Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль педагогического такта в повышении эффективности урока




В процессе урока учитель вступает в сложные взаимо­отношения с коллективом учащихся. Учитель не механи­чески передает знания учащимся, а ведет их от незнания к знанию, от неполного знания к полному, от явлений к сущности. Учащиеся не просто воспринимают знания, а активно познают основы наук.

Активность учащихся на уроке обусловлена не только научной эрудицией и педагогическим мастерством учите­ля, но и его личным отношением к учащимся.,Учащиеся всех возрастов очень восприимчивы к малей­шему изменению эмоционального состояния учителя на уроке, и это прежде всего сказывается на их работоспособ­ности.

Психологический анализ педагогического такта у сту­дентов-практикантов на уроке, проведенный В. И. Стра­ховым, подтверждает эту сложность взаимоотношений учителя и учащихся. Автор справедливо требует от учи­теля при подготовке к уроку обдумывать «эмоциональный тон своего поведения на уроке». Эмоциональное отношение учителя к излагаемому ма­териалу на уроке в большей мере активизирует учащихся, заставляет их пережить, прочувствовать изучаемый ма­териал, пробуждает жажду знаний, сближает школьников с учителем.

О таких уроках рассказывает В. Г. Короленко в «Исто­рии моего современника»: «В его чтении никогда не чувст­вовалось искусственности. Начиналось оно всегда просто, и мы не замечали, как, где, в каком месте Авдеев перехо­дил к пафосу, потрясавшему нас, как ряд электрических ударов, или к комизму, веявшему на класс вихрем хо­хота».

Эмоциональный подъем учителя побуждает учащихся к дальнейшей самостоятельной работе по изучению художест­венных произведений писателя. Тактичный подход учителя к учащимся на уроке в из­вестной мере определяет отношение учащихся к учению. Тактичный учитель быстрее вызывает у учащихся стремле­ние хорошо работать, активно усваивать основы наук, развивает волевые качества учащихся, умение ставить и решать разного рода учебные задачи. В проведении каждого урока важно чувство меры учи­теля и в темпе работы и в отношении к детям. Изучение опыта показывает, что у многих учителей преобладает повышенный эмоциональный тон в течение всего урока, переходящий порой в крикливость, когда опрос учащихся, объяснение и закрепление материала проводятся на «вы­сокой ноте». Такие учителя обычно исходят из ложного по­нимания «строгого» тона. Повышенный тон переходит по­рой в раздражительность, окрики.

К. Д.Ушинский предупреждал учителя о том, что «чем более привыкли нервы впадать в раздражённое со­стояние, тем медленнее отвлекаются они от этой гибельной привычки... Всякое нетерпеливое действие со стороны вос­питателя и наставника производит последствия, совер­шенно противоположные тем, которых они ожидают: вмес­то того чтобы успокоить нервы ребенка, они еще более раздражают его». Учащиеся привыкают к тону учителя и не реагируют на него даже в необходимых случаях.

Иногда учащиеся выражают протест в хитроумных про­делках, «чтобы позлить учителя». Неприязнь к учителю дети переносят на предмет, который он преподает, и это в значительной мере снижает работоспособность их на уро­ке. Темп работы учителя по-разному сказывается на рабо­тоспособности учащихся. Очень быстрый темп в работе учителя вызывает суетливость, выбивает учащихся из ко­леи, приучает к поверхностным знаниям. Учащиеся от­зываются о таком уроке: «Репортаж на футбольном поле». Замедленный темп урока также снижает работоспособность учащихся, вызывает у них пассивность.

Педагогический такт учителя предполагает искренность отношений учителя к учащимся. Дети прощают даже «при­дирчивость» учителя, если она основана на стремлении учителя воспитать из них настоящих людей, помогает им преодолевать недостатки своего поведения. Бесстрастное лицо учителя, как и излишняя экспансив­ность, дезориентирует учащихся, не создает рабочей об­становки на уроках и не располагает детей к учителю. Та­ким образом, только строгая сдержанность учителя, рит­мичный темп работы «без потерь времени», человеческое тепло, уважение личности ребенка и требовательность к нему способствуют установлению делового контакта, без чего невозможна эффективность урока.

Ученица А. С. Макаренко Е. И. Депутатова в воспо­минаниях о своем учителе отмечает его замечательную способность входить в контакт с детьми. Она пишет: «Я видела, что другие учителя... просто приходят, здоровают­ся, раскрывают журнал и, проверив ребят, вызывают, рассказывают и потом уходят... Иная манера была у А. С. Макаренко: Антон Семенович приходил в класс всег­да светлым, одухотворенным... Внимательным упорным взглядом голубых близоруких глаз он осматривал весь класс, каждого из нас. Каждый понимал, что после установленного контакта с ним каждый будет у него на счету, ни один не ускользнет от его зоркого внимания, все останутся в поле его зре­ния». Педагогический такт играет сущест­венную роль в установлении контакта с учащимися.

Вот что говорят выпускники школ о любимых учителях: «Она была строга и требовательна, но все мы чувствовали в ней задушевного человека. Уроки истории мы учили не из боязни получить плохую отметку, а просто потому, что было как-то неудобно не ответить ей хорошо. За все время пребывания в школе мы никогда не видели, чтобы она допустила по отношению к нам хотя бы малейшую бес­тактность. Слово «нетактичность» несовместимо было с благородным обликом нашей учительницы».

Для тактичного учителя характерно умение устано­вить прочный контакт с учащимися от начала и до конца урока. Тактичный подход учителя к учащимся при правильной организации урока определяет психологический на­строй учащихся к работе, активизирует учебный труд уча­щихся, расширяет сферу влияния учителя, способствуя установлению контакта в совместной работе.В чем бы это не проявлялось, бестактность учителя на уроке ведет к снижению работоспособности учащихся, раз­рушает контакт, отрицательно сказывается на детской пси­хологии, создавая между учителем и учащимися стену не­доверия. Таким образом, педагогический такт учителя является одним из важнейших средств повышения эффективности урока.

Представители гуманистической теории связывают развитие ребёнка с умением учителя стимулировать процесс учения через создание атмосферы психологической поддержки в классе. Создание положительных эмоций учеников – задача, доступная лишь учителю, обладающему развитым педагогическим тактом. Карл Роджерс считает, что учитель сможет создать в классе нужную атмосферу, если он будет руководствоваться определёнными принципами и опираться на методику диалогового общения.

 

Проявление педагогического такта учителя при поощрении и наказании учащихся. Применение наказаний и поощрений в школе требует от учителя исключительной тактичности. Воспитательная сила этих вспомогательных мер воз­действия повышается при условии искренней тревоги учи­теля за проступок ученика. В школьной практике наблюдается подчас грубое нару­шение педагогического такта, когда наказание превращает­ся в простую формальность или является единственным средством воспитания, когда наказание налагается без учета сложившихся обстоятельств, когда учитель не опи­рается на ученический коллектив. В жизни школы не изжиты и такие факты, когда педа­гог налагает взыскание на ученика по установившейся за ним репутации озорника: «Я не буду разбирать, кто виноват. Уверена, что ты первый был там», — говорит учительница в то время, как ученик вовсе не являлся соучастником озорства.

Тактичный педагог не принимает поспешных решений в таких случаях. Он объективно подходит к совершивше­муся событию. Знание детей позволяет ему учесть индиви­дуальные особенности учащихся. Способность к ориенти­ровке, наблюдательность помогают учителю подметить личное отношение ученика к совершенному им проступку. В одном случае ученик искренне раскаивается, в другом — бравирует, считает проступок особым удальством: «Да, я сделал, ну и что же из этого!?» Тактичный учитель по внешним признакам (побледнению лица, слезам) видит отношение ученика к проступку.

Главное заключается в том, чтобы учесть реакцию на совершенный проступок не только виновника, но и все­го ученического коллектива, ибо единство мнений класса и педагога повышает эффективность результата вос­питательного воздействия на учащегося. Организованный, целеустремленный класс рассматривает проступок ученика с точки зрения затронутой чести: «Позоришь наш класс, ста­вишь под удар!» Однако в практике школьной работы встречаются и такие ученические коллективы, в которых учащиеся лож­но понимают закон товарищества и стараются в глазах учи­теля оправдать, выгородить виновника. Тактичный подход учителя, основанный на искреннем отношении к учащимся, располагает коллектив к откровен­ности. Это помогает учителю узнать истинный мотив про­ступка (преднамеренное озорство или детская шалость, оби­да или протест против несправедливости, зависимость от неправильных отношений в коллективе, «круговая пору­ка» и др.).

Галя нечаянно поставила кляксу в тетради Ле­ны. Лена, рассердившись на Галю, намеренно испачкала обложку ее нового альбома для рисования. В первом слу­чае сдержанное замечание учителя дает понять Гале, что неосторожность может причинить неприятности другим лю­дям и поэтому надо бороться с этим недостатком. Поступок Лены вызывает тревогу, ибо он связан с моральной сто­роной поведения. Лена намеренно, с умыслом испортила альбом — отомстила Гале. Здесь замечание учителя в гнев­ной, решительной форме осуждает проступок Лены. И ес­ли это строгое отношение учителя к Лене поддерживается общественным мнением коллектива учащихся, то сила вос­питательного воздействия учителя повышается.

По мере роста опыта общественной работы и образова­тельной подготовки учащихся, повышения уровня созна­тельной дисциплины в разных возрастных группах изме­няется и отношение их к поощрению и наказанию. Так­тичный учитель применяет наказание и поощрение с учетом этих изменений.

Первоклассника беспокоит отношение к наказанию близких ему людей: отца, матери, любовью которых он дорожит. «Ты любишь свою маму?» — спрашивает у пер­воклассника-озорника педагог. Ребенок молча взглянул на него, и в глазах блеснула слезинка: «Я не буду шалить на уроке, не говорите маме. Она меня не будет любить». Педагог опирается на эти чувства, создавая условия для организованного поведения малыша на уроке (постоянная энергичная деятельность ученика на уроке, повышение, удельного веса самостоятельной работы, одобрение прояв­ленной активности).

Нарушение такта в применении наказаний вызывает у детей противодействие, грубость, обостряет конфликт, создает атмосферу недоверия между учителем и детьми, роняет авторитет учителя.

Правильное проявление педагогического такта учите­ля предполагает «естественность и честность в разрешении всех вопросов, в разрешении различных детских дел», осо­бенно в подростковом возрасте. М. И. Калинин тонко под­метил своеобразие детской психологии: у ребят есть, гово­рит он, свой «юридический кодекс» чести, товарищества, долга.

Учителю надо проявить большой такт, чтобы вникнуть в этот кодекс ребячьих дел, уточнить представления уча­щихся о товарищеском долге, чести и настоящей дружбе. Нельзя предусмотреть всех возможных случаев, встре­чающихся в жизни ученического коллектива и выработать на каждый случай привычную форму поведения, но нужен педагогический такт в каждом отдельном случае. Нетак­тичный подход учителя к учащимся дезорганизует учени­ческий коллектив и снижает ответственность, приучая приспосабливаться.

В классной комнате разбили оконное стекло. В поисках виновника классный руководитель не привлекла коллектив, а предприняла обходный путь через отдельных учащихся. Виновник был назван и наказан. Нетактичный подход классного руководителя к разрешению этого вопроса при­вел к тому, что весь коллектив вооружился против того, кто «выдал» товарища. Виновник увидел в этом поддерж­ку коллектива и, ложно понимая свою правоту, стал вести себя еще хуже. В классе произошло дробление кол­лектива. Игнорирование классным руководителем обществен­ного мнения коллектива как явно бестактное отношение к его полномочиям вызвало протест учащихся.

По-иному подходит тактичный учитель. Однажды зимой шестиклас­сники, затеяв на школьном дворе игру в снежки, разбили окно в коридоре. Классная руководительница застала двух учеников со снежками в руках, а остальные виновники убе­жали. При разборе проступка классная руководительница использует обходной путь, чтобы вызвать раскаяние и у остальных виновников. Коллектив молчал из ложного чув­ства товарищества «не выдавать», «не фискалить», хотя хо­рошо знал всех участников игры. Педагог назвал имя одного из убежавших виновников и привел его в качестве примера: «Вот ваш товарищ Вася никогда не позволит себе этого. Он всегда организован». Ребята переглянулись. Вася по­краснев, встал и чистосердечно признался: «Я тоже пригото­вил снежок, только не успел бросить. Окно было разбито». Честное признание Васи побудило остальных виновников признать свою вину.

Классная руководительница мягко заметила: «Откры­тое признание ошибок — это гражданское мужество, а все ли так думают?» Она поставила коллектив на путь самоанализа. После уроков учащиеся подошли к своему воспитателю и предло­жили поговорить на следующем собрании о фискальстве и о настоящем товариществе.

Тактичный учитель предвидит силу сопротивляемости ученика воспитательному воздействию или его безразлич­ное отношение к нему и в соответствии с этим осуществляет индивидуальный подход к учащимся. Например, Мишу легче убедить в беседе с глазу на глаз. Обсуждение его проступка в коллективе чаще всего вызы­вает протест, упорное сопротивление, упрямство. Проступок заносчивой Гали надо обязательно обсудить в коллективе, чтобы она услышала о себе общественное мне­ние, оценку одноклассников. Только так можно поставить ее на путь самокритичности и самоконтроля.

Тактичный учитель, наказывая учащихся, соблюдает корректную форму воздействия - без упреков, унизитель­ных насмешек, прозвищ, оскорблений, мелочных приди­рок. При применении наказания важны: своевременная реак­ция на проступок ученика, интонационная выразительность речи учителя, ее эмоционально-волевая насыщенность, осо­бенно в приказании: «Выйди из класса немедленно!».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2329; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.