Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1.6 Деонтология в социальной работе




4.

3.

Развитие навыков этической оценки принимаемых решений

Глубокое изучение сущности этических норм и кодексов

Развитие высокой чувствительности к моральным факторам

Для тог, чтобы знание теоретических основ профессиональной этики проявилось в повседневной социальной практике, необходимо развивать у специалистов этическую восприимчивость. Такого рода восприимчивость неодинакова у разных людей. Практика показывает, что она может быть существенно развита за счет вовлечения социальных работников в обсуждение моральных и этических проблем их практической деятельности. Гуманизм в социальной работе должен быть не только теоретической основой, но и практическим содержанием деятельности; будущий специалист должен вырабатывать в себе привычку постоянной нравственной оценки явлений и действий с помощью имеющихся знаний и усвоенных взглядов.

Т. е социальные работники должны упражняться в совершении гуманных поступков, вмешиваться в ситуации негуманного отношения к людям, осуждать их и общественно выступать за справедливость.

Изучение этики социальной работы включено в программу профессионального образования. Но автоматического запоминания основных этических норм для специалиста мало. Моральность и нравственность должны стать основой личности специалиста. При этом этический кодекс должен обеспечивать основные принципы морального поведения, в соответствии, с которыми социальный работник строит свою деятельность. Специалисту необходимо уметь не только распознавать этическую сторону, но и выбирать из всей совокупности принципов и норм, входящие в этический кодекс, именно те, которые помогут в решении конкретной проблемы. Этический кодекс- это не сборник этических рецептов на все случаи жизни. Гораздо важнее понимание сущности этих норм, уметь идентифицировать их в практических ситуациях.

Социальный работник по своей сущности, всегда тесно связан с проблемами этического характера. Немаловажное значение имеет этический аспект принимаемого решения, который присутствует вне зависимости от сущности проблемы и способа ее разрешения. Социальный работник в своей повседневной деятельности часто сталкивается с необходимостью сделать выбор, наметить план действий, принять решение. Это решение должно быть не только эффективным, т.е. ведущим кратчайшим путем и с наименьшими затратами к намеченной цели, но и соответствовать этическим принципам и нормам.

Оказание социально- бытовых услуг - наиболее распространенный на сегодняшний день вид социальной работы. В этой сфере деятельности проявляются все закономерности социальной работы, в соответствие, с которыми и осуществляются действия социального работника. Эта деятельность социального работника направлена на преобразование условий жизнедеятельности личности клиента и положительную трансформацию самой личности социального работника.

В сфере оказания социально-бытовых услуг действуют специфические этические нормы и правила.

1. Работая с людьми, социальный работник несет ответственность не только за свое поведение и деятельность, но и за поведения и действия, условия жизнедеятельности и здоровье своих клиентов.

2. Деятельность социального работника включает в себя непосредственное общение с клиентом и его ближайшим окружением, в следствии чего, требует полного напряжения сил и отдачи.

3. Не смотря на то, что деятельность социального работника в профильном учреждении социальной защиты связана с одной категорией клиентов, имеющих общие проблемы, ему следует учитывать конкретные особенности обстоятельств жизни и индивидуальные черты личности каждого из них.

4. В отличие от представителей многих профессий, также работающих с людьми, социальный работник имеет дело не с какой – либо одной стороной жизнедеятельности или личности клиента, а с целостностью, совокупностью его личностных качеств и жизненных обстоятельств и в своей работе обязан учитывать все факторы.

5. Эффективность деятельности социального работника сложно оценить по конечным результатам его работы (например, можно ли сказать, что результат работы положителен, если разводящаяся семья отозвала из суда заявление о разводе - иногда большим благом является расторжение брака, нежели его формальное сохранение), хотя определенные критерии оценки имеются.

Приступая к работе по социально-бытовому обслуживанию клиента (пожилого человека или инвалида, семьи и т.п.), социальный работник обязан ознакомить его с перечнем тех услуг, которые клиент может получить от данной социальной службы, и с порядком их предоставления. Памятка, содержащая перечень оказываемых услуг, разрабатывается социальной службой в расширение федерального перечня клиенту. Если у клиента возникают вопросы о его правах на количество и качество услуг (бесплатных, полностью или частично оплачиваемых), следует дать ему соответствующие разъяснения; в противном случае клиент имеет право предъявить претензии социальной службе.

Социальный работник всегда принимает участие в реализации социальной политики, оказывая помощь клиентам в рамках основных направлений государственной и региональной социальной политики. Однако с большей или меньшей активностью он принимает участи и в ее формировании. Так, например, социальный работник ведет учет клиентов и выявляет их потребности в конкретных видах помощи и социальных услуг. Эти сведения, обобщаются, составляя основу для планирования комплексов мероприятий, направленных на решение наиболее типичных и актуальных проблем клиентов.

Социальный работник выявляет отдельных клиентов и распределяет их по группам - эти сведения служат основой для разработки целевых комплексных программ, направленных на решение проблем групп и слоев населения. таким образом каждый социальный работник принимает участие в формировании социальной политики.

Профессиональная мораль требует, чтобы этот вид деятельности проводился социальным работником в полном соответствии с ее основными принципами и правилами, т.е. с ориентацией на благо клиента и общества. Например, умышленное снижение показателей нуждающихся в социальной помощи может привести к недофинансированию данной категории клиентов.

Многие социальные работники собирают и обрабатывают информацию, которая будет положена в основу социальной политики, и он обязан обеспечить качество и достоверность сведений, получаемых от клиентов и о клиента (в том числе и потенциальных). Никакие предпочтения, взгляды и убеждения социальных работников не должны оказывать влияния на качество и достоверность получаемой и перерабатываемой информации.

 

 

План:

1. О понятии деонтологии как отрасли научного исследования, место деонтологии в социальной работе.

2. Ответственность и долг социального работника перед обществом и государством.

3. Ответственность и долг социального работника перед профессией.

4. Ответственность и долг социального работника перед коллективом (коллегами).

5. Ответственность и долг социального работника перед клиентом и его близкими.

6. Долг социального работника перед самим собой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 857; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.