Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 10. и защищает, поддерживает, поэтому послушание есть важное качество для выживания

и защищает, поддерживает, поэтому послушание есть важное качество для выживания. Самостоятельные ре­шения занимают в жизни людей небольшое место и ча­сто трактуются как выполнение воли Бога (богов).

3.Традиционный человек ориентирован на сохране­
ние полученных с детства способов действия и поведе­
ния в течение всей жизни. Характеристики социальной
действительности меняются медленно, лишь на протяже­
нии существования нескольких поколений, поэтому в
рамках одной жизни эффективно работают идейные и
нравственно-психологические матрицы, заложенные в
раннем возрасте. Жесткость и неизменность принципов,
верность взглядам, впитанным с молоком матери — доб­
родетель традиционного общества.

4.Индивид, воспитанный в традиционном обществе,
испытывает высокую ответственность перед общностью,
которая его порождает и взращивает. Ответственность
перед Богом (богами) и перед социальной группой сли­
ваются воедино, так как именно высшие сакральные
силы вменяют данный порядок и поддерживают его. Об­
щность отвечает за человека как за свою часть, но и че­
ловек держит ответ перед нею и обязан жертвовать соб­
ственным благополучием и жизнью ради сохранения
общности.

Консервативный, патриотичный до ксенофобии, по­корный и высокоответственный перед другими человек — явление общества определенного типа. Он — реаль­ное, объективное историческое явление. Более того, в определенной мере патриотичность, верность принци­пам и умение поддерживать связь с прошлым имеют об­щечеловеческий и надвременной статус, т. е. не могут быть устранены нигде и никогда. Однако степень про­явления этих качеств исторически меняется. Современ­ная эпоха требует воспитания людей несколько иного типа, обладающих другими свойствами и достоинства­ми. Какими?


Зачем воспитывать человека?

Перемены, пришедшие к человечеству с утверждени­ем развитого рыночного общества и получившие особен­но яркое проявление в XX в., были прекрасно проанали­зированы такими авторами, как М. Вебер и Э. Фромм. М. Вебер подчеркнул целерациональный характер бур­жуазного разума, ориентированного на прагматическое достижение цели, а не на сохранение общинных святынь. Э.Фромм отметил стремительный рост индивидуальной свободы, оборачивающийся новыми трагедиями и про­блемами.

Современное общество, представленное ведущими странами мира и распространяющее свое влияние прак­тически на всю планету, прагматично, динамично. Со­временность применяет к ныне живущим людям новые критерии совершенства, в корне отличающиеся от пре­жних по набору качеств. Каковы же эти качества?

1. Человек обладает личной автономностью, способ­
ностью дистанцироваться от социальности и культуры, в
которой он вырос. Современный человек — активный
мигрант, он переезжает из страны в страну, с континен­
та на континент, адаптируясь в новых для него культур­
ных и социальных условиях. Ему свойственна мировоз­
зренческая открытость, способность критически отнес­
тись и к заветам собственных предков, и к наследию чу­
жих культур. Оборотной стороной этой критичности вы­
ступает терпимость, толерантность, без которой невоз­
можно вписаться в жизнь другого этноса и государства.
Конечно, патриотизм не отброшен в современном мире
как нравственная ценность, но ценностью стали здесь и
космополитические взгляды, стремление быть граждани­
ном мира. Дистанцированность от традиций своего на­
рода означает также позитивное отношение к новациям.
Нынче быть динамичным похвально, способность не за­
стревать во вчерашнем дне высоко ценится.

2. Если в традиционном обществе человек вписан в
жесткую систему предписаний и регламентации и подот-


Лекция 1О

четен ей, то в современном мире он гораздо свободнее. Здесь нет рецептов на все случаи жизни, нет жестко за­данных программ, освобождающих от проявления лич­ной воли. Конечно, неравенство социальных групп со­храняется, но этикет в современном массовом обществе достаточно универсален, внутригрупповые правила по­ведения размыты, и на улице вряд ли можно отличить богатого потомка аристократического рода от безродного интеллигента с умеренными доходами. Каждый сам вы­бирает стиль поведения, каждый сам отвечает за совер­шаемые поступки, которые подотчетны лишь закону, сам ищет путь в жизни и род занятий.

Общины в старом понимании больше нет, и покор­ность ее авторитету ушла в прошлое. Современность мо­рально одобряет самостоятельность и волю индивидов, которые рассчитывают только на самих себя, которые сами себя сделали. Чем легче и оптимистичней ты несешь бремя свободы вместе с сопровождающей ее ответственностью, чем увереннее принимаешь самостоятельные решения, тем выше твоя социально-нравственная ценность.

3. Современный мир высоко ценит творчество, но­вации, умение быстро приспособиться к новой обста­новке, «перестроиться на марше». Поэтому пожизнен­ная верность установкам, стереотипам, привычкам и при­емам, приобретенным в раннем возрасте, рассматрива­ется скорее как недостаток, чем как достоинство. Вся­кое устойчивое воспроизведение стереотипа понимает­ся как ригидность, неповоротливость. Это, конечно, не значит, что верность принципам совсем утратила свою роль, скорее сама система принципов стала более из­менчивой и динамичной. Человек должен уметь много раз в жизни менять профессию и специальность, овла­девать новыми представлениями о реальности, и его нравственные поступки и суждения должны соответ­ствовать конкретной обстановке. Моральное творчество — это гармоничное разрешение нетривиальных мораль-


Зачем воспитывать человека?

ных коллизий, для которых нет стереотипа, идущего из прошлого.

4. Современное общество, кроме ситуаций войны, не требует жертвенности от своих граждан, ибо оно основа­но на взаимовыгодности отношений социального целого и его членов. Однако тема ответственности не перестает быть актуальной. Правда, она трансформируется.

Во-первых, в огромной степени возрастает ответствен­ность перед самим собой. Наш современник находится в ситуации свободного выбора, где никто ему не учитель и не помощник. Каждый сам отвечает за свой успех или неуспех и в полной мере принимает на себя последствия совершенных поступков. Именно этот груз ответствен­ности, о котором мы уже говорили, и толкает людей прочь от свободы, в объятия личностных симбиозов (Э. Фромм) и тоталитарных организаций.

Во-вторых, благодаря разитию техники и технологии влияние человека на окружающую действительность и других людей стало поистине огромным. Одно дело по неаккуратности перевернуть телегу, а другое дело — ог­ромный пассажирский поезд, загрязнить один колодец или отравить целый океан. В связи с этим мы должны уметь отвечать за каждый свой шаг, за каждое решение, связанное с воздействием на других и на мир.

Таким образом, современное воспитание направлено на выковывание очень самостоятельного и ответственно­го индивида, который не может списать последствия сво­их дел ни на царя, ни на полководца, ни на деревенского старосту и вообще ни на кого. Конечно, формирование подобных характеров — непростой процесс, но именно такая ответственность востребована социокультурной си­туацией.

Модель, которую мы сейчас обрисовали, разумеется, достаточно абстрактна и акцентирует контраст между пре­жними и нынешними социально-нравственными ориен­тирами. Хочется подчеркнуть, что образ нужного обще-


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 10. статуты, специально занятые воспитанием, финансиру­ет их, организует детские сады, интернаты и пансионы | Зак. 49 353
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 300; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.