Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 10. Социально-нравственные добродетели

Социально-нравственные добродетели

ние, столь типичное для семей прошлых столетий. Од-нодетность практически стала нормой, а ребенку, кото­рый вырос один, конечно, не хватает старших и млад­ших близких родственников.

В западных странах во многом потеснен институт де­душек и бабушек. Конечно, очень хорошо, что пожилые люди в развитых странах экономически обеспечены и не­зависимы, мы, россияне, можем только мечтать об этом. Но оборотной стороной независимости является холод­ность взрослых детей к своим престарелым родителям, внуков — к дедам и наоборот. Становятся все менее зна­чимыми, уходят в прошлое традиции семьи, достоинство рода, семейная гордость. А ведь они были прекрасными, если, конечно, не переходили в необоснованную занос­чивость и кичливость.

Несмотря на фиксируемый специалистами кризис семьи, на массовость разводов и множество матерей-одиночек, идеалы семейности все-таки не утрачены. В сущности, каждый человек хочет, чтобы его любили родители, хо­чет иметь хорошую жену или мужа, славных детей и гор­диться тем, что он способен заботиться обо всех своих близких. Любовь к семье остается признанной доброде­телью, желанной и сулящей много радости. Это застав­ляет с надеждой смотреть в будущее.


ЗАЧЕМ ВОСПИТЫВАТЬ ЧЕЛОВЕКА?

1. Какой человек нужен обществу?

Важнейшая функция морали — воспитательная. Мо­раль всегда участвует в подготовке нового поколения к будущей социальной деятельности, является существен­ным моментом в формировании сознания. В каком-то смысле моральное воспитание человека продолжается всю его жизнь, только в период взрослости оно перехо­дит в самовоспитание, в свободный выбор ценностных ориентиров, типа поведения и нравственно-психологи­ческих установок. Однако в детстве ребенок получает именно моральное воспитание, целенаправленное воз­действие извне: взрослые учат его, каким следует быть, объясняют, какого рода поступки и мысли находятся под моральным запретом, практически демонстрируют на­казания, следующие за нарушением моральных обязан­ностей. Правила нравственности преподаются в нераз­рывной связи с правилами этикета, ребенок одновре­менно получает представление о том, как следует оце­нивать себя и других, как себя вести с родными, в об­щественных местах, по отношению к выше- и нижесто­ящим на социальной лестнице. В детстве возникают нравственные привычки, которые переходят в автома­тизм действия: броситься на помощь слабому, помочь


Зачем воспитывать человека?

старику, уступить место малышу и т. д. Впрочем, эти привычки и автоматизмы не всегда носят черты высо­кой морали, они конкретно-историчны и полностью вы­ражают характер господствующих нравов. Так, нрав­ственной привычкой и нормой поведения может быть раболепие по отношению к начальству и хамство по от­ношению к людям зависимым.

Когда ребенок вырастает, он способен сознательно пересмотреть нравственные нормы, которые вменялись ему с детства, принять другую систему ценностей и сле­довать ей. Однако такой процесс представляет собой труд­ную морально-психологическую ломку, возможно, даже душевную революцию, так как ценности и тип поведе­ния, впитанные с молоком матери, прочно оседают в под­сознании, порой руководя человеком как бы помимо его воли. Вот почему моральное воспитание — такая важная и ответственная вещь.

Моральное воспитание в разное время и у разных лю­дей основывается на различных принципах и приемах и формирует порой противоположные ценностные ориен­тиры. С древнейших времен старшие в социальной груп­пе (племени, роде, семье) целенаправленно формирова­ли у младших определенные черты, испытывали, экзаме­новали их на соответствие заданному образцу поведения. Человеческое сообщество может жить и развиваться только тогда, когда оно «производит» индивидов, соответствую­щих его объективным потребностям. Правильно воспи­танный индивид, обладающий необходимым набором умственных, нравственных и физических качеств — это условие процветание социума, конкретной общественной группы. Именно поэтому общество никогда не оставляет воспитание на откуп жизненным случайностям, неуклон­но создавая подвижный слой разнообразных воспитате­лей молодого поколения (старейшины и наставники, няни и бонны, воспитатели детских учреждений и учителя, вожатые, тренеры и т. д.). Оно создает социальные ин-


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социально-нравственные добродетели. одежду, изготавливать детские игрушки | Лекция 10. статуты, специально занятые воспитанием, финансиру­ет их, организует детские сады, интернаты и пансионы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 554; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.