Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 4. Честность и справедливость

Честность и справедливость

Зак. 49 129


лей награждают: дают им чины и ордена. Всякое сохране­ние секрета или тайны, т. е. умолчание о реальном поло­жении дел, тоже выступает в роли добродетельного обма­на, а тайны и секреты присутствуют во многих сферах жизни — в бизнесе, политике, в развитии производства.

Ложью во спасение считается поведение, когда мы не сообщаем кому-либо информацию, которая буквально может убить его. Например, тяжелобольному нередко лгут, что его заболевание не так страшно, дают умираю­щему надежду на выздоровление, облегчают его после­дние дни. Или же престарелым родителям не говорят о смерти их сына, сочиняя, что он просто уехал далеко и письма, наверное, не доходят. Подобное поведение мо­жет считаться добродетельным, только если оно не несет определенных практических последствий, которых кате­горически не желают те, кого обманывают. Люди неред­ко предпочитают знать самую тяжелую правду, чтобы вла­деть ситуацией и принимать решения в соответствии с реальными обстоятельствами. Так, больной может жаж­дать правды, чтобы сделать последние распоряжения, изъявить свою волю. Родители предпочтут узнать, что их сына нет в живых, но не считать, что он просто холодно покинул их на старости лет, оставил одних. Поэтому люди, идущие на ложь во спасение, всегда берут на себя огромную моральную ответственность.

Я уже вскользь коснулась вопроса об умолчании как обмане. В сущности, замалчивание и сокрытие какой-либо информации прямым обманом не является, так же как нельзя назвать обманом высказывание полуправды: в полуправде — часть правды, и она не становится ложью от того, что дана не полностью. Однако умолчание спо­собно не меньше дезориентировать других людей, чем пря­мой обман, явная ложь. Умолчание оставляет пустое ме­сто для любых догадок и домыслов, оно предполагает веер самых разных возможностей, и никто не может с досто­верностью сказать, какая из них будет соответствовать ре-


альному положению дел. В этом случае умолчание и об­ман играют одну и ту же роль — они скрывают правду. Обман-умолчание полагается допустимым и оправдан­ным, когда он стоит на страже грубого вмешательства в наш внутренний мир, ограждает от бестактного и назой­ливого собеседника, желающего выпытать всю подногот­ную ради развлечения или корысти. Так, знаменитый человек, уклоняющийся от ответов на вопросы бульвар­ного журналиста и отделывающийся пустыми, ничего не значащими фразами, предстает перед нами как достой­ная личность, не позволяющая превратить себя в шута и дать толпе играть своим внутренним миром.

Разумеется, в нашем небольшом размышлении мы кос­нулись далеко не всех форм обмана и затронем еще неко­торые из них в следующем подразделе.

3. Честность: слово, дело, самоосознание

Первый смысл слова «честность», о котором мы уже говорили, это «правдивость» — тот, кто не лжет, не об­манывает, говорит правду, является правдивым. Однако в русском языке честность имеет и ряд других, не менее весомых смыслов.

Прежде всего, честный — это не вор. Вор отнимает и присваивает чужое, обкрадывает других людей, ему нельзя доверять, ибо он лишен совести. Честный же, напро­тив, порядочен и совестлив, он никогда не возьмет того, что ему не принадлежит, что заработано не им самим. Честного человека можно оставить рядом с любым богат­ством, доверить ему самое драгоценное, он все сохранит в целости. Честность, понятая в этом смысле, является важнейшим условием всякого человеческого взаимодей­ствия, это совершенно практическая добродетель, без которой невозможно простое совместное действие: как можно, к примеру, построить вместе дом, если подель-щики растащат все по кирпичу и по балке и разбегутся в

разные стороны!


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 4. Честность и справедливость | Лекция 4. Честность и справедливость
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.