КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 16. Сущность управленческого учета и его отличия от финансового учета
Управленческий учет— это процедура внутреннего учета, который обеспечивает управленческий аппарат предприятия информацией, используемой для планирования, собственно управления и контроля за деятельностью. Управленческий учет включает в себя выявление, измерение, сбор, анализ, подготовку, интерпретацию, передачу и прием информации, необходимой управленческому аппарату для выполнения его функций. Для управленческого аппарата нужна гораздо более детализированная информация, чем содержащаяся в бухгалтерских документах. Это как правило итоговая управленческая информация, которая подготавливается на основе данных оперативного учета эти данные, будучи обработаны, и становятся информацией, необходимой для администрации организации. Очевидно, что выгоды от использования итоговой управленческой информации должны быть выше затрат на ее получение. Управленческая информационная система (УИС)— это набор взаимосвязанных подсистем, которые фильтруют и обрабатывают данные из множества внутренних и внешних источников для получения годной для применения информации, связанной с деятельностью организации. УИС должна предоставлять необходимую информацию для планирования, контроля и измерения (оценки) показателей функционирования организации. Планирование сводится к формированию порядка действий. Он включает: постановку цели, изыскание путей ее достижения и выбор альтернативе. На этой стадии бухгалтер должен иметь четкое представление об имеющихся финансовых возможностях, предполагаемой прибыли и потребностях в денежных средствах. Контроль предполагает отслеживание фактического выполнения планов. На этой стадии бухгалтер должен располагать информацией, которая содержит сопоставление фактических затрат и доходов с плановыми.
Оценка является процессом изучения всей системы принятия решений с целью ее улучшения. На этом этапе важно понять, была ли достигнута поставленная цель (обратная связь), иесли нет, то выясняется, что было причинами: недостатки планирования или контроля, или сама цель была выбрана неправильно. Оценочная информация может содержаться в годовом и других финансовых отчетах на основе бухгалтерской информации. Ее структура будет зависеть от размера и специфики предприятия, но общие принципы деятельности УИС будут одинаковыми для всех предприятий. Без надлежаще организованной УИС предприятия его успешное функционирование и дальнейшее развитие невозможно. Этим и объясняется значимость управленческого учета. Принципы ведения бухгалтерского финансового учета относятся и к бухгалтерскому управленческому учету. Если организация функционирует только в Российской Федерации и ведет учет в соответствии с Законом РФ «О бухгалтерском учете» и ПБУ, то будут использоваться принципы российского бухгалтерского учета. А если организация ведет учет в соответствии с МСФО или ГААП, то управленческий учет будет строиться по принципам применяемой системы. Но кроме них бухгалтерский управленческий учет использует и свои собственные принципы. К ним относятся: 1. Ответственность — управленческий учет обеспечивает информацией, измеряющую достижение целей организации и оценивающую влияние внешних факторов на данный процесс. Чтобы действия руководства, основанные на информации о способах достижения цели организации, осуществились, необходимо регулярно определять ответственность и основные индивидуальные результаты в организации. 2. Оперативность представления информации — формирование и накопление данных учета начальных и поэтапных операционных и иных данных финансово-хозяйственной деятельности организации.
3. Полезность представляемой информации — применение таких методик планирования, учета и анализа, которые обеспечивают получение достоверной информации. Выбор данных методик будет зависеть от решаемых управленческих задач. 4. Управляемость — управленческий учет определяет операции, на которые могут и не могут воздействовать менеджеры, а также пытается оценить риски и факторы. Это облегчает надлежащий мониторинг, анализ, сравнение и объяснение информации, конструктивно используемой при выполнении функций контроля, оценки и регулирования. 5. Подконтрольность показателей внутренней отчетности — раздельное составление отчетности по показателям, контролируемым руководителем данного сегмента. 6. Делегирование ответственности и мотивации исполнителей — перераспределение ответственности между руководителями различных иерархических уровней управления и выбор критериев оценки деятельности, 7. Достоверность — информация управленческого учета должна быть объективной и адекватно отражать происходящие процессы и операции. Достоверность для пользователей зависит от источника, полноты, доступности и объективности. 8. Гибкость системы управленческого учета — возможности ее приспособляемости к индивидуальным особенностям организации, и изменениям, внутренней и внешней среды. 9 Экономичность представляемой информации — управленческим учетом формируется лишь та информация и та отчетность, которые необходимы для целей управления. 10. Взаимозависимость — информация управленческого учета зависит: —от использования как внутренних, так и внешних источников; —от ее получения из подразделений, выполняющих взаимодействующие функции, связанные со сбытом, снабжением, производством и т. д. 11. Конфиденциальность — предоставление управленческой информации только администрации предприятия, и лишь с ее разрешения другим заинтересованным пользователям. 12. Прогнозность системы управленческого учета — направленность системы управленческого учета на оптимизацию результатов деятельности сегментов бизнеса путем прогнозирования их будущих доходов и расходов.
13. Релевантность — своевременное предоставление в четкой понятной форме с использованием такого количества альтернатив, какое необходимо для принятия обоснованного решения. В связи с тем, что процесс управления динамичен и ориентирован на будущее, информация должна удовлетворять критерию пригодности и предназначения. 14. Управление по отклонениям — внутренняя отчетность должна содержать информацию об отклонениях фактических показателей от плановых, что позволяет установить их причины и ответственность за их возникновение и оперативно устранить их причины. Управленческий учет представляет собой основную систему коммуникаций внутри предприятия. Планирование и контроль необходимы как для коммерческих, так и для бюджетных организаций. В каждом виде бизнеса необходимо управлять всеми сторонами процесса финансово-хозяйственной деятельности, материальными, финансовыми и людскими ресурсами, а управленческий учет обеспечивает для этого необходимым механизмом. Управленческий и финансовый учет являются составными частями единого учета – бухгалтерского. Тем не менее, каждый из них самостоятелен, имеет свои присущие свойства и используется в разных целях. Оба учета имеют и сходные черты, и различия. Финансовый учет обязателен, он обусловлен законодательством, ведется в стоимостных показателях, его цель заключается в формировании финансовых документов пользователей как внутри, так и преимущественно вне организации. Что касается управленческого учета, то он ведется по решению и усмотрению организации, в целях улучшения управления и планирования, с использованием как денежных, так и натуральных показателей. Имеются и другие отличия, например, в периодичности отчетности, доступности информации и др. В то же время управленческий и финансовый учет имеют и сходства. Например, данные и финансового, и управленческого учета используются для принятия решений, оба вида учета отражают результаты деятельности компании в количественном и финансовом выражении, для финансового и управленческого учета действуют общие принципы, оперативная информация используется и для составления финансовой отчетности и в управленческом учете и др
Лекция 17. Сущность затрат, их классификация и структура Затраты предприятия – один из ключевых элементов производства, важнейшая категория экономической науки и практики хозяйствования. Весьма значима их роль в бухгалтерском учете. Затраты нередко выражают такими понятиями, как «издержки», «расходы». Расходы организациисогласно ПБУ 10/99 - это уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации, за исключением уменьшения вкладов по решению собственников имущества. Данные термины редко применяются без предшествующего прилагательного или другого вспомогательного слова, так как без него непонятно, о каком типе затрат или расходов идет речь. Поэтому для создания упорядоченной структуры данных о затратах организации необходимо их классифицировать, т. е. образовать группы затрат с одинаковыми характеристиками по отношению к установленному объекту затрат (единицы продукции или услуги (калькуляционные единицы), организационные подразделения, конкурентные товары (услуги) и т. д.). Выделяют следующие основные классификации затрат: 1) по экономическому содержанию — на элементы затрат и статьи калькуляции; 2) по характеру — на прямые и косвенные; 3) по поведению — на постоянные и переменные; 4) по отношению к принятию решений — на релевантные и нерелевантные; 5) по составу — на нормативные (стандартные) и фактические. По экономическому содержаниюзатраты группируются по элементам и статьям калькуляции. Группировка затрат по элементамприменяется в бухгалтерском финансовом учете. В соответствии с ПБУ 10/99 выделяют следующие элементы затрат: — материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов); — затраты на оплату труда; — отчисления на социальные нужды; — амортизация; — прочие затраты. А вот, что касается, группировки затрат по статьям, то она применяется для целей управленческого учета. Выделяют следующие статьи затрат: 1. Сырье и материалы. 2. Возвратные отходы (вычитаются). 3. Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций. 4. Топливо и энергия на технологические цели. 5. Затраты на оплату труда. 6. Отчисления на социальные нужды. 7. Расходы на подготовку и освоение производства. 8. Общепроизводственные расходы. 9. Общехозяйственные расходы. 10. Потери от брака. 11. Прочие производственные расходы. 12. Расходы на продажу. Итог первых 11 статей образует производственную себестоимость продукции, а итог всех 12 статей — себестоимость проданной продукции. По характерузатраты группируются на прямые и косвенные. Термины «основные» и «накладные» затраты описывают совокупность соответственно прямых и косвенных затрат. Прямые затраты— производственные затраты, которые могут быть очно отнесены на определенный продукт или объект затрат. Прямые затраты подразделяются на затраты на: - основные производственные материалы, которые включают все те материалы, которые используются в производстве конкретного продукта и могут быть точно учтены; —труд основных (производственных) работников включает те расходы на труд, которые могут быть напрямую отнесены на конкретный продукт; —любые другие расходы, относящиеся непосредствен но к определенному объекту затрат. Косвенные затраты — затраты, которые в отличие от прямых не могут быть непосредственно отнесены на изготовляемый продукт. Они распределяются между различными изделиями пропорционально обоснованной базе: заработной плате производственных рабочих, стоимости израсходованных материалов, объему выполненных работ. Косвенные затраты подразделяются на затраты на: —вспомогательные производственные материалы, которые нельзя соотнести с конкретными выпускаемыми продуктами; —труд вспомогательных работников, непосредственно не принимающих участие в выпуске конкретного продукта, но оказывающих помощь в производственном процессе; —любые другие расходы, не относящиеся непосредственно к определенному объекту затрат. По поведению затраты классифицируются в соответствии с их реакцией на изменение объема деятельности на переменные и постоянные. Переменные затраты— затраты, которые изменяются прямо пропорционально масштабам производства. К ним относятся затраты на израсходованные в процессе производства сырье и материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, топливо и энергию на технологические нужды, заработную плату производственных рабочих и пропорциональные суммы отчислений ЕСН. Постоянные затраты— затраты на производство, не зависящие от изменения объема производства. К ним относятся, как правило, затраты на обслуживание и управление. Общая величина переменных затрат увеличивается и уменьшается в связи с увеличением (уменьшением) объема производства, в то время как общая величина постоянных затрат не подвержена влиянию изменения объема производства. Но удельный вес переменных затрат в себестоимости продукции не изменяется в связи с увеличением (уменьшением) объема выпускаемой продукции, а удельный вес постоянных затрат, наоборот, с увеличением объема производства — снижается, а с уменьшением объема производства — увеличивается. переменные затраты переменные затраты совокупные затраты совокупные затраты
удельные затраты удельные затраты
объем деятельности объем деятельности Рис.Переменные и постоянные затраты
Кроме переменных и постоянных затрат выделяют полупостоянные, или ступенчатые постоянные, затраты, долгосрочные переменные затраты, полупеременные затраты. Полупостоянные (ступенчатые постоянные) затраты— в течение рассматриваемого периода времени в рамках какого-то диапазона уровней активности они являются стабильными, но в конце концов, при наступлении какого-то критического уровня деятельности, они увеличиваются или уменьшаются на какую-то величину. Совокупные постоянные затраты
0 а b c Объем деятельности Рис. Полупостоянные (ступенчатые постоянные) затраты
Долгосрочные переменные затраты— в долгосрочном плане постоянные затраты не остаются постоянными, так как на них оказывают влияние различные факторы: инфляция, пересмотр нормативов, изменение технологии производства и др. Кроме того, постоянные затраты могут изменяться и в краткосрочном плане под влиянием тех же факторов. Полупеременные затратывключают фиксированный элемент (постоянная составляющая) плюс элемент, который обусловлен числом заказов (переменная составляющая). То есть полупеременные затраты являются отчасти фиксированными, отчасти переменными. Совокупные затраты Переменный элемент Постоянный элемент 0 объем деятельности Рис. Полупеременные затраты По отношению к принятию решений затраты классифицируются на релевантные и нерелевантные. Релевантные затраты и поступления (затраты и поступления будущего периода) — это те будущие затраты и поступления, которые меняются в результате принятия решения. Нерелевантные затраты и поступления — затраты и поступления, на которые принимаемое решение влияние не оказывает. Иногда вместо терминов релевантные и нерелевантные затраты используют другие — устранимые и неустранимые затраты. Под первыми понимают те расходы, которых можно избежать, и которые могут быть сэкономлены, если не принимать какой-то альтернативный вариант. Что касается неустранимых, то онибудут понесены в любом случае. Следовательно, для принимаемого решения значимыми являются только устранимые затраты. По отношению к принятию решений можно также выделить следующие затраты: Невозвратные издержки — расходы, понесенные в результате решений, принятых в прошлом, которые не могут быть изменены никаким последующим решением в будущем. Это затраты на уже приобретенные ресурсы, причем общее количество этих ресурсов не зависит от выбора между различными альтернативными вариантами их дальнейшего использования. Невозвратные издержки являются для принятия рассматриваемого решения незначительными. Альтернативные издержки— это затраты, измеряющие потерянную или пожертвованную возможность в результате выбора одного из вариантов действий, когда от остальных вариантов приходится отказываться. При принятии решений альтернативные издержки очень важны. Если альтернативного использования ресурсов нет, то альтернативные издержки являются нулевыми, в противном случае, если речь идет о дефицитных ресурсах, альтернативные издержки существуют и должны быть учтены. Инкрементные (приростные или дополнительные) затраты и поступления— это разница между понесенными расходами и поступлениями для рассматриваемых видов продукции при каждом анализируемом варианте. Инкрементные затраты могут включать или не включать постоянные издержки. Если постоянные издержки в результате принятия решения меняются, увеличение таких расходов приведет к дополнительным затратам. Если же в результате принятия решения постоянные издержки не меняются, инкрементные затраты по своей составляющей будут нулевыми. Инкрементные затраты и поступления отражают дополнительные расходы (поступления) в результате выпуска нескольких добавочных единиц продукции. Маржинальные затраты и поступления — дополнительные расходы (поступления) только на дополнительную единицу выпускаемой продукции. По составу затраты классифицируются на нормативные (стандартные) и фактические затраты. Нормативные (стандартные) затраты— это затраты, которые устанавливаются заранее. Для организации они являются целевыми и соответствуют расходам при эффективном производстве. Нормативные затраты по своей сути похожи на сметные издержки, однако их отличие в том, что норматив обеспечивает оценку затрат на единицу производства, а смета — оценку затрат на весь объем деятельности. Фактические затраты — действительно, произведенные затраты предприятия, оформленные соответствующими документами. В экономической литературе рассматриваются и на практике используются два подхода к выбору состава затрат, учитываемых по местам их возникновения: во-первых, - это комплекс прямых и косвенных затрат, связанных с работой данного подразделения или службы, безотносительно к видам вырабатываемой продукции; и, во-вторых, когда расходы учитывают по видам продукции без их обобщения по местам возникновения. Выбор того или иного варианта диктуется целями управления. В первом случае контролем охватывают все используемые производственные ресурсы на данном месте возникновения расходов, что усиливает степень влияния учета на процесс формирования издержек и действенность внутреннего хозяйственного механизма. При варианте более реально в системе контроля за издержками использовать бюджетно-сметный метод и метод выявления отклонений от норм с определением причин и виновников отклонений. Такая система учета называется учетом по центрам ответственности. а каждое подразделение, возглавляемое конкретным менеджером, называется центром ответственности. Иначе говоря центр ответственности — это такая группировка затрат, которая позволяет совместить в одном учетном процессе места возникновения затрат: производство, цех, участок, бригаду с ответственностью возглавляющих их менеджеров Центр ответственности представляет собой часть системы управления предприятием и как любая система имеет вход и выход. Вход: сырье, материалы, полуфабрикаты, часы труда и разных типов услуг. Центр ответственности выполняет заданную ему работу с этими ресурсами. На выходе центра ответственности - продукция (продукты или услуги), которая идет в другой центр ответственности или реализуется на сторону. Деятельность каждого центра ответственности может быть оценена с точки зрения эффективности. В центре ответственности действует принцип «затраты → объем переработки сырья → прибыль». По отношению к процессу производства центры ответственности подразделяют на основные и функциональные; по отношению к внутреннему хозяйственному механизму: хозрасчетные и аналитические. Основные центры ответственности организуют контроль по месту возникновения затрат; функциональные — обеспечивают контроль над затратами, возникшими во многих местах, но под воздействием одного центра ответственности. Хозрасчетные центры ответственности обычно совпадают с местами возникновения затрат, им присущ контроль в момент возникновения затрат; аналитические не связаны системой внутренних хозрасчетных отношений, они строят системы контроля за отдельными затратами. Цель учета по центрам ответственности состоит в обобщении данных о затратах и доходах по каждому центру ответственности с тем, чтобы отклонения от заданного этому центру можно было отнести на конкретное лицо. Система, которая строится на составлении отчетов об исполнении смет, где сравниваются фактические и сметные данные, называется учетом по Центрам ответственности. Организация учета, планирования и контроля по местам возникновения затрат и центрам ответственности показывает, что для оценки результатов деятельности каждого подразделения необходимо определять величину прибыли, получаемую каждым конкретным центром ответственности. Опыт зарубежных предприятий свидетельствует о том что чаще всего центры ответственности классифицируют по объему полномочий и обязанностей соответствующих менеджеров, а также по функциям, выполняемым каждым центром. По первому признаку центры ответственности подразделяются на центры затрат, инвестиций, доходов и прибыли. По выполняемым функциям различают основные и обслуживающие центры ответственности. Характерные особенности системы управления затратами по центрам ответственности заключаются в следующем: —определение области полномочий и ответственности каждого менеджера: он отвечает только за те показатели, которые может контролировать; —персонализация документов внутренней отчетности; —участие менеджеров центров ответственности в подготовке отчетов за прошедший период и планов на предстоящий период. Выбор способа деления предприятия на центры ответственности определяется его спецификой, при этом необходимо учитывать следующие требования: —в каждом центре ответственности должен быть показатель для измерения объема деятельности и база для распределения расходов; —во главе центра ответственности должно быть ответственное лицо — менеджер; —необходимо четко определить сферу полномочий и ответственности менеджера каждого центра ответственности; —степень детализации информации должна быть достаточной для анализа, но не избыточной, чтобы ведение учета не было чересчур трудоемким; —желательно, чтобы для любого вида затрат предприятия существовал такой центр ответственности, для которого данные затраты являются прямыми; —поскольку деление предприятия на центры ответственности сильно влияет на мотивацию руководителей соответствующих центров, необходимо учитывать социально-психологические факторы. Наиболее практичными считаются следующие центры ответственности: Центр затрат— это подразделение внутри предприятия, руководитель которого обладает наименьшими управленческими полномочиями и поэтому несет минимальную ответственность за полученные результаты, отвечая лишь за произведенные затраты. Формирование центров затрат осуществляют на основе изучения и анализа организационных и технологических особенностей организации. Предприятия с централизованной организационной структурой управления могут быть представлены несколькими центрами затрат. Центры затрат могут работать в трех направлениях. Согласно принципу эффективности оптимальным будет решение, позволяющее получить максимальный результат при заданном уровне вложений затрат; довести до минимума затраты, необходимые для достижения заданного результата; и увеличить результат при снижении затрат. Руководители центров затрат не могут самостоятельно определять цены и объемы производства. Издержки, учитываемые и планируемые для центров затрат, являются для них прямыми. Для оценки деятельности центра затрат недостаточно лишь финансовых показателей, это может стимулировать менеджеров к уменьшению затрат за счет снижения качества продукции. Поэтому, формируя структуру организации исключительно как совокупность центров затрат, в системе управленческого учета необходимо наладить дополнительное наблюдение за качеством продукции, выпускаемой структурными подразделениями. Центр доходов— это центр ответственности, руководитель которого отвечает только за выручку от реализации продукции, услуг и за затраты, связанные с их сбытом. Примерами таких центров являются региональные 1одразделения по реализации, менеджеры которых отвечают за обеспечение объема реализации на определенной территории. В некоторых организациях центры поступлений приобретают готовую продукцию от производственных подразделений и отвечают за ее дистрибьюцию и реализацию. Деятельность руководителей подобных подразделений обычно оценивается на основе заработанных ими доходов, поэтому задачей управленческого учета в данном случае будет фиксация результатов деятельности центра ответственности на выходе. Центры доходов следует отличать от центров прибыли так как центры доходов ответственны только за реализационные расходы, а менеджеры центров прибыли отвечают за производственные и реализационные. Руководители центров доходов, как и центров затрат, могут отвечать за достижение нефинансовых целей, например за обеспечение возможности конкурировать лишь на тех рынках, где их фирма занимает лидирующую позицию по продажам. Центр прибыли— подразделение, руководитель которого ответственен не только за затраты, но и за финансовые результаты своей деятельности. Отчет о прибыли и убытках для центра прибыли является основным документом управленческого контроля. Большая часть решений руководителя центра прибыли имеет воздействие на данные этого отчета. Так как деятельность менеджеров центров прибыли измеряется прибылью, у них есть стимул принимать решения по входам и выходам, которые увеличат объявленную прибыль их центров. Критерием оценки деятельности такого центра ответственности служит размер полученной прибыли. Поэтому управленческий учет должен предоставить информацию о величине издержек на входе в центр ответственности, о затратах внутри этого центра, а также о конечных результатах деятельности сегмента на выходе. Центр инвестиций— подразделение, руководитель которого отвечает за затраты и результаты инвестиционного процесса, эффективность использования капитальных вложений. Руководители центров инвестиций, в сравнении со всеми вышеназванными центрами ответственности, обладают наибольшими полномочиями в руководстве и, следовательно, несут наивысшую ответственность за принимаемые решения. Они вправе принимать собственные инвестиционные решения, распределяя выделенные руководством предприятия средства, по отдельным проектам, Управление затратами по центрам ответственности осуществляется преимущественно на крупных предприятиях. Деление предприятия на центры ответственности позволяет: - использовать специфические методы управления затратами с учетом особенностей деятельности каждого подразделения предприятия; - увязать управление затратами с организационной структурой предприятия; - децентрализовать управление затратами, осуществляя его на всех уровнях управления; - установить ответственных за возникновение затрат, выручки, прибыли.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1188; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |