Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные категории практической педагогической этики




План.

3.1. Понятие «практическая педагогическая этика».

3.2.Основные категории практической педагогической этики: «гармония», «красота», «эстетика педагогического профессионализма», «чувствознание».

3.3.Задачи этического самовоспитания и методы изучения детского мира.

3.5.Критерии педагогического профессионализма.

Литература: 45, 49,50, 51, 52, 53, 54, 67, 94, 125, 133.

Вопрос 3.1. Понятие «практическая педагогическая этика».

Сегодня большое значение приобретает процесс формирования личности будущего учителя, психолога, мыслящего по-новому, с высоким уровнем нравственности.

Какие методы нравственного воспитания вы можете назвать?

В современных методиках нравственного воспитания личности в качестве главных методов воспитания выделяют убеждение и пример.

Однако метод убеждения предполагает непосредственное воздействие на сознание, а не на эмоциональные структуры психики, являющиеся психологической базой нравственного воспитания. Такую же ориентацию на развитие мышления имеют и методы самовоспитания: самоубеждение, самопринуждение, рефлексия, самоотчет и др.

Важным методом подготовки будущих специалистовможет стать организация их нравственного опыта, который призвана формировать практическая педагогическая этика.

Причины её появления. Прежде чем будет определено понятие "практическая педагогическая этика", следует проанализировать, какими причинами обусловлено ее появление.

Разработаны этика, педагогическая этика, правила педагогической морали. Но педагогическая практика показывает, что педагоги, зная систему норм педагогической морали, часто поступают вопреки ним. Почему зачастую так происходит?

В процессе повседневной педагогической деятельности бывает трудно увидеть основную проблему для разрешения, абстрагировать её от повседневных ситуаций педагогической действительности.

Познавательно, что в практике выдающихся философов и педагогов применялась форма притчи, которая позволяет выделить главную проблему. Мастером таких воспитательных притч был, например, В.А. Сухомлинский.

Послушайте одну из притч, проанализируйте, какую важную проблему она «высвечивает»?

«Жили в одном монастыре три инока и по молодости лет часто вели разговоры, как спасти мир. И вот разошлись они по разным концам света. А через много десятилетий судил Господь им встречу. Встретились и спрашивают один другого: «Ну, как же ты мир спасал»? Один из них отвечает: «Я шёл со словом Божьим, я проповедовал людям добро». «Ну и как?» - спрашивают его собратья, - «Стали люди добрей, стало зла меньше?» «Нет, - ответил им инок – не послушались они моих проповедей».

Тогда другой инок говорит: «А я не стал людям говорить ничего, я сам стал делать добро». «Ну и что, подействовало?» - спрашивают собратья. «Нет, - отвечает но – зла меньше не стало».

А третий инок и говорит: «Я не стал ни говорить, ни делать, я вообще не пытался исправлять людей, я уединился и стал исправлять самого себя». «Ну и что?» - спрашивают его. «Со временем ко мне пришли другие, и по мере того как исправлялся я, стали исправляться и они. И зла стало меньше настолько, насколько оно уменьшилось в нас самих».

Какую основную проблему она «высвечивает»?

 

Практическая педагогическая этика – это учебная дисциплина, пробуждающая и формирующая гармонию нравственных чувств, сознания и поведения учителя. Она проявляется в нравственной культуре учителя, созидающей личность ребенка. К.Д. Ушинский оставил замечательные слова: «Чтобы воспитать ребёнка всесторонне развитым, надо познать его во всех отношениях». То есть, надо познать детский мир. Теоретическому осмыслению детского мира и начальному тренинговому освоению и формированию у будущих педагогов умений правильного взаимодействия с детьми, развивая их нравственные чувства, и призвана практическая педагогическая этика.

В целях эффективной организации профессиональной деятельности специалистом психолого-педагогической деятельности теоретическая часть педагогической этики дополняется педагогическим тренингом, т. е. практической частью – как средство пробуждения и формирования гармонии нравственных чувств, сознания и поведения учителя. Вводятся в науку такие категории как «гармония», «красота», «эстетика педагогического профессионализма».

Чтобы понять, какое отношение они имеют для практической педагогической этики, следует вспомнить их значение как эстетических категорий.

Гармония. Переводится как "созвучие, согласие". Определяется как уровень упорядоченного многообразия, оптимальное взаимосоответствие различного в составе целого, отвечающее эстетическим критериям красоты. Гармония как мера всех земных вещей, идеал, к которому должен стремиться человек. То есть, объективная возможность отношений человека с окружающим миром и как идеал красоты, "которая спасет мир". Без способности переживания красоты, проявляющейся в гармонии окружающего мира (природы, искусства, межличностного общения), невозможно полноценное существование человека как личности.

Красота - о дна из универсальных форм бытия материального и духовного мира, раскрывающая эстетический смысл явлений, их внешние и внутренние качества, которые вызывают моральное и эстетическое удовлетворение.

Красота – это глубоко человеческое, это радость нашей жизни. Человек стал Человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звёзд, розовый разлив вечерней зари, прозрачную дымку степных просторов, багровый закат перед ветреным днём, трепетание марева над горизонтом … журавлиную стаю в голубом небе, отражение солнца в мириадах капель утренней росы… фиолетовое облако на сиреневом кусте, нежный стебелёк и голубой колокольчик подснежника – увидел и, изумленный, пошёл по земле, создавая новую красоту. Остановись и ты в изумлении перед красотой – и в твоём сердце расцветёт благородство.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1542; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.