Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эластичность спроса и предложения. Эластичность отражает, насколько спрос зависит от цены или предложение от цены или насколько спрос зависит от дохода




Эластичность отражает, насколько спрос зависит от цены или предложение от цены или насколько спрос зависит от дохода.

Эластичность - это мера реакции одной величины на изменение другой. Эластичность показывает, насколько процентов измениться одна переменная экономическая величина, если другая величина изменится на 1%.

Степень зависимости измеряется с помощью коэффициента эластичности.

 
 

e - коэффициент эластичности;

Q - изменение объема продаж;

Р - изменение цены;

Q - объем продаж;

Р - цена.

Данная формула выражает так называемую "точечную эластичность". Различают коэффициент эластичности спроса и эластичности предложения. Эта формула показывает эластичность в какой-то конкретной точке кривых спроса и предложения.

 
 

Если известна величина начального и конечного спроса (предложения) или известно как они изменяются, то можно вычислить т.н. "дуговую эластичность".

Показатель эластичности спроса является величиной отрицательной если эластичность определяется в зависимости от изменения цены, т.к. спрос и цена изменяются в противоположных направлениях. Если же определяется в зависимости от изменения дохода, то - величина положительная.

При определении размеров эластичности принимается во внимание лишь абсолютная величина " e ", а знак "-" опускается, т.к. если учитывать этот знак, то будет искажена картина эластичности.

Соответственно коэффициент " e " по Р может быть больше 1, тогда спрос считается относительно эластичным, меньше 1 - тогда спрос относительно неэластичен и равен 1, тогда говорят, что эластичность спроса является единичной. Если эластичность больше 1, то на каждый процент изменения цены приходится более одного процента изменения спроса. Если эластичность меньше 1, то на каждый процент изменения цены приходиться менее 1 процента изменения спроса. Если эластичность единичная, то цена и спрос изменяются одинаково (на 1%).

На эластичность спроса влияют различные факторы:

1. Наличие на рынке товаров заменителей - субститутов. Чем больше их на рынке, тем больше возможностей у покупателей отказаться от данного товара, если цена на него растет и заменить его, следовательно эластичность товара высока и чем больше субститутов, тем больше эластичность спроса на товар.

2. Фактор времени. В краткосрочном периоде спрос оказывается менее эластичным, чем в долгосрочном.

3. Значимость товара для потребителя или удельный вес товара в бюджете потребителя. Спрос на товары не первой необходимости, не играющие важной роли в жизни потребителя более эластичен, чем на товары первой необходимости.

4. По Маршаллу: общий уровень цен. Эластичность спроса велика при высоких ценах, значительна при средних и понижается по мере их уменьшения.

5. Размер доходов покупателя.

6. Размер запаса, обратное воздействие, чем больше запас, тем эластичнее спрос.

7. Ожидание потребителей.

Эластичность связана с взаимозаменяемостью и взаимодополняемостью благ. Взаимодополняемость -это свойство благ или товаров удовлетворять потребность только в комплексе друг с другом. Взаимодополняемые товары называют еще комплиментарными.

Взаимодополняемость бывает жесткой или абсолютной, т.е. одному какому-либо благу соответствует строго определенное количество другого (например, автомобиль и бензин).

Относительная взаимодополняемость характеризуется менее жесткой связью, например, снижение цен на фотоаппараты приводит к повышению спроса на них и

 
 

одновременно способствует повышению спроса на фотопленку, бумагу и т.п., на эти товары повышается цена. Существует, отсюда, взаимосвязь между спросом на один товар и ценой на другой. Эта взаимосвязь определяется с помощью коэффициента перекрестной эластичности " eх ".

ed комплиментарных товаров величина "-".

Взаимозаменяемость товаров также сказывается на эластичности. Взаимозаменяемость - это свойство товаров или благ удовлетворять потребности за счет друг друга. Если товары взаимозаменяемы, то между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая зависимость, следовательно, в этом случае " eх " - со знаком "+". Если известна линейная функция D, то:

QD= a-b*P, тоe=(b*P)/(a-b*P), где b*P - изменение цены, следовательно,

e=(b*P)/Q

где Q и P - переменные величины.

e можно определять и по дохода, при этом используется та же самая формула. При расчете эластичности по доходам можно выяснить, к какой категории относится данный товар, если рост доходов ведет к росту спроса, то товар относится к нормальным, если же рост доходов ведет к понижению спроса, то товар является ненормальным - низкокачественным или малоценным.

 
 

Спрос по параметру эластичности может быть доведен до крайних значений, иначе говоря, спрос может быть совершенно эластичным или же совершенно неэластичным.

Кроме эластичности спроса рассчитывается еще и эластичность предложения. Особенностью предложения является то, что оно медленнее адаптируется к изменению цены, потому что нужно изменять производственный процесс, а это требует и времени и средств.

При определении эластичности предложения время можно поделить на три периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный. Некоторые выделяют также - мгновенный.

Краткосрочный период слишком мал, для изменения объема производства и следовательно объема предложения. В этом периоде предложение является неэластичным, причем для разных товаров длительность данного периода неодинакова. Для пшеницы, ржи, например - зерна, длительность - один календарный год, а для мороженого - один день.

Среднесрочный период достаточен для расширения производства на уже существующих мощностях, но он еще недостаточен для введения новых производственных мощностей. Поэтому эластичность предложения в среднесрочный период растет еще не в максимальной степени.

Долгосрочный период достаточен для расширения /сокращения/ для существующих мощностей и для притока новых фирм в эту отрасль.

Теория эластичности имеет практическое значение и для фирм и для государства.

Фирма должна учитывать, что эластичность спроса на ее товар всегда выше эластичности рыночного спроса на данный период. Фирма должна строить свою ценовую политику так, чтобы цена на ее продукцию была ниже рыночной цены.

Теория эластичности должна учитываться в государственной налоговой политике. При введении косвенных налогов будут по-разному реагировать разные субъекты рынка. Косвенные налоги увеличивают равновесные цены, т.к. они включаются в итоговую цену товара. Реакция потребителей будет разной в зависимости от эластичности спроса на товар, если эластичность высока, то повышать цену на этот товар бессмысленно, от покупки товара откажутся и государство вообще ничего не получит.

Учет теории эластичности в налоговой политике позволяет более равномерно распределить налоговое бремя между производителями и потребителями или его регулировать, перераспределять: если увеличивается цена на товары первой необходимости (спрос на которые наименее эластичен), то налоговое бремя ложится на потребителя; если налоги увеличиваются на товары не первой необходимости, с высокой эластичностью, например на мебель, то высокая цена на них не устроит покупателей и товар перестанут брать, поэтому продавец вынужден снижать долю своей прибыли в итоговой цене на товар и таким образом оплачивать налог. Однако в связи с этим производство сворачивается, т.е. "душится".




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 441; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.