Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Между долгом и виной

простить. Они полностью внешние, они судят по всей строгости моральных норм, не отступая от них и не снис­ходя. Они видят меня извне — как законченную вещь, которая уже не изменится, не улучшится, и заставляют меня окостеневать в моем стыде, в сознании моего несо­вершенства.

В то же время близкие люди, ровесники и те, кто ра­вен нам по социальному статусу, гораздо более способны войти в наше положение, увидеть ситуацию изнутри, по­сочувствовать, может быть, даже найти оправдание ошиб­кам и промашкам. Они не так сильно объективируют нас, не так сурово и беспощадно укоряют, оттого и стыдиться их приходится меньше. Но, конечно, если они много зна­чат для нас, то и здесь мы испытываем стыд — гнев на себя за то, что упали в глазах столь дорогих людей.

Интересно то, что стыд человек может испытывать не только от упреков и пристыжения, но и от избыточных похвал, от дифирамбов, которые, казалось бы, должны только радовать. Разумеется, это происходит лишь с очень совестливыми людьми, которые испытывают неловкость и неудобство, полагая, что на самом деле у них нет тех достоинств, которые им приписывают. Им стыдно и за тех, кто чересчур щедро хвалит, и за себя, поскольку они вынуждены слушать завышенную оценку. Впрочем, че­ловеку самовлюбленному такой вид стыда не грозит. Тщеславный боится лишь порицания и стыдится только позора, похвалы любого накала он всегда примет за чис­тую монету.

Пробуждение у людей чувства стыда всегда было фор­мой общественного воздействия. Культурологи отмеча­ют, что большинство известных культур можно разделить на два вида культуры вины и культуры стыда. К культу­рам вины обычно относят западное общество, где акцент нравственного контроля перенесен внутрь человеческого существа, а к культурам стыда — восточное общество, в особенности древневосточные цивилизации, например,


Лекция 3

китайскую. Там публичный позор был ведущей мораль­ной формой регуляции поведения. Однако не стоит не­дооценивать различные формы вызывания стыда и в ев­ропейском обществе. Позор и здесь всегда был страш­ным наказанием, ничуть не меньшим, чем физическая боль. Иногда люди воспринимали опозоривание как кару худшую, нежели сама смерть, и предпочитали скорее со­гласиться на казнь, чем пожертвовать добрым именем и подвергнуться публичному презрению.

Среди народных форм наказания опозоривание зани­мало достаточно видное место. Так, например, на Руси за супружескую измену женщину раздевали и вывалива­ли в дегте и в перьях, чтобы затем в столь неприглядном виде прогнать по селу. Этот обычай совершенно очевид­но отличается от мусульманского побивания камнями, это не казнь, но после подобной процедуры неверная жена сама могла предпочесть расстаться с жизнью, что, не­сомненно, служило назидательным примером для других потенциальных любительниц приключений.

Официальные власти всегда прибегали к сочетанию те­лесных наказаний и позора. Так, если человека бичева­ли, то после совершения экзекуции его привязывали к позорному столбу, чтобы всякий проходящий мимо мог осуждать его, насмехаться и издеваться над ним. Слово­сочетание «позорный столб» стало символическим, озна­чающим высшую меру претерпевания презрения окружа­ющих и собственного стыда.

Впрочем, всегда существовало немало тех, кто испы­тывал чувство стыда в очень малой мере или вовсе его не испытывал. О таких людях говорят как о бесстыдных, бесстыжих. Они, как правило, преследуют свои прагма­тические цели и удовлетворяют свои разнообразные же­лания без всякой оглядки на окружающих, их мнение и возмущение. «Стыд не дым, глаза не выест», «Плюй в глаза — божья роса», — говорит народная мудрость о тех, кто не ведает смущения перед судом внешнего наблюда-


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Между долгом и виной. Стыд как страх осуждения | Между долгом и виной. теля. Такие люди, как правило, не только бесстыдны, но и бессовестны, г
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 268; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.