием - накладной (ф. № М – 11), которую выписывают в двух экземплярах цехи (участки) – сдатчики.

Материалы, полученные от разборки зданий, сооружений, машин, оформляются актом о принятии материальных ценностей к учету.

Документом, подтверждающим стоимость материалов, приобретенных подотчетным лицом, является товарный счет или акт (справка), где излагается содержание хозяйственной операции с указанием даты, места покупки, наименования, количества, цены материалов, а также данные паспорта продавца. Акт прилагается к авансовому отчету подотчетного лица.

Расход материалов со склада на производственные и хозяйственные нужды оформляются следующими документами:

· · лимитно - заборная карта (ф. № М – 8);

· · требование – накладная на отпуск материалов (ф. № М – 11);

· · накладная на отпуск материалов на сторону (ф. № М – 15);

Лимитно – заборная карта выписывается отделом маркетинга на один или несколько видов материалов, относящихся к определенному производственному заказу, в двух экземплярах. Один экземпляр передается на склад, другой в цех (участок) – получателю. Заведующий складом записывает количество отпущенного материалов обеих картах и сразу же определяется остаток лимита. Лимитно - заборные карты используются при постоянном систематическом отпуске материалов.

Для оформления однократного отпуска материалов используется требования – накладные. Их выписывают в двух экземплярах, один передается получателю, другой – складу.

Отпуск материалов сторонним организациям оформляется “Накладной на отпуск материалов на сторону”. Ее выписывает отдел сбыта в двух экземплярах по предъявлении получателем доверенности на получении ценностей, заполненной в установленном порядке. Первый экземпляр передается на склад в качестве основания для отпуска материалов, второй – получателю.

При отпуске материалов с доставкой собственным транспортом накладную, подписанную получателями, заведующий складом передает в бухгалтерию для выписки расчетных документов, если материалы отпускались с последующей оплатой.

· 5.4. Учет производственных запасов на складе

На предприятиях создаются склады для хранения основных и вспомогательных материалов, топлива, запасных частей и других материалов. Каждому складу приказом по предприятию присваивается постоянный номер, который указывается на всех документах, относящихся к операциям данного склада. Склады должны быть обеспечены исправными весовыми, измерительными приборами, мерной тарой.

На складах материальные ценности размещаются по секциям, а внутри их – по группам, типам и сортам, размерам в штабелях, ящиках, контейнерах, на стеллажах, полках, ячейках, поддонах, что обеспечивает быструю их приемку, отпуск и контроль соответствия фактического наличия установленным нормам запаса (лимитами).

Учет материалов на складе осуществляет заведующий складом (кладовщик), являющийся материально-ответственным лицом, которого принимают на работу по согласованию с главным бухгалтером предприятия.

С заведующим складом заключается типовой договор о полной индивидуальной материальной ответственности.

От занимаемой должности заведующий складом может быть освобожден только после сплошной инвентаризации материальных ценностей и передачи их по акту, утвержденному руководителем предприятия.

На каждый номенклатурный номер материалов заведующий складом (кладовщик) заполняет материальный ярлык и прикрепляет его к месту хранения материалов. В ярлыке указывается наименование материалов, номенклатурный номер, единица измерения, цена, норма запаса (лимит).

Учет движения и остатков материалов осуществляется в карточках учета материалов, которые открываются в бухгалтерии на каждый номенклатурный номер материала и передаются заведующему складом под расписку. В карточке (ф. № М – 17) записывается номер склада, наименование материала, марка, сорт, профиль, размер, учетная цена, срок годности, приход, расход и остаток материала в натуральном выражении.

Запись в карточках заведующий складом делает на основании первичных документов (приходных ордеров, требований – накладных и др.) в день совершения операций. После каждой записи выводится остаток материалов. Благодаря этому склад располагает оперативными сведениями о состоянии запасов, если фактический остаток материала меньше нормы запаса, то заведующий складом должен сообщить об этом в отдел маркетинга.

Заведующий складом в установленные графиком сроки сдает в бухгалтерию первичные документы и составляет реестр сдачи документов на приход и расход материалов (ф. № М – 13) с указанием количества, документов, их номеров и групп материалов, к которым они относятся.

По состоянию на первое число каждого месяца материально-ответственное лицо переносит количественные остатки из карточек в ведомость учета остатков материалов (ф. № М – 14).

Эта ведомость открывается бухгалтерий на год по каждому складу и выдается заведующему складом за день до окончания месяца.

Бухгалтер проверяет правильность произведенных заведующим складом записей в карточках учета материалов и подтверждает их своей подписью в карточках.

Ведение учета материалов допускается также в книге учета материалов, которая содержит те же реквизиты, что и карточки.

В условиях автоматизированного складского хозяйства вместо карточек учета применяют систематические составляемые ведомости движения и остатков материалов.

Материально-ответственные лица от производства (в цехах, на участках) ежемесячно составляют материальные отчеты, в которых содержатся сведения об остатках материалов на начало месяца, их поступлении, расходе и остатке на конец месяца.

· 5.5. Учет материалов в бухгалтерии

Все первичные документы по движению материалов со складом и подразделений предприятия поступают в бухгалтерию в соответствии с графиком документооборота, где они после соответствующего контроля по законности, целесообразности и правильности оформления, формируются в пачки, подвергаются таксировке.

Существует несколько вариантов учета материалов в бухгалтерии. При первом варианте в бухгалтерии на каждый вид и сорт материалов открывают карточки аналитического учета, в которых записывают на основании первых документов операции по поступлению и расходу материалов. Эти карточки отличаются от карточек учета материалов лишь тем, что учет материалов в них ведут не только в натуральном, но и в стоимостном выражении. По окончании месяца по итоговым данным всех карточек составляют сортовые количественно – суммовые оборотные ведомости аналитического учета и сверяют их с оборотами и остатками на соответствующих синтетических счетах и данными карточек складского учета.

При втором варианте все приходные и расходные документы группируют по номенклатурным номерам и в конце месяца итоговые суммы по поступлению и расходу каждого вида материалов записывают в оборотные ведомости, составляемые по каждому складу отдельно по соответствующим синтетическим счетам и субсчетам.

Этот вариант значительно уменьшает трудоемкость учета, поскольку отпадает необходимость ведения карточек аналитического учета, однако учет и в этом случае остается громоздким, поскольку в оборотную ведомость приходится записывать сотни номенклатурных номеров материалов.

Более прогрессивным является оперативно-бухгалтерский, сальдовый метод учета материалов, при котором бухгалтерия не дублирует складского сортового учета ни в отдельных карточках аналитического учета, ни в отдельных карточках аналитического учета, ни в оборотных ведомостях, а использует в качестве регистров аналитического учета карточки учета материалов, ведущиеся на складе.

Ежедневно или в другие установленные сроки (не реже одного раза в неделю) работник бухгалтерии проверяет записи в карточках учета материалов. В конце месяца на основании остатков материалов по карточкам составляется сальдовая ведомость (без оборотов прихода и расхода).

При сальдовом методе учета материалов поступившие в бухгалтерию первичные документы по движению материалов после их проверки и таксировки раскладываются в контрольной картотеке отдельно по приходу и расходу с учетом складов и номенклатурных групп материалов. На основании картотеки составляют групповые оборотные ведомости в стоимости выражения по каждому складу в отдельности. Данные этих ведомостей сверяют с синтетическим учетом материалов.

Основным регистром является ведомость № 10 “Движение материальных ценностей (в денежном выражении)” состоящая из трех разделов: 1) “Движение на общезаводских складах (по учетным ценам); 2) “Поступило на общезаводские склады и остаток по предприятию на начало месяца – по синтетическим счетам и учетным группам”; 3) “Расход и остаток на конец месяца”.

· 5.6. Синтетический учет материалов

Синтетический учет наличия и движения материалов ведется на активном, балансовом, инвентарном счете 10 “Материалы”, который имеет 9 субъектов:

10 /1 – “Сырье и материалы”;

10 /2 – “Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия”;

10 /3 – “Топливо”;

10 /4 – “Тара и тарные материалы”

10 /5 – “Запасные части”;

10 /6 – “Прочие материалы”;

10 /7 – “Материалы, переданные в переработку на сторону”;

10 /8 – “Строительные материалы”;

10 /9 – “Инвентарь и хозяйственные принадлежности”.

Организации, занятые производством сельскохозяйственной продукции, могут открывать к счету 10 субсчета для учета семян, кормов, ядохимикатов, материальных удобрений.

Остатки материалов и их приход записывают по дебету счета 10 расход и отпуск – по кредиту счета в суммах фактической себестоимости.

В дебет счета 10 относятся все затраты по приобретению материалов (покупная стоимость, транспортные услуги, наценки снабженческих организаций, таможенные пошлины и др.) с кредита счетов по учету расчетов.

Поступление материалов на предприятие может происходить по различным источникам и отражается в бухгалтерском учете следующими проводками:

· · приобретенные материалы у поставщиков

Д – т 10 к – т 60 – на покупную стоимость;

· · от учредителей в счет вклада в уставный капитал

Д – т 10 к – т 75/1 – по согласованной стоимости;

· · безвозмездно от других организаций

Д – т 10 к – т 98 /2 – по рыночной стоимости.

При использовании материалов на производственные нужды производятся записи по дебету счетов 20,23,25,26,08 и кредиту счета 10. Одновременно в состав прочих доходов включается стоимость израсходованных материалов и в учете отражается проводкой

Д – т 98 /2 к – т 91 / 1;

· · отходы от брака

Д – т 10 к – т 28;

· · отходы от ликвидации основных средств

Д – т 10 к – т 91.

Отпуск материалов со склада производится на различные цели и отражается следующими проводками:

· · на производство продукции

Д – т 20,23 к – т 10;

· · на строительство объектов основных средств

Д – т 08 к – т 10;

· · на ремонт основных средств

Д – т 25 к – т 10;

· · на общехозяйственные расходы

Д – т 26 к – т 10.

Учет продажи материалов на сторону ведется на активно-пассивном, отрицательно-результатном счете 91 “Прочие доходы и расходы”.

По дебету счета 91 отражается:

· · фактическая себестоимость реализованных материалов Д- т 91 /2 к – т 10;

· · сумма НДС, начисленная на реализованные материалы Д – т 91 / 2 к – т 68;

· · расходы по продажи материалов Д – т 91 / 2 к – т 70,69,76.

По кредиту отражается выручка от продажи по отпускным ценам, включая НДС

Д – т 51 к – т 91 /1.

Сопоставлением оборотов на счет 91 определяется финансовый результат от продажи. Если дебетовый оборот больше кредитового – убыток с бухгалтерской записью Д – т 99 – к - т 91 /9. Если кредитовый оборот больше дебетового – прибыль с записью Д – т 91- 9 к – т 99.

В зависимости от принятой организацией учетной политики, поступление материалов может быть отражено с использованием счета 15 “Заготовление и приобретение материальных ценностей”.

В этом случае все затраты, связанные с поступлением материалов записываются по дебету счета 15 и кредиту счетов 60,76,61,70,69.

Принятие к учету поступивших материалов по учетным ценам на склад отражается записью Д – т 10 к – т 15.

Разница между фактической себестоимостью поступивших материалов и их стоимостью по учтенным ценам списывается на счет 16 “Отклонение в стоимости материальных ценностей” Д – т 16 к – т 15

Остаток на счет 15 на конец месяца показывает наличие материалов в пути.

Списание материалов на производственные счета по учетным ценам с бухгалтерскими записями: Д – т 20,23,25,26,08 к – т 10.

В конце месяца производится распределение и списание отклонений в стоимости материалов на производственные счета и таким образом на дебете производственных счетов отражается фактическая себестоимость производственных материалов.

Коэффициент распределения отклонения в стоимости материалов определяется:

 

 

Сумма отклонения по каждому направлению расхода материалов определяется умножением стоимости списанных материалов по учетным ценам на коэффициент распределения.

Фактическую себестоимость израсходованных материалов записывают в журналах – ордерах 10, 10 /1.

· 5.7. Учет расчетов с поставщиками

Производственные запасы материалов пополняются за счет поставок предприятиями – поставщиками или прочим организациями на основе договоров.

Предприятия – поставщики одновременно с отгрузкой материалов высылают покупателю расчетные документы (платежное требование – поручение, счет – фактуру), товарно-транспортную накладную, квитанцию к железнодорожной накладной и др. Эти документы поступают в отдел маркетинга, где проверяют правильность их заполнения, соответствие договорам, регистрируют в “журнале учета поступающих грузов” (ф. № М – 1), акцептуют их, то есть дают согласие на оплату поступивших материалов.

После регистрации платежные документы получают внутренний номер и передаются в бухгалтерию для оплаты, а квитанции, товарно-транспортные накладные передаются экспедитору для получения и доставки материалов.

С этого момента у бухгалтерии предприятия возникают расчеты с поставщиками. По мере поступления и доставки материалов, учет расчетов за материальные ценности ведется на пассивном, балансовом счете 60 “Расчет с поставщиками и подрядчиками”.

На сумму предъявленных к оплате счетов за поступившие материалы и товары составляется бухгалтерская запись:

Д – т 10,41 к – т 60.

Сумма НДС включается поставщиками в счета на оплату и отражается у покупателя записью: Д – т 19 к – т 60.

По действующему законодательству НДС по приобретенным ценности или услугам, стоимость которых списывается на затраты организаций, после погашения обязательств перед поставщиками представляется бюджету, т.е. на сумму налога, уплаченного поставщикам, уменьшаются обязательства организации перед бюджетом по НДС.

Это отражается записью: Д – т 68 к – т 19.

Если счет поставщика был оплачен до поступления материалов, а при приеме их на склад обнаружилось недостача, или при последующей проверке было обнаружено несоответствие цен условиям договора или арифметические ошибки, до выяснения их причин делают бухгалтерские записи Д – т 76 субсчет 2 “Расчеты по претензиям” к – т 60.

Субсчет “Расчеты по претензиям” дебетуется на суммы причиненного ущерба по вине поставщиков, а кредитуется на суммы поступивших платежей в корреспонденции со счетами денежных средств или расчетов. Суммы неудовлетворенных претензий относятся на те счета, с которых они были приняты на учет.

Суммы штрафов, пеней, неустоек, предъявленные другим организациям за несоблюдение договорных обязательств отражаются:

Д – т 76 /2 к – т 91.

При получении штрафов – Д – т 51 к – т 76 / 2

Оплата счетов поставщиков, т.е. погашение задолженности перед ними отражается записью:

Д – т 60 к – т 51,52,55,71,66.

В случае оформления участниками сделки их обязательств векселями учет расчетов отражается обычным порядком. Факт получения организаций товарных векселей рассматривается как трансформация долга (по договорам купли-продажи), в погашение которого получен вексель, в обязательство по приобретенной ценной бумаге. Из этого следует, что с момента выдаче векселя прекращается задолженность перед поставщиком и возникает обязательство по ценной бумаге – векселю. Это позволяет определить доход, по векселю как разницу между его суммой (номинал векселя и процент по нему) и величиной обязательства. В этом случае величина задолженности перед поставщиком увеличивается на вексельный доход, который повышает стоимость полученных организаций материалов. На счетах делается запись: Д – т 10,41 к – т 60 субсчет “Векселя выданные”

На сумму процентов по векселю к уплате: Д – т 97 к – т 60 субсчет “Векселя выданные”

Организация в целях равномерного включения в затраты доходов по векселю может ежемесячно равными долями в течение срока действия векселя списывать их: Д – т 20,23 к – т 97.

Кредитовое сальдо счета 60 показывает сумму задолженности поставщикам по неоплаченным счетам и неотфактурованным поставкам.

Учет расчетов с поставщиками материальных ценностей ведется в комбинированном регистре аналитического и синтетического учета – журнале – ордере № 6.

Открывается журнал-ордер № 6 суммами незаконченных расчетов с поставщиками на начало месяца. Заполняется этот регистр на основании акцептованных платежных требований-поручений, счетов-фактур, приходных ордеров, актов о приеме материалов, выписок банка.

Журнал ордер № 6 ведется линейно-позиционным способом, что дает возможность судить о состоянии расчетов с поставщиками по каждому документу.

Суммы по учетным ценам отражаются независимо от вида ценностей общей суммой, а по платежным требованиям – поручениям – в разрезе видов материалов (основные, вспомогательные, топливо и т.п.). Сумма претензий записывается на основании актов. По выпискам банка производится отметка об оплате каждого платежного документа.

Предприятия пользуются услугами поставщиков воды, газа, электроэнергии, подрядчиков ремонтных работ и др. По этим расчетам ведется отдельный журнал-ордер № 6.

По окончании месяца показатели обоих журналов-ордеров суммируют для получения оборотов по счету 60 и переноса их в Главную книгу.

 

 

· 5.8. Инвентаризация материально-производственных запасов

Инвентаризация материально-производственных запасов – это выявление фактического наличия ценностей в натурально-стоимостном выражении, путем получения данных об остатках и их сличении с данными учета.

Предприятие обязано проводить инвентаризацию товарно-материальных ценностей:

· · не менее одного раза в год по состоянию на 1 октября отчетного года с целью объективного отражения состояния запасов в годовом отчете;

· · при смене материально-ответственных лиц;

· · при стихийных бедствиях и других чрезвычайных обстоятельствах;

· · при выявлении фактов хищения, злоупотребления и порчи имущества;

· · при реорганизации и ликвидации организации;

· · при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия.

Инвентаризация материалов осуществляется инвентаризационной комиссией, назначенной приказом руководителя при обязательном участии материально-ответственного лица.

Складские операции в момент инвентаризации не производятся.

Заведующий складом дает расписку в том, что все документы склада записаны в карточку учета материалов и сданы в бухгалтерию предприятия.

При проведении инвентаризации комиссия в присутствии материально-ответственного лица осуществляет подсчет, взвешивание, обмер каждого вида материалов и полученные результаты записывает в инвентаризационную опись, которую подписывают члены комиссии и материально-ответственное лицо.

Данные инвестиционных описей используются для составления сличительной ведомости, в которой фактические данные описей сравниваются с учетными данными и выявляются недостачи и излишки материалов.

Комиссия устанавливает характер, причины выявленных расхождений или порчи материалов и определяет порядок регулирования отклонений и возмещения потерь.

Независимо от причин возникновения, все недостачи материалов по фактической себестоимости списывают с кредита счета 10 “Материалы” в дебет счета 94 “Недостачи и потери от порчи ценностей” Д – т 94 к – т 10.

Недостачи материалов в пределах норм естественной убыли списывают на издержки производства и обращение Д – т 20,26,44 к – т 94.

Недостачи сверх норм естественной убыли, потери от порчи, а также похищенные ценности списывают на счета виновных лиц Д – т 73/ 2 к – т 94.

Стоимость недостающих ценностей, взыскиваемых с виновных лиц, определяется исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба. Сведения о рыночных ценах можно получить в органах ценообразования или органах государственной статистики.

Превышение рыночной цены над фактической себестоимостью материалов, подлежащее взысканию (инвентаризационная разница, списывается на счет 98 “Доходы будущих периодов” Д – т 73 /2 к – т 98 / 4. По мере погашения задолженности учтенной на счете 73 / 2, соответствующая сумма разницы списывается со счета 98 / 4 на счет 91 “прочие доходы и расходы” Д – т 98 / 4 к – т 91 / 1.

Ценности, оказавшиеся в излишке, подлежат постановке на учет с отнесением на доходы организации Д – т 10 к – т 91 / 1.

Некомпенсированные потери материальных ценностей от стихийных бедствий относятся на результат хозяйственной деятельности организации Д – т 91 к – т 10.

Если конкретные виновники не установлены, недостачи относят в состав прочих расходов Д – т 91 / 2 к – т 94.

·

· 5.9. Учет резервов под снижение стоимости материальных ценностей

В соответствии с п. 62 Положения по ведению бухгалтерского учета перед составлением бухгалтерского баланса за год фактическая себестоимость материальных ценностей сравнивается с их рыночной стоимостью. При этом если фактическая себестоимость материалов оказывается ниже их рыночной стоимости, то они отражаются в балансе по фактической себестоимости. Если же наоборот, то материальные ценности должны отражаться в балансе по рыночной стоимости.

Сумму резерва под снижение стоимости материальных запасов определяют сопоставлением фактической себестоимости с рыночной стоимостью по каждому номенклатурному номеру или по группам однородных материальных ценностей (когда фактическая себестоимость превышает рыночную стоимость).

На общую сумму резервов дебетуют счет 91 “Прочие доходы и расходы” и кредитуют счет 14 “Резервы под снижение стоимости материальных ценностей”.

В начале периода, следующего за отчетным, зарезервированная сумма восстанавливается записью по дебету счета 14 и кредиту счета 91. Закрытие счета 14 осуществляют исходя из предположения полного расходования материалов в следующем отчетном периоде.

· Контрольные вопросы




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 536; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.