Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рынок и его структура




"Рынок - это совокупность существующих и потенциальных покупателей товара. Рынки делятся на рынок продавца, где силу имеет продавец и на рынок покупателя, где силу имеет покупатель."

Коттлер.

"Рынок - это приспособление, осуществляющие контакт между покупателями, или предъявителями спросами и продавцами или поставщиками товара, услуги."

Макконел и Брю.

"Рынок - это всякий институт или механизм, сводящий вместе покупателей и продавцов."

"Рынок - это система отношений между продавцами товаров - услуг и покупателями. Продавцы вступают в отношения, чтобы передать товар от одного человека к другому и тем самым удовлетворить потребность каждого".

Иными словами, взаимоотношения возникают в отношении товара.

Товар - это вещь, предмет, созданный трудом человека и способный удовлетворить ту или иную его потребность. В товаре отражены определенные отношения между людьми. Поэтому товар - это общественная форма продукта. Эту форму продукт приобретает, когда производители становятся экономически обособленными друг от друга. Товар - это носитель определенных экономических отношений между людьми. В этом смысле товар имеет как качественную так и количественную характеристики - это потребительская стоимость и стоимость.

Стоимость - это способность товара обмениваться на другой товар. Проявляется эта особенность в общественной ценности товара. Общество как бы оценивает товар.

Потребительская стоимость - это способность вещи удовлетворять какую-либо потребность людей.

Отношения между людьми - противоречивы. Потребитель хочет максимизировать потребительную стоимость, минимизировать - стоимость, продавец - наоборот.

С одной стороны, продавец только тем и занят, что изготавливает необходимую для потребителя продукцию. С другой стороны, продавца волнует собственная выгода, он хочет извлечь как можно больше стоимостей. Потребитель - это инструмент для производителя. В то же время потребитель представляется как противник, которого необходимо и можно победить. Если у продавца есть возможность сбыть товар не соответствующего качества за большие деньги - он этим воспользуется, но и покупатель отвечает продавцу тем же. Если у покупателя есть возможность не заплатить или заплатить символически.

Итак, обмен товаров можно рассматривать как форму борьбы между людьми, следовательно между ними возникают противоречия. Чтобы они разрешились, обмен должен быть эквивалентным. Возникает проблема измерения ценности товара, но естественную меру ценности - физическую, природную - найти пока не удалось. Поэтому для измерения ценности используется общественная мера. Общество оценивает товар, определяет сколько единиц меры на каждый товар приходится. Однако, опять же - по какой шкале оценивать - единого мнения нет.

Классическая буржуазная наука утверждает, что сделка должна совершаться в соответствии с количеством труда, затраченного на производство товара. Причем учитывается только общественно-необходимые затраты, т.е. такие затраты, которые возникают при наихудших условиях производства (Рикардо). Такое определение, в частности имеет место в сельском хозяйстве.

Далее, это понимание развивал Маркс и его последователи. В соответствии с таким пониманием ценностей товары имеют разную способность к обмену, в зависимости от количества труда, который в них воплощен. А способность обмениваться определяет стоимость товара, что тесно увязывается с затратами труда.

Стоимость - это овеществленный в товаре труд (согласно трудовой теории стоимости).

Однако, товары имеют еще одно свойство - полезность и могут обмениваться с учетом этой особенности. В экономической науке, для объяснения феномена стоимости возникло другое направление, альтернативное "трудовой теории" - в основу общественной оценки товара положена полезность, но встал вопрос, как измерить эту полезность? С течением времени оказалось, что эту проблему невозможно решить с объективной точки зрения. Не удалось найти объективную меру полезности товаров.

Сторонников у второй теории - т.н. "теории полезности" - оказалось довольно много. Но трудовая теория более объективна и включает в себя учет полезности товара.

Сам рынок - явление довольно сложное, он развивается вместе с развитием рыночной экономики. И если к рынку подойти с исторической позиции, то можно обнаружить следующие разновидности рынка на разных этапах развития.

1. Неразвитый рынок - обмен случайный, непосредственно обменивается товар на товар или господствуют бартерные сделки.

2. Классический или свободный рынок - характеризуется неограниченным числом участников и свободной конкуренцией между ними, максимально свободным доступом к любой хозяйственной деятельности, максимальной мобильностью факторов производства, свободный доступ к рыночной информации, максимальная свобода движения капитала, однородность одноименных товаров, отсутствие внеэкономических методов воздействия на решения экономических субъектов, стихийное формирование цен, отсутствие монополии и монопсонии.

3. Регулируемый рынок (регулирование - внешнее, со стороны государства). Изнутри он регулируется рыночным механизмом. Для такого рынка необходимо оптимальное сочетание внешнего и внутреннего регулирования.

4. Деформированный рынок в рамках КАС (командно-административной системы).

Поскольку рынок - сложное явление, имеет определенную структуру или внутреннее строение, то рынок можно разделить на части, эти отдельные части мы можем считать разными рынками, таким образом, имеем право говорить о нескольких рынках:

1) Рынки различаются по объектам, которые продаются и покупаются, по такому критерию различают:

a) Потребительский рынок или рынок товаров и услуг;

b) Рынок труда;

c) Рынок средств производства;

d) Рынок ценных бумаг;

e) Рынок информации;

f) Рынок валют;

g) Рынок лицензий.

2) Рынки различают по субъектам:

a) Рынок покупателей;

b) Рынок продавцов;

c) Рынок государственных учреждений;

d) Рынок посредников.

3) Рынки подразделяются по географическому положению рынка:

a) Местный или локальный рынок;

b) Региональный рынок;

c) Национальный рынок;

d) Мировой рынок.

4) Рынки различают по уровню насыщения:

a) Равносильный рынок;

b) Дефицитный рынок;

c) Избыточный рынок.

5) Рынки различают по степени зрелости:

a) Развитый;

b) Неразвитый;

c) Формирующийся.

6) Рынки делятся по степени ограниченности конкуренции:

a) Свободный рынок;

b) Монополистический;

c) Олигополистический;

d) Смешанный.

7) По соответствию действующему законодательству:

a) Легальный;

b) Нелегальный.

8) По отраслевому критерию:

a) Компьютерный;

b) Автомобильный и др.

9) По характеру продаж:

a) Оптовый;

b) Розничный.

10) С учетом ассортимента товаров:

a) Замкнутый рынок - товары первого производителя;

b) Насыщенный - множество сходных товаров многих производителей;

c) Рынок широкого ассортимента - множество товаров связанных между собой.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.