Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общее представление о мотивации

План

Учебные цели

Библиографический список

Основная литература

1. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала. - М.: Элит, 1998. – С.192-239.

2. Иванов Ю.И. и др. Формирование и развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих. - М.: Магистр. - 1998.

3. Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия. - М.: Дело, 1998. - 272с.

4. Управление персоналом государственной службы: Учебно-методическое пособие. /Под общ. ред. Е.В.Охотского. - М.: РАГС, 1997. – С.175-182.

Дополнительная литература

1. Егоршин А.П. Управление персоналом. - Н.Новогород: НИМБ, 1997. – С.6-151.

2. Государственная служба: Сборник нормативных документов: Для руководителей и организаторов обучения, работников кадровых служб государственных органов и образовательных учреждений. - М.: Дело, 1999.

3. Кадровая работа в органах государственной власти: Методическое пособие. /Под общей ред. В.Е.Черноскутова. —Новосибирск: СибАГС, 2001. – 88с.

4. Управление персоналом: Энциклопедический словарь. /Под ред. А.Я.Кибанова.-М.: Инфра-М, 1998. - 453с.

5. Новокрещенов А.В., Таушканов Н.Н. Государственные и муниципальные служащие: оценка профессионализма и потребности обучения. — Новосибирск: СибАГС, 2001.

6. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент персонала: Учебное пособие для вузов. – РнД.: Феникс; - М.: Зевс, 1997. - 480с.

 


Тема 3.6. Мотивация и стимулирование персонала

В результате изучения данной темы Вы должны:

иметь представления об основных составляющих мотивации персонала,

знания о подходах и методах стимулирования,

умения подбирать методики стимулирования в зависимости от специфики организации

3.6.1. Общее представление о мотивации.

3.6.2. Материальное стимулирование труда.

3.6.3. Нематериальное стимулирование труда.

Мотивация – это «побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность»[94].

Мотивацию также можно определить как «совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность»[95].

С термином «мотивация» связаны все основные стороны активной жизнедеятельности индивида: благодаря определенным побуждениям он организует свое поведение, выполняет определенную деятельность, испытывает желания, стремится к их осуществлению и т.д. Представления о мотивации в целом можно связать с ответом на вопрос: «Зачем, для какой цели человек что-то делает?»

Центральное место в теории мотивации занимает понятие «мотив». Мотив – это преимущественно осознанное внутреннее побуждение личности к определенному поведению, направленному на удовлетворение ею тех или иных потребностей. Нередко мотивы определяют и как первоначально не актуализированную готовность человека к определенному поведению. Актуализация мотива означает превращение его в главный импульс психологической активности, детерминирующий поведение.

Важное значение для мотивации имеет цель, т.е. ближайший ожидаемый результат деятельности. Мотив способствует достижению цели, но далеко не всегда совпадает с ней. Например, у человека есть цель – получить высшее образование, однако мотив может быть разным: следовать наставлению родителей, получить перспективную специальность, поступать вместе с друзьями и т.д.

В качестве побудителей конкретного поведения являются потребности, интересы (мотивационное состояние познавательного характера), задачи (частный ситуационно-мотивационный фактор), желания и намерения (мотивационные субъективные состояния).

Наиболее важной причиной является потребность, т.е. состояние нужды человека в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и развития. Потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направляет на поиск того, что нужно. Основными характеристиками человеческих потребностей являются сила, периодичность возникновения, способы удовлетворения и предметное содержание (т.е. с помощью чего потребность может быть удовлетворена). Потребности бывают органические, материальные, социальные и духовные. Иерархия потребностей личности характеризует ее направленность на определенные сферы деятельности.

Психологи разделяют мотивацию на внешнюю и внутреннюю. Внутренняя мотивация способна вызывать деятельность более активную и продуктивную. Она способствует творчеству, удовлетворенности работой, вызывает эмоции интереса и радостного возбуждения, преобладание внутренней мотивации повышает самоуважение и ощущение компетентности. Внутренняя мотивация в большей степени продуктивна также от того, что человек получает удовлетворение непосредственно от самого поведения, самой деятельности. При внешней мотивации для личности важны вознаграждения, реакции окружающих людей, обстоятельства и т.д. В профессиональной деятельности наиболее показательной внешней мотивацией является труд ради зарплаты.

Существуют различные способы мотивации, из которых назовем следующие:

Нормативная мотивация – побуждение человека к определенному поведению посредством идейно-психологического воздействия: убеждения, внушения, информирования, психологического заражения и т.п.;

Принудительная мотивация (негативная мотивация), основывающаяся на использовании власти и угрозе ухудшения удовлетворения потребностей работника в случае невыполнения им соответствующих требований.

Негативная мотивация — это побуждения, вызванное осознанием возможных неприятностей, неудобств, наказаний, которые могут последовать в случае невыполнения деятельности. Учеба под влиянием такого мотива приобретает характер защитного действия и является принудительной.

Первые два способа мотивации являются прямыми, ибо предполагают непосредственное воздействие на человека, третий способ – стимулирование – косвенный, поскольку в его основе лежит воздействие внешних факторов – стимулов.

У человека есть два основных мотива, функционально связанных деятельностью, направленной на достижение успеха. Это — мотив достижения успеха и мотив избегания неудачи[96]. Поведение людей при действии этих противоположных мотивов отличается следующим образом:

люди, мотивированные на успех:
обычно ставят перед собой в деятельности некоторую положительную цель, достижение которой может быть однозначно расценено как успех;
отчетливо проявляют стремление во что бы то ни стало добиваться только успехов в своей деятельности;
ищут деятельность, активно в нее включаются, выбирают средства и предпочитают действия, направленные на достижение поставленной цели;
в их когнитивной сфере обычно имеется ожидание успеха, т. е., берясь за какую-нибудь работу, они обязательно рассчитывают на то, что добьются успеха;
достижение поставленной цели, а связанная с этим работа вызывает у них положительные эмоции,
характерна полная мобилизация всех своих ресурсов и сосредоточенность внимания на достижении поставленной цели.
люди, мотивированные на избегание неудачи:
их цель в деятельности заключается в том, чтобы неудач, отрицательных последствий, все их мысли и действия в первую очередь этому;
- проявляют неуверенность в себе, не верит в возможность добиться успеха;
не испытывают удовольствия от деятельности, часто тяготится ею;
часто оказываются не победителем, а побежденным, в целом — жизненными неудачниками.

Представления человека о достижениях или неудачах в своей деятельности непосредственным образом связано с уровнем притязаний, т.е. установлением взаимосвязи между своими стремлениями и возможностями, способностями. Мотивация на достижения успеха скорее будет свойственна человеку с нормальным или адекватно высоким уровнем притязаний, а на избегание неудачи – с низким уровнем притязаний.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Карьера: сущность, виды, управление | Материальное стимулирование труда
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2482; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.