КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 8. Нравственность перед искушением иномирностью
Нравственность перед искушением иномирностью же терзают человека, словно дикие звери. Таким образом, блаженство, вечная абсолютная радость оказываются достижимыми только в случае отказа от земных потребностей и страстей. И на Востоке, и на Западе (прежде всего в монашестве), и в теософской традиции, объединяющей Запад и Восток, мы обнаруживаем разработанную до деталей систему средств, уводящих от земного человеческого мира к трансцендентному, перед лицом которого гаснет и истаивает человеческое «я», исчезают желания и импульсы действовать по своему почину. Это разные виды медитации, физические и психические упражнения, аскеза, самовнушение, направленное на ощущение непосредственной причастности к Абсолюту, приводящие либо к нирване — бессознательному трансу с потерей личностной идентификации, либо к высокому экстазу, сопровождающемуся бурным переживанием приобщения к Высшему началу. Интересно то, что традиция неприятия повседневного нашла в XX в. не только чисто религиозное, но и собственно философское выражение. Такие авторы, как А. Бергсон или М. Хайдеггер совершенно по-разному ищут тот внерассудочный, внежитейский пласт реальности, который и почитают за истинный, пласт, уводящий нас от повседневности, от забот, от мира твердых форм и сознательных волевых решений. Вернемся, однако, к вопросу о земном и трансцендентном. Именно благодаря антимирской установке религии я не могу принять ее до конца. Вот уже и верю в посмертное бытие, признаю в Духе творящее начало мира, но не в силах отрицать и виноватить земную жизнь, считать человеческую повседневность только плохой, только иллюзорной, только грешной. Не могу согласиться, что она — лишь юдоль страданий и ничего более. Грехов и страданий в ней, конечно, предостаточно, но все же в ней есть не только это. И потому она — ценность сама по себе в своей вторичности, тварности и иллюзорности.
Представление о том, что земная жизнь полностью сводится к страданию (о чем говорит «четверичная истина» буддизма), выступает, на мой взгляд, проявлением ипохондрического мировосприятия. Это депрессия, спроецированная на окружающую действительность, тяжкая меланхолия, получившая онтологический статус. На самом деле в повседневной человеческой жизни наряду со страданиями и трудностями есть и неисчислимое множество радостей: высоких и низких, духовных и плотских, мгновенных и длительных. Ананда (блаженство) присуща бытию как таковому, в том числе бытию в его земном варианте. Здесь и творческие восхождения, и подвиги, и умиротворенная созерцательность, и восторги любви во всех ее проявлениях, и просто великолепное чувство того, что ты есть, существуешь, бытийствуешь. И против этих радостей не работает аргумент, что их кратковременность и преходящесть обращают их в страдание. Напротив, временность делает их особенно яркими и острыми, порождает прелесть прощания и нежность воспоминаний. Лучшие в мире произведения искусства воспевают не вечность, а временность: ушедшую любовь и цветок, который скоро увянет. Созданный мастером предмет отделяется от него и живет собственной жизнью. Дитя, взрослея, исполняется своих достоинств, не растворимых в том, что вложили в него мать и отец. Так и с миром. У него своя жизнь. И если есть существование за гробом и необходимость отчитаться перед Отцом и Промыслителем, почему надо зачеркивать те радости и свершения, что были ведомы на земном, досмертном пути? Для обоснования правомерности любви к этому противоречивому и грешному миру можно вьщвинуть несколько эмоционально-личностных аргументов: 1. Невозможно не любить тот мир, в котором живешь, ибо он твоя Родина. Тело — единственный достоверно известный способ существования нашего «я».
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 243; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |