Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы учета основных хозяйственных процессов




25.09.06

Журнал хоз.операций за март.

 

дата пп Содержание хоз.опеаций Счетная формула сумма
дебет кредит Частная Общая
10.03 1. Счет-фактура. Поступили материалы от поставщиков, в т.ч. - каменный уголь - суперфосфат          
30.03 2. Производственный отчет. Израсходовано в производстве материалов. В т.ч.: - суперфосфат - сульфат аммония                  
Итого - -    

 

 

В главной книге сначала открываем счета первого порядка (синтетические счета).

 

Синтетические счета – I порядок.

Д счет 01 К
Сн 40000  
- -
Ск 40000  
Д счет 10 К
Сн 6000  
1. 800 2. 600
   
Ск 6200

 

Д счет 80 К
  Сн 46000
- -
  Ск 46000
Д счет 60 К
  1.800
-  
  Ск 800

 

Д счет 20 К
2. 600  
  -
Ск 600  

 

 

Теперь открываем счета II порядка (суб-счета).

Обращаемся к справке:

 

Д счет «мин.удобрения» К
Сн 4000  
1.500 2.400
   
Ск 3900  
Д счет «топливо» К
Сн 2000  
1. 300  
   
Ск 2300  

 

 

Далее, конкретизируем и открываем счета III порядка (аналитические счета).

 

Д счет «суперфосфат» К
Сн 3000 1.500 2. 400
   
Ск 3100  
Д счет «Сулл.аммония» К
Сн 1000 2. 200
-  
Сн 800  

 

 

Д счет «каменный уголь» К
Сн 600 3.300 -
-
  -
Ск 300  
Д счет «дрова берез.» К
Сн 1400  
- -
Ск 1400  

 

 

Между синтетическими и аналитическими счетами существует тесная взаимосвязь. Она проявляется по следующим направлениям.

1. Доб синтетического счета должно равняться сумме начальных остатков аналитических счетов, которые вернуться с развитием данного синтетического счета.

Сн=∑С

2. Доб синтетического счета должен равняться сумме Добб аналитических счетов.

Доб синт.сч.=∑Доб аналит.сч.

 

3. Коб синт.сч.=∑Коб аналит.сч.

4. Ск синт.сч.=∑Ск аналитич.сч

 

Кроме синтетических и аналитических счетов на практике применяются суб-счета. Это промежуточное звено между синтетическими и аналитическими счетами.

Применение суб-счетов имеет особенно большое значение для тех синтетических счетов, на которых учитываются объекты с обширной и разнообразной номенклатурой.

Суб-счета предусматриваются в таких счетах как: счет 10 «материалы», 76 «расчеты с дебиторами», 90 «продажи», и т.д.

Вопрос о видах суб-счетов и их количестве решается бухгалтером в зависимости от характера деятельности предприятия.

 

5. обобщение и проверка учетных записей.

 

Одним из главных требований, предъявляемых к учету, является то, чтобы он давал правдивые и точные показатели. Для этого необходимо осуществлять проверку производимых записей в учете.

В ходе проверки необходимо установить следующее:

1.соблюдается ли двойная запись в учете.

2.установить, соблюдается ли полнота записей в учете.

3.проверка взаимосвязи между синтетическими и аналитическими счетами.

 

Для обобщения и проверки используются различные приемы. Наиболее распространенным является составление оборотных ведомостей по счетам синтетического и аналитического учета.

Ознакомимся, прежде всего, с формой и порядком составления и назначения оборотными ведомостями по синтетическим счетам.

Оборотные ведомости по синтетическим счетам принято называть оборотным балансом. Оборотный баланс может составляться в простой и шахматной формах.

 

Независимо от формул, признаком правильного ведения синтетического учета должно быть наличие трех пар равных итогов.

1. ∑Сн дебитовых = ∑Сн кредитовых

2. ∑Оборотов по дебиту = ∑оборотов по кредиту

3. ∑Ск деб. = ∑Ск кред.

 

Первая пара равенств вытекает из равенства начального баланса. Равенство итогов – остатков по дебету и кредиту объясняется тем, что они представляют собой общую сумму одних и тех же средств предприятия, представленных в разных разрезах. В денежном выражении эти суммы всегда должны быть одинаковыми, т.к. это итоги актива и пассива.

Вторая пара равенств образуется в силу двойной записи. Итоги оборотов по дебиту и кредиту всех счетов не могут быть разными, т.к. все операции отражаются на счетах путем двойной записи.

Третья пара равенств по итогу конечных остатков счетов вытекают арифметически из наличия двух первых равенств.

 

Оборотный баланс простой формы выглядит так:

 

Наименование счетов Сн Обороты Ск
Д К Д К Д К
01 основные средства   - - -   -
10 материалы   -       -
20 основное производство - -   -   -
60 расчеты с поставщиками и подрядчиками - - -   -  
80 уставной капитал -   - - -  
Итого:            

 

При помощи оборотного баланса выявляются следующие моменты в учете:

1. проверяется соблюдение двойной записи в учете. С этой целью необходимо сопоставить между собой итоги дебетовых и кредитовых оборотов в оборотном балансе.

2. служит для проверки полноты записи в учете. Это делается путем сопоставления итога оборотов с итогом регистрационного журнала.

3. используется для проверки соблюдения взаимосвязи между синтетическими и аналитическими счетами. Делается это путем сопоставления соответствующего синтетического счета в оборотном балансе с итогом оборотной ведомости, составленной по синтетическим счетам, которые ведутся в развитии синтетического счета.

4. используется для составления отчетного баланса. При этом дебетовые конечные остатки из оборотного баланса переносятся в активы отчетного баланса. А кредит в пассив.

5. используется для оперативных целей и целей управления предприятием.

 

Наряду с достоинствами, оборотный баланс простой формы имеет тот недостаток, что не раскрывает корреспонденции счетов. С целью устранения недостатка, присущего балансу простой формы, можно составить баланс шахматной формы.

В нем показывается пересечение горизонтальных граф и вертикальных строк, в каждой клетке приводится корреспонденция счетов. Назначение шахматного оборотного баланса такое же, как и оборотного баланса простой формы. Отличие лишь в том, что он позволяет определить корреспонденцию счетов.

Для обобщения проверки данных аналитического счета, тоже прибегают к составлению оборотных ведомостей.

Оборотные ведомости по аналитическим счетам бывают различными. Составляются ведомости простой и количественно-суммовой формы.

 

 

Оборотная ведомость простой формы выглядит также как и оборотный баланс простой формы.

Оборотная ведомость по аналитическим счетам к синтетическому счету №10 «материалы».

 

Наименование средств Ск на 1.03 Об.ср.на 03 Ск на 1.04
Д К Д К Д К
Минеральные удобрения: - суперфосфат   -       -
- сульфат аммония   - -     -
Итого:   -       -
Топливо: - каменный уголь   -   -   -
- дрова березовые   - - -   -
Итого:   -   -   -
Всего:   -       -

 

 

В данной ведомости мы обобщили данные и теперь нужно провести проверку.

Итог оборотных ведомостей по аналитическим счетам сопоставляется с соответствующими синтетическими счетами оборотного баланса (счет 10).

Оборотные ведомости количественно-суммовой формы составляются по счетам, предназначенным для учета материальных ценностей. Где нужно выявлять не только стоимостные показатели, но и показатели в натуральном выражении. В этой ведомости каждая графа подразделяется на количество и сумму.

После проверки и исправления выявленных ошибок, составляют отчетность, одной из форм которой является отчетный баланс.

 

Баланс предприятия на 1 апреля.

Наименование статей Сумма Наименование статей Сумма
01 основные средства   80 уставной капитал  
10 материалы   60 расчеты с поставщиками  
20 основное производство      
баланс   баланс  

 

6. приемы исправления ошибочных записей в учете.

В ходе проверки учетных данных, могут быть обнаружены ошибки. Ошибки порождаются утомлением, небрежностью работника, неисправностью вычислительной техники. Они подлежат исправлению. Существуют разные способы исправления ошибочных записей, они зависят от характера ошибок. Наиболее потребительными являются:

1.корректурный

2.способ сторно (красное сторно)

3.способ дополнительных проводок.

 

1. корректурный. Применяется в тех случаях, когда ошибка носит случайный разовый характер, не затрагивает итогов и корреспонденции счетов. Суть этого способа состоит в том, что неправильная цифра зачеркивается чертой, а наверху пишется правильная цифра. Затем делается оговорка об исправлении тем лицом, которое исправляет ошибку.

2. способ сторно. В переводе с итальянского языка «снимать, отводить». Этот способ применяется в том случае, если ошибка допущена в корреспонденции счетов. Сущность состоит в том, что неправильная запись повторяется, но чернилами другого цвета (обычно красного). После этого составляют правильную запись обыкновенным цветом. При подсчете оборота красные цифры вычитаются.

 

Например: выдано из кассы зарплата 10000 руб. ошибочно бухгалтер записал эту сумму не на счет 70 «расчет с персоналом по оплате труда», а на счет 71 «расчеты с подотчетными лицами».

Д счет 71 К
1.10000 2.10000  
- -
Д счет 70 К
3. 10000  
 

 

Д счет50 касса К
Сн 20000 1.10000 2.10000 3.10000
- Об.10000

 

 

3. способ дополнительных проводок. Применяется в тех случаях, когда на бух.счетах была записана сумма меньше, чем требовалось. Сущность состоит в том, что на недостающую сумму составляется дополнительная проводка.

Например:

Отпущено в производство материалов на сумму 70 тыс.руб. бухгалтер ошибся и отнес только 50 тыс. руб.

Д счет 10 К
Сн 1000000 1.50000 2.20000
 
Д счет 20 К
1.50000 2.20000  
 

 

 

Бухгалтерская работа складывается из следующих этапов:

1.на основе начального баланса бухгалтерии открываются на текущий период синтетические и аналитические счета. Совершающиеся хоз.операции оформляются в документы, т.е. осуществляется первичный учет.

2.поступившие в бухгалтерию документы проверяются арифметически и логически, и обрабатываются (расцениваются или таксируются). Также проводится бух.проводка, указывающая корреспонденцию счетов.

3.на основе проверенных документов осуществляется хронологическая и систематическая записи, а также осуществляется синтетический и аналитический учеты.

4.по окончании отчетного периода выводятся обороты и конечные остатки (Ск) по счетам синтетического и аналитического учета.

5.обобщение и проверка учетной записи. Это делается при помощи составления оборотного баланса по синтетическим счетам и оборотным ведомостям по аналитическим счетам.

6.выявленные ошибки в учете исправляются.

7.после устранения ошибок составляется отчетный баланс и др. отчетности.

 

 

Классификация счетов и план – счетов бух.учета.

1. сущность и классификация бух.счетов.

2. классификация счетов по назначению и структуре (структурная классификация)

3. классификация счетов по экономическому содержанию (экономическая классификация)

4. план счетов бух.учета.

 

1.Сущность, классификация счетов.

Предмет б.у. включает в себя большое число объектов. Поэтому требуется значительное число счетов для их отражения. Счета характеризуются различными признаками. Они отличаются друг от друга строением, составом показателей, характером отражения. Поэтому, в целях более глубокого их изучения прибегают к классификации. Под классификацией понимаются сведение или распределение счета в определенную группу по определенным признакам.

 

Наиболее существенными считаются два признака:

- назначение и структура счета.

- экономическое содержание счета.

Классификация счетов по назначению и структуре отвечает на вопрос – для чего предназначены счета, какие они позволяют получить показатели.

Классификация счетов по экономическому содержанию отвечает на вопрос – какой экономический объект учитывается на счете.

 

 

2.Классификация счетов по назначению и структуре.

- Основные счета (инвентарные, денежные, расчетные, счета капитала).

- регулирующие

- распределительные (собирательно-распределительные, бюджетно-распределительные).

- калькуляционные

- сопоставленные счета (операционно-результативные, финансово-результативные).

- забалансовые счета.

 

Основные счета предназначены для учета хоз.средств и их источников. Они включают в себя инвентарные счета, которые предназначены для контроля за наличием и движением имущественно-материальных ценностей.

К счетам этой группы относятся счета – основные средства (01), материалы (10), нематериальные активы (04), товары (41) и т.д.

Характерные их особенности:

1.все они активные.

2.аналитический учет по ним можно вести не только в денежном, но и в натуральном выражении.

3.аналитические счета необходимо открывать и по материальной ответственности лиц.

 

Инвентарный счет имеет следующее строение:

Д Инвентарные счета К
Сн – означает наличие объекта на начальный период. Доб – увеличение объекта за отчетный период Ск – наличие объекта на конец периода     Коб – уменьшение объекта за отчетный период.

 

Денежные счета - предназначены для контроля за состоянием и движением денежных средств в любой их форме (в наличной и безналичной). Денежные счета позволяют получить сведения о наличии денежных средств на начало и конец периода, поступления и расходы. К ним относятся счета – касса (50), расчетный счет (51), валютные счета (52), специальные счета в банках (55).

Характерные особенности:

1.все счета активные.

2.определяются по движению денежных средств в централизованном порядке.

3.остатки по кассе строго регламентируются, т.е. существует лимит кассы.

Денежные счета имеют следующий вид:

Д денежные счета К
Сн – наличие денежных средств на начальный период. Доб – поступление или увеличение денежных средств Ск – наличие денежных средств на конец периода     Коб – расход или выбытие денежных средств

 

Расчетные счета – такие, которые предназначены для контроля за состоянием расчетных взаимоотношений с организациями и отдельными лицами. Они дают сведения о состоянии дебиторской и кредиторской задолженности, ее увеличением и погашением. К ним относятся счета: расчеты с поставщиками и подрядчиками (60), расчеты с покупателями и заказчиками (62), расчеты с дебиторами и кредиторами (76).

Характерные особенности:

1.могут быть активными, пассивными, и активно-пассивными.

2.аналитический учет ведется в порядке открытия лицевых счетов.

3.суммы на этих счетах должны периодически сверяться как у дебета, так и кредита.

4.суммы по дебиторским счетам, не уплаченные в срок, являются убытком для предприятия.

5.неуплата кредиторской задолженности зачисляется в доход предприятия.

 

Схема строения активного расчетного счета:

Д Активный расчетный счет К
Сн –наличие дебиторской задолженности на начальный период. Доб – рост дебиторской задолженности за отчетный период Ск – наличие дебиторской задолженности на конец периода     Коб – погашение дебиторской задолженности за отчетный период.

 

Д Пассивный расчетный счет К
    Доб – погашение кредиторской задолженности за отчетный период.   Сн – задолженность предприятия на начало периода. Коб – увеличение кредиторской задолженности за период. Ск – задолженность на конец периода.

 

Д Активно-пассивный счет К
Сн – наличие дебиторской задолженности на начало периода. Доб – 1.увеличение дебиторской задолженности за отчетный период. 2.погашение кредиторской задолженности за отчетный период. Ск – наличие дебиторской задолженности на конец периода Сн – наличие кредиторской задолженности на начало периода. Коб – 1.погашение дебиторской задолженности за отчетный период. 2.увеличение кредиторской задолженности за отчетный период. Ск – наличие кредиторской задолженности на конец периода

 

Счета капитала предназначены для контроля за образованием и использованием источников средств капитала. К ним относятся счета – уставный капитал (80), резервный капитал (82), добавочный капитал (83) и др.

Характерные особенности этих счетов:

1.все они являются пассивными.

2.показывают характер и формы собственности.

3.образование их и использование регламентируется учредительскими документами.

 

Схема построения счета капитала:

Д счет капитала К
    Доб – уменьшение капитала за отчетный период.   Сн – сумма капитала на начало периода. Коб – увеличение капитала за период. Ск – остаток капитала на конец периода.

 

Регулирующие счета – предназначены для получения реальной величины показателей средств и источников. Они корректируют размеры (оценку) активных и пассивных счетов. Чтобы получить реальный или действительный размер того или иного вида средств или источников, необходимо величину регулирующего счета вычесть или прибавить. Регулирующие счета, сумма которых вычитается при определении реального показателя средств или источников называются контрарными, а величины, которые прибавляются, называются дополняющими.

Контрарные счета бывают контр-активными и контр-пассивными. Дополняющие счета делятся на активные и пассивные.

Регулирующие контр-активные счета – это счета, которые уточняют размер или величину какого-либо вида хоз.средств. эти регулирующие счета сами являются пассивными. Например, счет 02 «износ основных средств». Он регулирует активный счет 01 «основные средства» и называется контр-активным.

Контр-пассивные регулирующие счета – это такие, которые уточняют показатель источника средств.

Дополняющие регулирующие активные счета – это такие, которые уточняют величину показателей хоз.средств. Например, на счете 10 «материалы» числится материалов на сумму 100 тыс.руб., на счете 15 «транспортно-заготовительные расходы» числится 12 тыс. руб. Счет 15 будет являться дополняющим регулирующим активным счетом.

Дополняющие регулирующие пассивные счета – это счета, которые уточняют стоимость или размер источников средств. Например, на счете 80 «уставный капитал» числится 1 млн руб., на счете 83 «добавочный капитал» - 120 тыс. руб. Реальная величина капитала составляет 1 млн+120 тыс. счет 83 будет являться регулирующим дополняющим пассивным счетом.

 

Распределительные счета – подразделяются на подгруппы:

1. собирательно-распределительные

2. бюджетно-распределительные.

1. собирательно-распределительные предназначены для контроля за соблюдением сметы накладных расходов. Они позволяют учитывать расходы, величину которых необходимо выявить предварительно. После выявления общей суммы расходов, их затем распределяют по конкретным видам производств. К этой группе счетов относятся счета: общепроизводственные расходы (25), общехозяйственные расходы (26).

Для них характерно следующее:

1.эти счета активные.

2.затраты на них отражаются по статьям. В конце отчетного периода (года) эти счета закрываются и в баланс не попадают.

 

 

Схема собирательно-распределительного счета:

Д собирательно-распределительный счет К
Доб – затраты по управлению и обслуживанию производства   Коб – списание затрат на соответственные производства  

 

Пример:

1.израсходовано строительных материалов на ремонт административного здания

Д 26 К 10 – 2000 руб.

2.начисление зарплаты общехозяйственному персоналу

Д 26 К 70 – 9000 руб.

3.начислен износ по основным средствам общехозяйского назначения

Д 26 К 02 – 1000 руб.

4.выявляется сумма произведенных общехозяйственных расходов и распределяется на производство.

Д 20 К 26 - 12000 руб.

 

Счет 10
  1. 2000
Счет 26
    4. 12000

 

Счет 20
4. 12000  
Счет 70
    2. 9000

 

 

Счет 02
    3. 1000

 

В торговых организациях собирательно-распределительным счетом является счет 44 «расходы на продажу». В дебете этого счета в течении месяца собираются затраты, связанные с доставкой, хранением и реализацией товаров, а в конце месяца сумма расходов списывается полностью или частично в дебет счета 90 «продажи».

Схема счета 44 «расходы на продажу»:

Д счет 44 «расходы на продажу» К
Сн – расходы на продажу, на остаток товара на начало месяца. Доб – расходы на продажу за месяц.     Коб – списание расходов на продажу за месяц на счет 90 «продажи».  

 

 

Бюджетно-распределительный счет предназначен для контроля за расходами (или доходами) каждого отчетного периода. Они применяются для точного выявления величины расходов (доходов)каждого отчетного периода в отдельности. При их помощи осуществляется разделение доходов или расходов между конкретными периодами времени. Необходимость этих счетов возникает из того, что на предприятии могут иметь место расходы и доходы двоякого рода:

1.расходы (доходы), производимые в настоящее время, но для будущих периодов.

2.расходы (доходы), относящиеся к данному периоду, но осуществляющиеся позже так называемые предстоящие платежи или доходы.

Пример: по расходам будущих периодов.

1.перечислено в сентябре с расчетного счета 600 рублей арендной платы за гараж, который снимается для пользования в четвертом квартале.

Счет 97
1. 600 2. 200 3.200 4.200
   
Счет 26
2. 200 3. 200 4. 200    

 

2. относятся на издержки производства: в октябре – 200 руб. в ноябре – 200 руб. в декабре – 200 рублей.

В общем виде счет 97 «расходы будущих периодов» имеет следующее строение:

 

Д счет 97 К
Доб – расходы осуществляются в данное время для будущих переводов   Коб – списание расходов по наступлении того периода, для которого они были ранее произведены.  

 

Д Счет 51 К
  1. 600

На счете 96 «резервы предстоящих расходов» учитываются суммы, зарезервированные на проведение ремонтов, на оплату предстоящих отпусков, на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и т.д. в целях равномерного включения расходов в затраты на производство и расходы на продажу.

Пример по учету предстоящих платежей:

1.в марте рабочим, уходящим в отпуск предстоит уплатить 10000 руб., которые им причитаются

а.за январь – 5000 руб.

б.за февраль – 5000 руб.

на основе этого имели место следующие хоз.операции:

1. зарезервировано на оплату отпусков в январе: Д счета 20 «основное производство», К 96 «резервы предстоящих расходов» - 5000 руб.

2. зарезервировано на оплату отпусков в феврале: Д счета 20, К 96 – 5000 руб.

3. начислено рабочим в марте в связи уходом в отпуск: Д 96, К 70 – 10000 руб.

4. выдано из кассы отпускных: Д70, К 50 – 10000 руб.

Д Счет 50 К
  4.10000

 

 

Д счет 70 К
4.10000 3.10000
Счет
3.10000 1.5000 2.5000
   
Д счет 20 К
1.5000 2.5000  

 

В общем виде счет 96 «резервы предстоящих расходов выглядит так:

Д счет 96 К
Доб – оплата расходов в текущем периоде за счет созданного резерва   Коб – резервирование расходов в текущем периоде, оплата которого будет производиться в предстоящем отчетном периоде. Ск – неиспольз. резервы

 

 

Калькуляционный счет – предназначен для контроля за затратами. Они используются для выявления себестоимости хоз.процесса. к ним относятся счета производств: основное производство (20), вспомогательное производство (23) и т.д.

Для них характерно:

1. все счета активные

2. аналитический счет ведется по видам калькуляционных объектов

3. внутри аналитического счета затраты группируются по статьям.

Схема строения калькуляционного счета:

Д калькуляционный счет К
Сн – незавершенное производство на начало месяца или затраты, переходящие с прошлых лет. Доб – затраты в текущем периоде.     Коб – списание фактической себестоимости законченного хоз.процесса.  

 

Сопоставляющие счета – предназначены для получения результатов деятельности организации или результатов деятельности отдельных хоз.процессов.

Подразделяются на:

1.операционно-результативные

2.финансово-результативные.

К операционно-результативному счету относится, например счет 90 «продажи». Он предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а также для определения финансового результата по имуществу. По отношению к балансу этот счет активно-пассивный. В конце года или после завершения хоз.процесса этот счет закрывается и в баланс предприятия не попадет. К этой же группе относится счет 91 «прочие доходы и расходы». Он предназначен для обобщения информации о прочих доходах и расходов отчетного периода – счет 91 сальдо на отчетную дату не имеет.

Финансово-результативные счета предназначены для определения конечного финансового результата деятельности организации. Они позволяют получать показатели о прибылях и убытках, а также определять рентабельность предприятия.

Например счет 99 «прибыли и убытки» формируются путем переноса сальдо доходов и расходов со счетов 90 «продажи» и 91 «прочие доходы». По окончании каждого месяца непосредственно на счете 99 отражаются доходы и расходы, связанные с чрезвычайными обстоятельствами хоз.деятельности (пожары, аварии и т.д.), а также суммы платежей налога на прибыль.

В результате на счете 99 «прибыль и убытки» выявляется чистая прибыль – убыток организации. По окончании года, заключительными записями декабря при составлении годовой бух.отчетности счет 99 закрывается. Сумма чистой прибыли (убытка) отчетного года списывается ср счета 99 в дебет (кредит) в счет 84 «нераспределенная прибыль» (непокрытый убыток).

 

Забалансовые счета – предназначены для учета средств, не принадлежащих данному предприятию, т.е. чужих средств, находящихся во временном пользовании. Эти счета используются также для справочных целей.

Средства, учитываемые на забалансовых счетах, не отражаются в балансе. Для учета чужих средств раньше вводились так называемые парные счета. Один из них был активный, другой пассивный. На активных счетах учитываются сами учетные средства, а на пассивных – расчеты по этим чужим средствам. И эти счета корреспондируются только друг с другом. Парные счета отражались за балансом предприятия. В настоящее время из парных счетов применяется только один активный счет. Вследствие этого производится одинарная запись. Т.о. забалансовый учет ведется внесистемным порядком. Забалансовые счета отличаются от балансовых тем, что имеют самостоятельную шифровку (шифр 3-хзначный).

 

Например: 001 – арендованные основные средства

002 – товарно-материальные цели, принятые на ответственное хранение.

 

3. Классификация счетов по экономическому содержанию.

Кроме классификации счетов по назначению и структуре в б.у. используется классификация по экономическому признаку, т.е. какой объект учитывается на счете.

Рассмотрим схему классификации бух.счетов по экономическому содержанию.

Счета бух.учета.

1. счета для учета хоз.средств

- счета для учета основных средств

- счета для учета нематериального актива

- счета для учета оборотных средств

2. счета для учета источников

- собственные источники

- привлеченные источники

3. счета для учета хоз.процессов

- счета для учета процессов снабжения

- счета для учета процесса производства

- счета для учета процесса реализации.

 

Счета для учета хоз.средств. к ним относятся: 01 – основные средства, 04 – нематериальные активы, 10, 50, 51.

К счетам для учета источников хоз.средств относятся: 80 – уставный капитал, 82 – резервный капитал, 83 – добавочный капитал.

К счетам привлеченных источников относятся: 66 – расчеты по краткосрочным кредитам и займам, 67 – по долгосрочным кредитам.

К счетам для учета хоз.процессом относятся: 15 – заготовление и приобретение материальных ценностей, 20 – основное производство, 90 – продажи.

Экономическая классификация необходима для того, чтобы отобрать все счета, нужные для построения б.у. в отраслях народного хозяйства.

 

4. План счетов бух.учета.

На основе экономической классификации разрабатывается план счетов б.у. Он представляет собой систематическую перечень счетов, необходимых для отражения средств, источников и хоз.процессов, т.е. заранее разрабатывается перечень нужных счетов. Классификация помогает понять природу каждого счета, а план – что на каждом счете надо учитывать. Бухгалтер выбирает счета и работает с ними. План счетов для народного хозяйства разрабатывает министерство финансов. Оно разрабатывает инструкцию по применению плана счета, где даются краткие характеристики и экономическое содержание каждого счета и типовая корреспонденция по ним.

В план счета включают синтетические счета и субсчета. Для удобства пользования синтетическим счетом, им присваиваются шифры.

Существуют разные способы шифровки счетов:

1.порядковый

2.порядковый способ с пропусками

3.десятичный

4.серийный.

Порядковый – при нем все счета разбиваются на экономические однородные разделы и им присваиваются номера по порядку. Всем счетам, начиная со счета 1-го разряда и заканчивая счетом последнего раздела присваиваются сквозные порядковые номера. Число знаков в шифре зависит от того, сколько знаков содержит последний счет в плане счетов. Неудобство этого способа состоит в том, что он не позволяет вводить при необходимости дополнительного счета, который потребуется в учете.

Порядковый способ с пропусками – такой же способ, как и первый, но в некоторых разделах имеет свободные номера, не закрепленные ни за одним счетом.

Десятичный. Все счета делятся на 10 разделов и разделам присваиваются номера от 0 до 9. Внутри каждого раздела приводится не больше 10 счетов, им присваиваются номера от 0 до 9. Номер счета (шифр) складывается из номера раздела и номера счета. Неудобство в том, что больше 10 счетов в раздел нельзя расположить.

Серийный. Все счета делятся на однородные разделы и за каждым разделом закрепляются определенные серии номеров. В каждой серии имеются свободные номера, т.е. не закрепленные ни за каким счетов. Реально, на основе любого плана счетов на практике лежат традиции и предпочтения лиц его формирующих. Это хорошо заметно на примере истории нашего плана, номенклатура которого то увеличивается согласно установке на аналитичность учета данных, то уменьшается согласно установке на упрощение счета.

Так, в плане счета 1940 года было 124 счета и 80 субъектов, в плане 1954 года было 79 счетов и 142 субъекта, в 1959 число счетов было доведено до 62, а субъектов до 87. Этого оказалось недостаточно и в 1959 в плане были предусмотрены 71 счет и 92 субъекта.

В 1991 году министерство Финансов СССР утвердило новый план счетов, ознаменовавший начало мощного америко – английского влияния на нашу учетную мысль и практику.

В настоящее время во исполнение программы реформирования б.у. в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности с 1 января 2001 года действует «план счетов б.у. финансово-хозяйственной деятельности организации» и инструкция по его применению, утвержденная приказом министерства финансов РФ от 31 октября 2001 года №94-Н.

 

В основе построения нового плана счетов б.у. были положены следующие подходы:

1. независимого содержания финансовая информация, формирующаяся в б.у. от структуры плана счетов.

2. относительная независимость систематизации и накопления информации о фактах хоз.жизни от формирования данных для целей налогообложения.

3.относительная независимость учетного процесса от какого-либо определенного вида бух.отчетности.

4. обеспечение возможности хозяйствующими субъектами свободно конструировать рабочие планы счетов, соблюдая методические принципы б.у.

5. преемственность в построение плана счетов.

 

План счетов включает в себя балансовые и забалансовые счета.

Балансовые счета сгруппированы в восьми разделах.

- каждому балансовому и забалансовому счету присвоен свой определенный шифр.

- шифр синтетических счетов двухзначный, забалансовый – трехзначен.

- использование шифров счета вместо их названия упрощает работу бухгалтеров, сокращая ее объем. Удобно при автоматизации счета.

 

Любой теоретически разработанный или практически действующий план счета – это рабочая гипотеза и мы можем оценить один план счета, только сравнивая его с другим. Поэтому необходим эталонный многослойный план, который нужен не для того, чтобы заменить те, что действуют на практике, а для оценки их эффективности. Таким эталонным планом счета мог бы стать международный план, применение которого позволило бы оценить и реально действующие планы.

 

 

1. учет процесса снабжения или заготовления материалов.

2. учет процесса производства

3. учет процесса реализации.

 

1. учет процесса снабжения.

Для учета процесса производства, необходимы разнообразные материальные ценности, которые предприятие либо заготавливает само, либо приобретает на стороне. При осуществлении процесса снабжения у предприятия возникают различные расходы. К их числу можно отнести:

1. расходы на покупку

2. транспортно – заготовительные расходы (расходы по оплате провоза приобретаемых ценностей, по доставке со станций ж/д на склад и др.)

3. погрузочно – разгрузочные работы.

 

Перед учетом процесса снабжения ставятся задачи:

1. получение информации о размерах, о количестве заготовленных материалов. Эти сведения показываются как в натуральных, так и в денежных измерителях.

2. выявлять покупную стоимость материалов.

3. выявлять размеры транспортно-заготовительных расходов и погрузочно – разгрузочных.

4. выявлять фактическую себестоимость заготовленных материалов.

5. выявлять стоимость единицы заготовленных материалов.

6. осуществлять контроль за выполнением плана снабжения деятельности.

Поставленные задачи могут решаться в учете в различных вариантах. Эти варианты зависят от того, в какой оценке отражаются заготовленные материалы. В качестве оценок могут выступать фактические себестоимости этих материалов, план себестоимости и покупная стоимость.

Предприятие выбирает тот вариант учета, который больше всего подходит к условиям его деятельности, т.е. специфики. Наиболее распространенным является способ, по которому материалы учитываются в учете по фактической себестоимости. В этом случае все затраты сразу непосредственно относятся на счет №10. Фактическая себестоимость заготовленных материалов определяется как дебетовый оборот счета №10.

Пример. За отчетный период на предприятии имели место заготовительные операции:

1.приняты к оплате счета поставщикам за материалы – 9000 руб.

2.оплачен провоз материалов со специального счета в банке – 630 руб.

3. начислена з/п рабочим за погрузочно – разгрузочные работы – 225 руб.

Отразим эти операции на бух.счетах.

 

Д счет 60 К
  1.900
Д счет 10 К
1. 900 2. 630 3. 225  
   

 

 

Д счет 55 К
  2.630

 

Д счет 70 К
  3.225

Фактическая себестоимость заготовленных материалов = Добб счета 10= 1755 руб.

 

Однако на основании данного синтетического счета можно подсчитать фактическую себестоимость лишь всей массы заготовленных ценностей. Между тем, для руководства процессом снабжения нужны конкретные сведения, характеризующие себестоимость каждого вида приобретаемых материалов.

Такие сведения получают путем особого порядка ведения синтетического счета в сочетании с данными, содержащимися на аналитическом счете.

В настоящее время материальные ценности принимаются в б.у. по фактической себестоимости, что требует ПБУ №5 от 2001 года, утвержденное министерством финансов РФ от 9.06.2001 №44-Н.

 

2. учет процесса производства.

Процесс производства представляет собой совокупность операций по изготовлению продукции. В процессе производства с одной стороны осуществляются затраты, а с другой происходит выход продукции.

В процессе производства затрагиваются различные материальные ценности, средства труда и сам труд. Поэтому затраты носят разнообразный характер, и характеризуются следующими признаками:

1.Отношение затрат к технологическому процессу производства.

2.Отношение затрат к себестоимости продукции.

3.Отношение затрат к объему производства.

4.Отношение затрат к структуре затрат.

 

 

Д счет 70 К
  1.36000
Д счет 20 К
1.36000 2.44000 3.20000 4.120000 5.20000
100 000 100 000

 

Д счет 10 К
  2.44000
Д счет 43 К
4.120000 5.20000  
   

 

Д счет К
  3.20000

 

Расчет операции №5.

1. плановая себестоимость готовой продукции – 120000 руб.

2. определяем фактическую себестоимость готовой продукции – Доб=100000

 

Фактическая себестоимость = Сн + Добб – Ск

3. определяем разницу между плановой и фактической себестоимости готовой продукции.

Калькуляционная разница = плановая себестоимость – фактическая себестоимость = 120000-100000 = 20000 руб. – экономия.

Д счета 43 К счета 20 - 20000

 

Полнота и правильность отнесения затрат на отдельные виды продукции должны быть в центре внимания бухгалтера, поскольку эта сторона финансовой хоз.деятельности предприятия является объектом проверки налоговым инспектором. При искусственном завышении себестоимости занижается прибыль предприятия, и уменьшаются налоговые платежи в бюджет.

 

3. учет процесса реализации.

Созданная в процессе производства продукция подлежит реализации. Продается продукция по разным направлениям. В качестве покупателя могут выступать государственные организации, отдельные предприятия, лица, магазины. Обычно между производителем и потребителем продукции заключаются договора. В них указывается, кому продана продукция, и по каким ценам. При реализации продукции у предприятия или хозяйств возникают разнообразные расходы, связанные со сбытом – упаковка, сортировка, реклама. Эти расходы называют – коммерческими расходами.

Задачи процесса реализации:

1. отразить, по каким направлениям продавалась продукция, и в каком количестве.

2. выявить полную (коммерческую) себестоимость реализованной продукции.

Полная себестоимость = производственная себестоимость + коммерческие расходы.

3. отражать выручку от реализованной продукции.

4. выявлять финансовые результаты от продажи.

 

Для учета операций, связанных с продажей продукции предназначен счет 90 «продажи». Это активно-пассивный счет сопоставляющий. Он имеет следующую структуру: По дебету отражается полная себестоимость проданной продукции. По кредиту – выручка от проданной продукции. Сопоставление дебета и кредита между собой позволяет выявить финансовый результат. В конце отчетного периода счет 90 закрывается и финансовый результат относится на счет 99 «прибыли и убытки». Если выручка выше себестоимости, то имеет место прибыль. Если же выручка меньше себестоимости, то убыток.

Счет 99 предназначен для выявления конечного финансового результата деятельности организации за отчетный год. Записи на нем ведутся накопительно в течение года. На счете 99 отражаются финансовые результаты от продаж, а также внереализованные доходы и расходы (потери от стихийных бедствий, национализация имущества, пожары, аварии и т.д.). на этом счете отражаются также суммы платежей налога на прибыль. По кредиту счет 99 отражает прибыль, по дебету – убыток.

Учет процесса реализации может осуществляться в различных вариациях. Это зависит от того, с какого момента продукция считается проданной. Она может считаться проданной в момент отгрузки покупателям или в момент оплаты покупки.

Поэтому применяется два варианта учета:

1. продукция считается проданной после оплаты покупателя. В этом случае в учет вводится специальный счет № 45 «товары отгруженные». На нем учитывается продукция, отправленная покупателям до получения от них выручки. По дебету отражается себестоимость отгруженной продукции (в момент отправления покупателям), а по кредиту списывается эта себестоимость на счет 90 «продажи» (после поступления выручки от покупателей).

Пример.

1. отгружено продукции покупателям (по себестоимости) – 16000 руб.

2. поступила выручка от покупателей за отгруженную продукцию (по стоимости продаж) – 20000 руб.

3. списана себестоимость реализованной продукции после получения выручки от покупателей – 16000 руб.

4. выявлен финансовый результат от реализованной продукции – сумму определить.

 

Д счет 45 К
  1.16000
Д счет 90 К
3.16000 4.4000 2.20000
   
Ск=0  

Готовая продукция

Д счет 45 К
1.16000 3.16000
Д счет 51 К
2.20000  

Отгружено товаров

Д счет 99 К
  4.4000

 

 

Расчет операции.

1.выручка от продажи продукции (К 90) – 20000 руб.

2.полная себестоимость реализованной продукции (Д 90) – 16000 руб.

3.финансовый результат = выручка – полная себестоимость = 20000 – 16000 = 4000 руб. – прибыль.

Д счета 90 К счета 99 - 4000 руб.

 

2. продукция считается реализованной в момент отгрузки покупателям. При этом варианте продукция сразу ставится на счет 90 «продажи». В учете при этом варианте вводится счет для отражения расчетов с покупателями – это счет 62 «расчеты с покупателями и заказчиками». По дебету счета отражается сумма, причитающаяся к получению с покупателей. По кредиту – учитывается выручка, поступившая от покупателей.

 

Пример.

1. отгружена продукция покупателю по себестоимости – 16000

2. причитается получить с покупателя за отгруженную продукцию – 20000

3. поступила выручка от покупателя на расчетный счет – 20000

4. выявлен финансовый результат от реализованной продукции – сумму определить.

 

Д счет 43 К
  1.16000
Д счет 90 К
1.16000 4.4000 2.20000
   
Ск = 0  

 

Д счет 51 К
3.20000  

 

Д счет 99 К
  4.4000

 

Д счет 62 К
2.20000 3.20000

 

Расчет операции 4.

1. выручка от продажи продукции (К 90) – 20000

2. полная себестоимость проданной продукции (Д 90) – 16000

финансовый результат 20000 – 16000 = 4000 – прибыль.

 

По логике правильнее было бы использовать вариант с применением счета 45 «отгруженные товары», т.е. вариант по оплате. В настоящее время применяется вариант № 2.

Учет хоз.процессов должен обеспечивать получение о них важнейших количественных и качественных показателей. Эти показатели необходимы для управления хоз.деятельности и контроля за ходом выполнения плана.

В б.у. их исчисляют при помощи соответственного построения счетов и специальной организации синтетического и аналитического учета.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 691; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.359 сек.