Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Петля (спираль) качества




Поставщик

3.3.6

Потребитель

Система менеджмента качества

система менеджмента (3.2.2) для руководства и управления организацией (3.3.1) применительно к качеству (3.1.1)

организация (3.3.1) или лицо, получающие продукцию (3.4.2)

ПРИМЕРЫ - Клиент, заказчик, конечный пользователь, розничный торговец, бенефициар и покупатель.

Примечание. Потребитель может быть внутренним или внешним по отношению к организации.

организация (3.3.1) или лицо, предоставляющие продукцию (3.4.2)

ПРИМЕРЫ - Производитель, оптовик, предприятие розничный торговли или продавец продукции, исполнитель услуги, поставщик информации.

Примечание 1 Поставщик может быть внутренним или внешним по отношению к организации.

Примечание 2. В контрактной ситуации поставщика иногда называют «подрядчиком».

Система качества применяется, как правило, ко всем видам деятельности, влияющим на качество продукции, и взаимодействует с ними. ЕЕ воздействие распространяется на все этапы срока службы продукции и процессов – от первоначального определения требований рынка до конечного удовлетворения этих требований. Эти этапы графически представим в виде так называемой петли (спирали) качества.

1 этп:- маркетинг и изучение рынка – предполагает выполнение требований потребителей к продукции, в том числе выявление предполагаемых потребностей. Резульитатом выполнения этого этапа является задача выдать отделу проектирования в виде как можно более точных технических условий на продукцию, которую предполагается или модернизировать или спроектировать заново.

 

2-й этап- проектирование и разработка продукции. На этом этапе требования ТУ переводятся на язык чертежей и инструкций для изготовления продукции.

3-й этап- планирование и разработка процессов – предусматривает разработку основных технологических процессов производства продукции и вспомогательных процессов, в том числе процессов измерения и контроля, как в промежуточных точках, так и в готовой продукции.

4-ый этап – закупки – предполагает, что прежде чем начать производство новой продукции, следует приобрести необходимое сырье, материалы, комплектующие изделия, средства измерения и контроля, расходные материалы и т.д.

5-ый этап- производство продукции и предоставление услуги – можно начинать после того, как разработаны технологические процессы и закуплены необходимые материалы и комплектующие. Как результат этого этапа является серийная продукция и /или услуга.

6-ой этап – проверки – требует, чтобы организация проводила проверки и контроль качества выполнения технологических процессов и продукции как после завершения производственных процессов, так и в промежуточных точках.

7-ой этап – упаковка и хранение – предусматривает, что организация обязана управлять качеством продукции и после завершения производственных процессов, в том числе при ее консервации, упаковке и хранении.

8-ой этап – реализация и распределение продукции. На этом этапе от организации требуется соответствующее управление качеством продукции в ходе погрузочно-разгрузочных работ и при транспортировке. Если продукцию забирает потребитель на условиях самовывоза, то он должен быть обеспечен четкими инструкциями об условиях транспортирования и требованиях к погрузочно-разгрузочным работам.

9-ый этап – монтаж и ввод в эксплуатацию- предусматривает, что организация, если это необходимо, должна оказать потребителям помощь при монтаже сложной продукции и вводе ее в эксплуатацию или снабдить их надлежащими инструкциями по проведению таких работ.

10-й этап – техническая помощь и обслуживание. На этом этапе потребитель должен иметь возможность получить от изготовителя необходимую помощь после ввода продукции в эксплуатацию, например в период гарантийного срока.

11-й этап после реализации- потребитель должен иметь возможность получить от изготовителя,Э если необходимо, помощь и после окончания гарантийного срока, например, в качестве четких инструкцийобо всех видах и периодичности планово-предупредительных работ. Организация может также оказывать помощь, например, на условиях абонементного обслуживания. Одна з целей этого этапа – получение предприятием-изготовителем информации о поведении продукции в процессе ее использования с тем, чтобы внести в нее улучшения.

12-этап – утилизация или восстановлении е в конце выработки ресурса.- является очень важным этапо ЖЦП. Вспомним атомные лодки, которые сняты с вооружения и находятся в ожидании их утилизации. Утилизация корпусов этих лодок не вызывает особых затруднений – их можно продать, например, в Индию, где их разрежут и затем переплавят. А вот «начинку» этих судов никто на металлолом не покупает, так как при их проектировании не были разработаны процессы утилизации атомных реакторов. Этот пример убедительно показывает, что еще на этапах маркетинга и проектирования продукции, надо планировать процессы ее утилизации.

Рассмотренная петля (спираль) качества используется для понимания задач управления качеством через руководство всеми этапами ЖЦП, в том числе для понимания того, что каждый этап оказывает существенное влияние на качество продукции и услуги.

 

Лекция 2

 

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ, побудившие иностранных бизнесменов заниматься вопросами управления качеством

 

Рассмотрим ситуацию, сложившуюся во многих странах Западной Европы и Японии сразу после окончания 2-ой мировой войны. Как и в Советском Союзе, значительная часть населенных пунктов и промышленных предприятий этих стран находилось в состоянии разрухи. Необходимо было приложить значительные усилия и финансовые ресурсы для выхода из послевоенного кризиса.

Ситуация на рынках этих стран складывалась таким образом, что на них в это время господствовали производители и продавцы, т.е. существовали так называемые «рынки производителей», в условиях которых потребители из-за нехватки товаров были вынуждены покупать все то, что им предлагали продавцы.

Похожая ситуация имела место и в Советском Союзе вплоть до 1991 г.

У большинства населения имелись наличные деньги, однако из-за существовавшего дефицита товаров трудно было что-то приобрести.

При таком положении вещей производителям продукции незачем было задумываться о ее качестве. Цена товара в условиях дефицита определялась следующим образом:

 

ЦЕНА = Затраты производства + Желаемая прибыль

 

 

Таким образом в странах Западной Европы и в Японии в 1946-1955 гг. и в Советском Союзе вплоть до 1991 г. производители продукции и продавцы имели возможность навязывать покупателям свою цену, получая желаемую прибыль. При этом снижение издержек проектирования и производства не являлось главной заботой товаропроизводителей, так как рынок позволял поддерживать цену на желаемом для них уровне.

 

Роль учения Эдвардса Деминга в осознании необходимости заниматься управление качеством продукции

 

В 1947 г. в Соединенных Штатах Америки был разработан и начал осуществляться так называемый план Маршала. В соответствии с этим планом США предоставляли товарные кредиты Германии, Японии, Великобритании, Франции, Испании и др. странам с целью помочь им выйти

из состояния послевоенной разрухи. С этой же целью туда направлялись специалисты: металлурги, химики, строители и т.п. В числе этих специалистов в 1947 г.в Японии. для оказания помощи в восстановлении электротехнической промышленности был направлен Эдвардс Деминг (1900-1993)- широко известный в настоящее времы патриарх (гуру) качества. В довоенное время и в ходе ВОВ он занимался исследованиями, посвященными проблемами статистического контроля и управления качеством продукции.

Можно отметить, что при оказании полмощи кому-либо большинство спонсоров предпочитают отдавать не самое ценное из того, что у них имеется. Исходя из этого следует предположить, что руководители правительственных учреждений США, направляя Деминга в Японию, не считали его знания о методах и средствах контроля и управления качеством продукции ценными для собственной страны.

Во время своего пребывания в Японии Э. Деминг как настоящий ученый не мог не говорить о результатах своих научных исследований в области управления качеством. В 1950 г. он организовал для руководителей 45 крупнейших компаний Японии семинар, на котором рассказал о широких возможностях использования методов контроля и управления качеством продукции для повышения ее конкурентоспособности.

В начале 60-х годов Япония вышла на передовые позиции в мире, а через некоторое время все стали говорить о «японском чуде» и восхищаются им до сих пор.

Именно тогда владельцы и менеджеры предприятий Великобритании, Франции, Германии, Италии, США обнаружили, что их товары вытесняются значительно более качественными и менее дорогими японскими, причем не только с африканского, азиатского и южноамериканского, но и с их собственным внутренних рынков. Изучив причины сложившейся ситуации, западноевропейские и американские бизнесмены осознали важность и необходимость заниматься вопросами качества, являющимися составной частью общей проблемы повышения конкурентоспособности продукции. Упрощенно понятие конкурентоспособности К = к/ц,

где к – качество продукции, ц – цена продукции

 

Из такого упрощенного представления понятия конкурентоспособности видно, что ее можно повысить либо за счет улучшения качества продукции, либо путем снижения ее цены. Еще лучше, если цена будет снижаться одновременно с повышением качества. На наш взгляд, успешное завоевание западных внутренних рынков японскими товарами произошло потому, что последние по сравнению с западноевропейскими и американскими товарами имели значительно более высокое качество при заметно меньшей цене.

Таким образом, западноевропейские и американские бизнесмены и промышленники пришли к осознанию необходимости заниматься качеством после того, как японские фирмы продемонстрировали им на практике силу учения Деминга, ранее не воспринятого у него на родине.

 

ТРЕБОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО «РЫНКА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ»

 

Со второй половины 60-х годов условия для бизнеса стали меняться В результате уже в 80-90-е гг. старая формула успешного бизнеса трансформировалась в современную формулу:

 

Прибыль = Цена - Затраты производства

 

Современный рынок быстро сбил цену товаров и заставил их производителей переориентироваться на удовлетворение нужд и запросов потребителей, т.е. бывший «рынок производителей» в настоящее время трансформировался в «рынок потребителей». В этих условиях успех производителей зависит от скорости и адекватности их реакции на запросы потребителей. Именно это определяет, кто станет лидером, а кто неудачником. Успех производителей зависит от быстроты реализации четко намеченной высшим руководством цели, обеспечивающей минимальные издержки при изготовлении высококачественной продукции, а следовательно, и минимальную ее цену для потребителей.

Наиболее эффективной рабочей моделью качества, способствующей повышению конкурентоспособности, является модель TQM (Total Quality Management), что переводится на русский язык как «всеобщее управление качеством». Если конкурент способен внедрить TQM или хотя бы СМК, быстрее Вас, у него уже появляется конкурентная скорость, а значит, расстояние между Вами будет увеличиваться. Чем дальше Вы медлите, тем больше отстаете от своего конкурента.

Наиболее эффективный путь повышения конкурентоспособности- это умение оперативно управлять качеством продукции в зависимости от меняющихся запросов потребителей при минимальных затратах на обеспечения этого качества. Согласно формулам 2 и 3 успешного бизнеса, в настоящее время прибыль- это результат умелого управления качеством продукции при минимальных затратах на ее проектирование и производство.

Таким образом, первоначальными причинами, заставившими бизнесменов экономически развитых стран обратить серьезное внимание на проблемы обеспечения и улучшения качества продукции своих предприятий являются следующие:

· вытеснение с рынков во второй половине 60-х годов западных товаров японскими, имеющими значительно более высокое качество при заметно меньших ценах;

· высокая эффективность учения Эдвардса Деминга о методах и средствах контроля и управления качеством продукции, продемонстрированная японскими предпринимателями западным, ранее рассматривавшим это учении как некоторую «убоую» проблему, которой занимались «Убогие специалисты».

Уже в 80 и 90-е гг. абсолютное число предпринимателей признали большой вклад специалистов по качеству в решении задач повышения конкурентоспособности продукции и выживания компаний на современном рынке.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.