Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стадии реализации нормативных правовых актов

Успешная реализация правовых актов невозможна без выработки навыков их изучения и применения. Такими навыками должны владеть и сотрудники государственных органов, и граждане. Формы обучения могут быть различными. Не всегда эффективно индивидуальное изучение закона или иного нормативного акта, т. к. не у каждого есть достаточная юридическая подготовка. Наиболее полезны юридические консультации, лекции, семинары, обсуждения, имитационные игры, а также занятия на постоянно действующих курсах повышения квалификации. Полезны изучение комментариев правовых, норм, сравнительный анализ законов, обзор практики их применения. В общем, цель этой стадии сводится к овладению навыками решения трех задач: найти в опубликованных источниках необходимые нормативные акты; юридически правильно понять смысл, содержание акта (его статей, параграфов, глав); юриди­чески грамотно применять его на практике.

В современных условиях владение этими навыками может быть показателем профессиональной пригодности руководителя, иного должностного лица, профессиональной квалификации любого управленца в рамках его служебных обязанностей. Это целесообразно зафиксировать в должностных характеристиках, должностных инструкциях, положениях о должностях.

Принятие решений в соответствии с нормативным актом — вторая стадия процесса его реализации.

На каждом уровне управления нужны акты «во исполнение» закона, но без его дублирования. Это могут быть общерегламентирующие акты, акты местно­го значения, конкретные решения по реализации за­кона, относящегося к сфере деятельности министерства, администрации, учреждения. В числе таких ак­тов могут быть, к примеру, экспресс-информация о законе, внесение изменений в положения о структурных подразделениях, новые должностные инструкции и приказа с выработкой мероприятий по линии всех или многих служб, конкретные поручения, инструктивные совещания и т.д.

Для обеспечения системной реализации законов используются целевые программы по реализации однородных или взаимосвязанных норм базовых законов, в которых предусматриваются общие меры по их выполнению. Такие целевые программы утверждаются, как правило, решением компетентного органа — это повышает их значимость и ответственность за выполнение планируемых мероприятий.

Планируемые мероприятия следует формулировать конкретно: что предполагается сделать, какими должны быть результаты, кто является исполнителем или ответственным за мероприятие и когда оно должно быть выполнено.

В число мероприятий должны быть включены:

1) перечень актов, которые надлежит принять во исполнение и развитие законов, с соблюдением при этом «духа и буквы» законов;

2) расчеты материально-финансовых средств, необходимых для реализации целевой программы;

3) перечень организационно-управленческих мероприятий, которые необходимо провести в соответствии с базовыми законами;

4) перечень мероприятий по совершенствованию правозащитных процедур и деятельности правоохранительных органов;

5) контроль за результатами действия законов и подготовка предложений по их совершенствованию;

6) сбор и оценка информации о реальных изменениях в регулируемой сфере.

Организационно-управленческие действия — третья центральная стадия процесса реализации правовых актов.

На этой стадии вносятся необходимые изменения в набор функций, полномочий органа, службы, структурных подразделений. Уточняется содержание положений об органах, службах, содержание должностных инструкций, методов управляющего воздействия (с акцентом на прогнозные оценки, на стимулирование предпринимательства, самоорганизации в управ­ляемых объектах и др.).

Важное значение имеет совершенствование отношений между органами, службами, учреждениями. Речь идет о знании прав и обязанностей партнеров по «вертикали» и «горизонтали», их возможностей, способов взаимодействия, о выборе правильных форм сотрудничества, соблюдении своих обязанностей перед партнерами.

Серьезное внимание следует уделить кадрам — их рациональной расстановке, переквалификации и ориентации на новый объем и характер функций, на умение инициативно и; своевременно принимать обоснованные решения, предвидеть развитие процессов в сфере, регулируемой законом. Целесообразно предусмотреть в контрактах с руководителями, специалистами по исполнению законов показатели их деятельности, основания и виды поощрении и ответственности, рамки возможного предела действий по усмотрению,

В полной мере нужно использовать арбитражные и судебные процедуры для разрешения споров по делам в сфере управления, а также для защиты интересов организаций и граждан подведомственной территории или отрасли. Эффективность арбитражных и судебных про­цедур, в которых участвуют государственные учреждения, напрямую зависит от юридической подготовки сотрудников, знания ими процедур, способов защиты прав и порядка предъявления исков.

Оценка эффективности реализации — эта стадия, завершающая процесс реализации акта.

На ней рекомендуется:

1) сопоставить нормы и закон в целом с фактическими результатами в регулируемой сфере на основе статистической и тематической информации;

2) выявить типичные нарушения закона; принятие решения вопреки норме закона; неверное толкование норм; применение части норм, а не целостности;

3) вмешательство в компетенцию других органов, организации; ограничение прав граждан; неиспользование норм закона; непринятие решений в соответствии с законом; ошибочное применение норм;

4) установить причины нарушений закона: экономические факторы, политическая нестабильность, слабая работа государственных органов, неприменение мер ответственности, низкое качество норм закона, бессистемное принятие закона, недостаточная правовая культура граждан;

5) охарактеризовать непредусмотренные негатив­ные, побочные последствия реализации закона.

Сопоставив нормативные цели и фактические результаты, вычленив влияние неправомерных факторов, оценив правовые результаты, целесообразно разработать меры по устранению отклонений от закона (иного акта), совершенствованию правоприме­нительной деятельности (путем перестройки управления, четкой локальной регламентации, изменения режима использования материально-финансовых средств, улучшения арбитражно-судебной практики, способствования улучшению правовой культуры граждан, квалификации государственных служащих и т.д.), а также внести предложения по изменению, дополнению закона, отмене отдельных его положений в соответствующую инстанцию.

Следует сказать, что выполнение закона или иного правового акта не допускает использования какого-либо одного средства. Напротив, механизм реализации акта включает весь комплекс средств: юридических, социально-политических, экономических, психологических, организационных. Системность реализации акта означает осуществление всех его элементов, с одной стороны, всех взаимосвязанных актов — с другой. В реализации акта должны участвовать все субъекты, предусмотренные его нормами, — исполнительные органы, местное самоуправление, предприятия и учреждения, общественные объединения, средства массовой информации, судебно-прокурорские органы, наконец, все должностные лица и граждане. Нужно учитывать специфику реализации разных пра­вовых актов и умело применять набор тех или иных средств, методов, приемов.

 

 

Литература:

1. Кодекс РБ об административных правонарушениях от 21.04.2003 года. вступил в силу 01.03.2007г.// Национальный реестр правовых актов РБ – 2003 - №63.

2. Конституция РБ от 15.03.1994г. с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24.11.1996г. и 17.10.2004г.

3. Закон Республики Беларусь от 30.03. 1994г. № 2914-ХII «О конституционном Суде республики Беларусь»

4. Закон республики Беларусь от 29.01.1993г. № 2139-3 «О Прокуратуре Республики Беларусь»

5. Закон республики Беларусь от 07.07.1998г. № 178-3 «О Совете Министров республики Беларусь».

6. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22.03. 1999 г. № 386 «О юридическом управлении (отделе), главном юрисконсульте министерства, иного республиканского органа государственного управления»

7. Административное право. Курс лекций/ С.М. Забелов, П.С. Забелов». // Акад. упр. при Президенте РБ Минск, 2003г.

8. Гавриленко Д.А. «Административное право Республики Беларусь. Курс лекций», Минск, 2004г.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Роль юридической службы в укреплении законности | Управление промышленностью
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 536; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.