Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 4. Честность и справедливость

Честность и справедливость

для него только витрина, ею он тешит свое самолюбие и обретает возможность доминировать над другими, зани­маясь нравоучениями. Однако когда никто не видит, хан­жа не отказывается от плотских утех и эгоистических удо­вольствий, которые так осуждает у других.

Лицемер в явной форме выражает сочувствие другим, в то время как сам тихо злорадствует, видя чужое не­счастье или неудачу. Он охает, вздыхает и проливает кро­кодиловы слезы, в то время как душа его торжествует. Или, напротив, лицемер фальшиво-ласково улыбается, всеми силами изображает радушие и приязнь, тогда как человек, которому он выказывает любезность, ему вовсе не приятен, быть может, даже противен, и уж во всяком случае вызывает раздражение.

Не является ли в таком случае всякая вежливость ли­цемерием? Полагаю, что нет. Вежливость — общеприня­тая форма поведения, способ выражения безличной при­язни, и всякий воспитанный человек бывает вежлив с другими независимо от того, нравятся они ему или нет. Но если человек неприятен вам, а вы вместо простой веж­ливости начинаете выказывать фальшивое расположение, из кожи вон лезть, демонстрируя отсутствующую симпа­тию, да еще делаете это в своекорыстных целях — тогда перед нами лицемерие в действии.

Определенной разновидностью лицемерия можно счи­тать лесть. Лестью называют неумеренные похвалы, не соответствующие реальным достоинствам человека. Льстят, желая расположить другого к себе, стремясь получить по­кровительство, помощь, поддержку, протекцию, соби­раясь извлечь выгоды из полезного знакомства. Лестью покупают дружбу и благоволение. Льстец может прекрас­но отдавать себе отчет в том, насколько расточаемые им сладкие слова далеки от реалий, но он будет еще красно­речивей, еще восторженней петь хвалебные песни, хотя, вполне вероятно, сам же втихомолку потешается над са­мовлюбленным ослом, который развесил уши, слушая


его воркотню. Что поделаешь? Люди любят лесть. Вот одна из мудрых сентенций: «Почему нам приятна лесть? Потому что она правдива...»

Если неумеренные похвалы, столь приятные для слу­ха большинства людей, искренни, их не следует считать лестью. Лесть возникает тогда, когда у говорящего есть двойное дно, корыстный умысел. Льстец-лгун перестает льстить, как только добивается своего, как только стано­вится независим от того, чья приязнь была нужна ему. В этом коварство лести: льстец — потенциальный преда­тель, готовый сказать вчерашнему кумиру, что на самом деле он просто доверчивый болван.

Особыми формами обмана являются разного рода ро­зыгрыши и шутки, цель которых — не корысть, а забава. Шутка и розыгрыш могут быть восприняты положитель­но только тогда, когда они реально не приносят зла, не унижают достоинства другого человека и не доводят его до инфаркта.

В этической литературе на протяжении столетий об­суждается тема лжи во спасение или добродетельного об­мана. Подобный обман считается допустимым, прости­тельным. Это вроде и не обман вовсе, а вполне благое дело. Например, если вашего друга ищут убийцы, то вы вправе солгать им, что он пошел направо, в то время как он отправился налево. Впрочем, Иммануил Кант считал и такую ложь недопустимой, справедливо полагая, что она может не привести к должному практическому ре­зультату, и в то же время останется ложью.

Тем не менее, в жизни есть целый ряд ситуаций, когда большинство людей считают обман не только допустимым, но и единственно правильным поведением. Подвигом и доблестью считается обмануть врага, спутать его расчеты, дезориентировать его, дабы выиграть войну или хотя бы сражение. Специальные службы занимаются системой дезинформации, призванной ввести в заблуждение про­тивника, за успешную операцию такого рода исполните-

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Честность и справедливость. выполнение обещаний и договоров, когда одна сторона, за­ключившая некое соглашение, подводит другую | Лекция 4. Честность и справедливость
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.