Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономические модели




1. Американская экономическая модель. В ней невелика роль централизованного планирования. В ней силен дух свободы предпринимательства. Существенную роль играют могущественные экономические организации - крупные корпорации, монополисты, профсоюзы. Господствующее положение занимают финансовые рынки - распространен дух спекуляции (в значительных масштабах). Модели свойственна острая конкуренция, борьба на рынке труда. Модель проявляет себя в Канаде, Великобритании.

2. Японская экономическая модель. Характеризуется большей, чем в американской долей централизованного планирования. Экономика Японии - корпоративна, велика роль крупных экономических объединений (корпораций). В отличие от Америки, в японской модели поощряется коллективизм. Дух коллективизма воспитывается с раннего возраста. Наемные рабочие, например, нанимаются пожизненно, прикрепляются к определенным фирмам, им положены определенные социальные льготы за счет этой фирмы. Японские производители очень слабо реагируют на рыночные изменения - они предпочитают сами формировать рынок. Такая модель свойственна Корее, Сингапуру, Тайваню.

3. Шведская экономическая модель. В этой модели доля централизованного планирования - еще больше, кроме того резко усилена социальная направленность в экономической политики государства. Общественный продукт в основном движется под государственным контролем. Большая часть доходов фирм, частных лиц и т.д. распределяется на принципах равного доступа. Однако этой модели свойственны неизбежные минусы: капитал пытается из Швеции убежать, а рабочие не стремятся работать лучше. То же самое свойственно Германии, Дании. В настоящий момент делаются попытки изменить эту модель.

Некоторые авторы выделяют специфические модели, например: германскую модель (социальное рыночное хозяйство). Ее специфика состоит в том, что государство, в рамках этой модели, покровительствует мелким и средним фирмам и активно вмешивается в экономическую жизнь. Иногда выделяют южнокорейскую модель. Иногда российскую, причем специфику видят в переходе экономики от плановой к рыночной. Характеризуется:

1. Наличием мощнейшего государственного сектора в различных важнейших областях производства.

2. Сравнительно небольшое количество мелких фирм.

3. Финансовый капитал преобладает над промышленным.

4. Переход к рыночным отношениям осуществляется очень неравномерно.

5. Высока криминализация экономики.

Экономические модели не есть явление вечное, постоянное - они изменяются и развиваются. Внутри моделей существуют противоположные тенденции, которые проявляются в стремлении системы одновременно к целостности, единообразию и наоборот, к обособленности, разнообразию; стремление к централизации и децентрализации; стремление к устойчивости и одновременное стремление к изменению. Противоположные системы могут и должны сосуществовать, превращаться друг в друга и взаимообогащаться. Для создания оптимальной модели необходимо найти определенное сочетание ее внутренних сторон. В данный момент, в России его ищут методом проб и ошибок.

Труд.

1) Специфика труда, как вида человеческой деятельности.

2) Возникновение труда и его роль в жизни человека.

3) Содержание труда и его противоречия.

4) Общественное разделение труда. Общественный и индивидуальный труд.

5) Механизм разрешения противоречия между индивидуальным и общественным трудом.

"Труд - отец богатства, земля - его мать!"

Наиболее полный анализ труда был дан в работах великого немецкого ученого К. Маркса. Поэтому, для того чтобы вполне раскрыть тему труда, необходимо обратиться к его работам. По Марксу:

Только человек обладает творческой способностью и тем отличается от вещественного фактора: только он способен трудиться. Сама деятельность человека называется труд именно потому что в ней присутствует элемент, которого нет в машинной деятельности - целесообразность.

Труд - это целесообразная деятельность, в ходе которой человек приспосабливает вещество окружающей среды для удовлетворения своей потребности. Труд - это процесс.

Труд невозможно продать, его нет до начала и во время "продажи". Таким образом продается не труд, а способность человека к труду.

Труд, как целесообразная деятельность формировался постепенно. Начал процесса формирования труда можно отнести к тому моменту в истории человечества, когда обезьяна превращалась в человека. Первоначально, обезьяна совершает инстинктивные движения, затем берет в руки палку и использует ее для достижения какой-либо цели - это и есть начало превращения.

Труд, по определению означает соединение в одном лице деятельности головы и руки. Первоначально, доля руки преобладала, а в ее деятельности, в свою очередь преобладали неосознанные движения, затем, в процессе формирования труда рука освобождалась от подсознания и возрастала доля осознанных движений. Развитие руки и мозга - это развитие самого человека. Трудом создается не только благо, но и сам человек.

Труд и человек - это противоположности, находящиеся в диалектическом единстве. "Человек, постольку человек, поскольку он трудиться; если он перестает трудиться - он превращается в обезьяну." В процессе развития, одновременно в развитием труда, в человеке постепенно сокращается доля звериного, увеличивается доля человеческого. Труд противоречит человеку и сам развивает это противоречие. Для самого труда - оно внешне, главную роль играет внутреннее противоречие. С одной стороны - труд - это деятельность рук, с другой - мозга, поэтому различают умственный и физический труд. Эти две стороны постоянно находятся в борьбе:

1) Механической - когда например, работники умственного труда уничтожаются работниками физического и наоборот.

2) Диалектической (преобладает) - когда умственный труд превращается в физический, а физический в умственный. Мозг вырабатывает программу, рука действует по команде мозга, труд мозга превращается в труд руки, рука, выполнив команду мозга, посылает в него информацию, которая, в свою очередь, превращается в программу.

Такое взаимообогащение при таком взаимопревращении наблюдается и когда труд совершается одним и тем же человеком, так и в случае, когда труд физический и умственный совершается различными людьми. Противоречие между умственным и физическим трудом при диалектическом способе его разрешения развивает труд вне зависимости от общественной специфики труда.

Кроме этого существует противоречие между количественной и качественной сторонами труда. Качественная сторона позволяет разделить труд на различные виды, разновидности. Специфику видам труда придают

1) Характер отдельных движений.

2) Доля умственных и доля физических операций.

3) Последствия процесса.

4) Характер результата.

Количественная сторона сводит все вышеперечисленное к затратам энергии, к уровню этих затрат.

Количественная сторона противоречит качественной и это противоречие должно разрешаться. Чтобы количество превращалось в качество необходимо совершать такие движения, чтобы появился продукт, иначе труда нет и наоборот, конкретные действия (качественная сторона) должны превратиться в вполне определенное количество энергии. Его должно быть ровно столько, сколько общество считает нужным выделить на эти конкретные действия иначе труда нет. Все эти разрешения противоречия и развивают труд.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 243; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.