Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ конфликтов и пути их разрешения




Р.Б. Преодоление конфликта.

Как возникает непонимание взрослых и детей и как помочь себе и ребёнку в конфликтной ситуации?

Следует честно признать, что иногда дети утомляют, раздражают, огорчают и даже приводят в бешенство взрослых. Это надо принять как аксиому, чтобы не слишком огорчаться и не одёргивать детей по любому поводу. Мудрый совет всех педагогов разных веков от древности до современности – не действовать сгоряча. А постараться понятья, что же так раздражает в поведении ребёнка и почему?

Часто взрослые понимают причины поведения детей, но стараются показать свою умудрённость, подавляя в себе понимание того, что чувствует ребёнок. Ибо иногда воспоминания нашего детства по данному поводу оказываются мучительными. И это является источником раздражения. Например, воспитатель часто не хочет вспоминать, как ударил кого-то в детстве, украл монеты из маминого кошелька или был наказан за игру со спичками. И теперь задаёт вопрос детям: «Почему ты так поступаешь?»

Родители и учителя не должны забывать своего детства. Взрослые редко говорят детям: «Ты не плохой, ты просто маленький». И детям неоткуда узнать, почему они поступают, нарушая запреты взрослых. А дело в том, что без помощи взрослого любящего человека ребёнку бывает трудно справиться с собой. Это поведение естественно для ребёнка, особенно – в периоды возрастных кризисов, но не всегда понятно взрослым. Взрослый сердиться, наказывает. А у ребёнка постепенно складывается стереотип самооценки: «Я – плохой». И появляются чувства вины, неполноценности по отношению к себе и – враждебности к непонимающим его взрослым.

Кроме того, дети требуют от взрослых любви. Но как это ни странно, далеко не каждый взрослый способен любить детей. Может быть потому, что в детстве наши родители считали необязательным внешнее выражение любви к ребёнку, и он привык к сухому и суровому отношению. Этот же воспитательный стиль он применяет по отношению к воспитанникам. Но дети требуют от взрослых открытого проявления любви, что действует тем на нервы.

Практическая педагогическая этика подчёркивает: трудно стать заботливым и любящим человеком, если в детстве не испытал отношений заботы и любви взрослого.[2]

Прежде чем разрешать конфликт, необходимо выяснить причины его возникновения.

В общем плане такими причинами могут быть действия и общение учителя, особенности личности ученика и учителя, общая обстановка в школе:

Ø малая возможность учителя прогнозировать на уроке поведение учеников;

Ø свидетелями ситуаций являются другие ученики, поэтому учитель стремится сохранить свой социальный статус любыми средствами и тем самым часто доводит ситуацию до конфликтной;

Ø учителем оценивается не отдельный поступок ученика, а его личность, такая оценка часто определяет отношение к ученику других учителей и сверстников (особенно в начальной школе);

Ø оценка ученика нередко строится на субъективном восприятии его поступка и малой информативности о его мотивах, особенностях личности, условиях жизни в семье;

Ø учитель затрудняется провести анализ возникшей ситуации, торопится строго наказать ученика;

Ø личностные качества и нестандартное поведение учеников;

Ø личностные качества учителя;

Ø преобладающее настроение учителя, отсутствие педагогических способностей, жизненное неблагополучие учителя, общий климат и организация работы в педагогическом коллективе.

Пути помощи учителю:

Ø конфликтные ситуации на уроках, особенно в подростковых классах, большинством случаев признаются типичными. Для их разрешения учителю надо уметь организовать коллективную учебную деятельность учащихся разного возраста, усиливая деловую взаимозависимость между ними;

Ø изучить учеников, трудно успевающих по предмету, «трудных» по поведению, проявить к ним внимание с целью своевременного оказания помощи;

Ø нельзя наказывать за поведение плохими отметками по предмету;

Ø при разговоре с детьми чётко знать, что следует сказать, как сказать, когда сказать, чтобы достигнуть цели, обращённой к ребёнку речи, при ком сказать и зачем сказать;

Ø в общении учителя с учениками большое значение имеет не только содержание речи, но и мимика, тон, интонация речи;

Ø никогда не следует упрекать ученика, за неблагополучие в семье, за поведение родителей, братьев, сестёр – этого ученики не прощают учителям!

Ø использовать приём «возврат эмоций»: осознание своей профессиональной позиции, познание мотивов поступка ученика;

Ø при необходимости, пригласить для разрешения конфликта «третьего» - это могут быть родители, учителя или сверстники;

Ø проведение психологического анализа. В этом случае учитель может раскрыть причины ситуации, не допустить её перехода в длительный конфликт.

 

В ариант опорной схемы для проведения анализа ситуации:

1. Описание ситуаций и её участники.

2. Определение в ситуации момента, когда учитель мог бы предупредить её переход в конфликт.

3. Что помешало учителю сделать это (эмоциональное состояние, присутствие свидетелей, растерянность, неожиданность и т. д.)

4. Какие приёмы воздействия мог бы использовать учитель в ситуации и как он их использовал.

5. Оценка.

6. Какую информацию получил учитель о своих педагогических успехах и просчётах.

7. Анализ своего поведения в ситуации и ошибки.

8. Варианты отношений с учеником после конфликта.

Как помочь себе и ребёнку избежать конфликта.

Самая большая ценность детства – любовь близких.

Что нужно детям более всего, так это любовь. Каждый ребёнок не может нормально развиваться, если он лишён любви. И всеми силами он будет стараться завоевать её. Первый шаг в ликвидации конфликта всегда должен сделать взрослый, задав себе вопрос: чем вам пришлось заплатить за любовь, когда вы были ребёнком? Приходилось ли вам притворяться, что вы в восторге от своего новорождённого брата, в то время как ваше сердце разрывалось от злой ревности? Захотите ли вспомнить, что вам замывали рот за грубое ругательство? Отказывались ли вы от похода с одноклассниками, т. к. родители считали, что важнее занятия в музыкальной школе. Вы спорили, но смирялись, т. к. ребёнок не может долго находиться в конфликте с близкими. Во имя любви и одобрения, вы подавляли свои чувства. Ребёнку действительно нужна любовь взрослого. Но нужно и его понимание. Т. к. часто он сам не понимает мотивов своего плохого поступка.

Самое важное умение взрослого в общении с детьми – это умение вспомнить своё детство. Если взрослый сможет восстановить боль своих обид, страхов, смущения, испытанные им в далёкие годы детства, он станет мудрее по отношению к ребёнку. Жалея себя «в детстве», мы начинаем жалеть и ребёнка, пытаемся оградить его от подобных ощущений и получаем минуты на переосмысление своих действий.

Есть много способов вспомнить себя в детстве, например, поговорить с братьями и сёстрами, с родителями и другими родственниками, расспросить их о событиях, которые мы помним смутно, но которые вызывают неприятные воспоминания. Разговор с нашими родителями о нашем собственном детстве поможет лучше понять собственных детей и учеников. А рассказ нашим детям о своём детстве, поможет им понять и простить нас в тех случаях, когда мы им что-либо не разрешаем, в чём-то ограничиваем [1].

Литература:

1. Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе.- М.: 1991.

2. Шевченко Л. А. Практическая педагогическая этика. – М.: 1997.

 

Лекция 7. Нравственное самовоспитание и саморазвитие студента.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2941; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.