Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2.1 Стили общения в социальной сфере




6.

5.

4.

3.

2.

1.

Термин «деонтология» (от греческого должный) используется для обозначения учения о должном поведении, поступках, образе действий и был введен в 18 веке английским философом И. Бентамом. Первоначально Бентам вкладывал в это понятие довольно узкое религиозно- нравственное содержание, имея ввиду долг и обязанности верующего перед Богом, религией, религиозной общиной, а затем употребил его для обозначения теории нравственности в целом. Вскоре понятие «деонтология» стало применяться несколько в ином смысле - в качестве термина, обозначающего должное поведение, поступки и действия отдельной личности или специалиста, а не только верующего, по отношению к его религиозным обязанностям.

Практически каждая профессия формирует собственное представление о должном. На основании представлений о должном складываются требования к поведению и действиям, которые в отношении специалиста выступают как его профессиональные долг и обязанности. В понятие профессионального долга всегда входят не только функциональные обязанности представителей той или иной профессии, но ответственность этих людей перед профессией как таковой, перед обществом.

Долг - категория как общей так и профессиональной этики, выражает общественные и профессиональные связи специалистов и представляет собой совокупность его обязанностей перед государством, обществом, коллегами, профессией, клиентами, перед собой. Сознание своего долга определяет поведение специалиста, выбор им определенных норм морали, которым он следует в своей повседневной практической деятельности. В отличие от профессиональных обязанностей, профессиональный долг воспринимается специалистом не как нечто, навязанное извне, а как внутренняя нравственная потребность, глубокая убежденность в необходимости определенных действий.

Если долг специалиста состоит в том, чтобы в конкретной ситуации осознать и практически реализовать требования профессиональной морали, то его профессиональные обязанности определяются с точки зрения выполнимости долга. Ответственность без долга беспредметна, она никогда не выступает изолированно. Социальный работник обязан (и это его долг) предвидеть последствия своей деятельности, особенно негативные последствия, в соответствии с известным принципом «не навреди» Гиппократа. И если он не соблюдает этот принцип, то несет за это меру ответственности (наказание).

Применительно к социальной работе деонтология – это комплекс профессиональных, правовых и морально- этических правил, составляющих понятие профессионального долга социального работника.

Деонтология социальной работы - это комплекс норм, установлений и предписаний о долге и профессиональных обязанностях, ответственности социального работника перед обществом и государством, перед социальной работой как профессией и социальным институтом, перед коллегами и перед клиентом социальной службы.

Таким образом, профессиональный долг специалиста- это те требования, которые общество, профессия, коллектив, клиенты и он сам предъявляют к поведению и действиям, и то, в чем он сам испытывает потребность и за что несет ответственность.

Долг выступает перед специалистом в виде обязанностей, соблюдение которых становится его внутренней, нравственной потребностью.

Осознание социальным работником своего долга означает:

q высокий профессионально- квалификационный уровень как гарант качества работы;

q четкое знание своих профессиональных обязанностей, добросовестное и неукоснительное их выполнение;

q профессиональная деятельность строго в рамках нормативно- правовой базы;

q глубокую убежденность в необходимости выполнения своих профессиональных обязанностей, поскольку этого требуют интересы общества, коллектива учреждения социальной защиты и клиента;

q высокую организованность и сознательную дисциплину, привычку к должному поведению;

q наличие волевых качеств, необходимых для выполнения своего профессионального долга;

q стремление постоянно совершенствоваться в профессии, осваивать новые знания, приобретать опыт практической деятельности.

Деонтология социальной работы включает в себя определенные принципы:

§ личной ответственности за порученное дело как в правовом, так и в моральных отношениях;

§ компетентности специалиста;

§ рационального подхода к решению поставленных задач;

§ соответствия полномочий и ответственности;

§ правовой регламентации деятельности;

§ подотчетности;

§ инициативы и творческого подхода;

§ организованности и дисциплины;

§ контроля и проверки исполнения;

§ критического подхода к оценке деятельности, возможностей своих и клиентов;

§ доверия и свободы действия.

Ответственность и долг социального работника перед обществом и государством.

Уже само выполнение социальным работником его профессиональных обязанностей, достижение поставленных целей совпадает с интересами общества. Решая ту или иную задачу, социальный работник руководствуется различными интересами: интересами клиента, личными интересами, профессиональными интересами, которые в главном совпадают с общественными.

Философы эпохи просвещения – И. Кант, К.А. Гельвеций, Ж.Ж. Руссо считали, что если интересы, которыми руководствуется человек, совпадают с интересами общества, то его поступки в меньшей степени нуждаются в моральной регламентации. Государство стремиться обеспечить человеку все права, изложенные в Конституции и для этого создаются социальны службы, они призваны осуществлять деятельность в отношении тех граждан, которые имеют объективные и субъективные ограничения жизнедеятельности, затруднения в реализации своих конституционных прав и находятся в трудной жизненной ситуации. Для многих людей существование института социальной работы является единственной действенной гарантией реализации права на образование, охрану здоровья, труд и др.

Поручая социальному работнику заботу о социально уязвимых гражданах, общество и государство предоставляет ему необходимые для этого полномочия; государство и общество возлагают на специалиста двойную ответственность- за действия и последствия этих действий самого социального работника и за деятельность его клиентов.

Одной из главнейших целей деятельности социального работника является улучшение или восстановление условий жизнедеятельности клиента и в связи с этим- оптимизация его жизнедеятельности как таковой. Подобный результат социальной работы для общества и государства является целеполагающим - в этом смысл и цель существования в любом обществе системы социальной защиты населения.

Не только социальные работники, но и их клиенты обладают большей или меньшей социальной активностью. Направить эту активность клиентов в нужное русло, придать ей глубокий социальный и нравственный смысл и общественную значимость - одна из целей социального работника, за достижение которой он несет ответственность перед обществом и государством. На пример для государства очень важно, что благодаря профессиональной деятельности социального работника люди избавляются от социальных заболеваний – алкоголизма и наркомании и вновь становятся полноценными гражданами (получают работу, начинают платить налоги, перестают совершать правонарушения).

Ответственность и долг социального работника перед профессией.

Социальные работники, занятые своей профессиональной деятельностью, не только оказывают конкретную помощь клиентам, не только решают проблемы общества, но и утверждают в обществе свою профессию как неотъемлемую сферу жизнедеятельности общества, как необходимую для благополучия и стабильности общества и государства работу. Т.е. осуществляют социальную рекламу своей деятельности, доказывают, что она необходима.

Повышение престижа социальной работы как профессии напрямую зависит от того, каково мнение о ней клиентов и государства, общественных организаций, именно этими мнениями определяется в большей мере будущее профессии.

Вопрос: что должен предпринимать социальный работник и как он себя должен вести, чтобы повысить престиж своей профессии?

Долг социального работника перед своей профессией требует реализации ее гуманистического потенциала в обществе, утверждения социальной работы как необходимого общественного института, имеющего высокую престижность и значимость в глазах общества.

Важнейшими принципами ответственного отношения социальных работников к своей профессии, являются следующие:

§ отношение к своему труду как главному делу своей жизни;

§ как к деятельности, имеющей большую социальную ценность и значимость;

§ как к средству реализации своих способностей, потребностей и социальных идеалов.

Несмотря на то, что термин «социальная работа» в последнее время стал ближе и понятнее гражданам России, тем не менее уровень и качество знаний общества об этой профессии все еще низки. Поэтому долгом социального работника перед своей профессией является пропаганда знаний о ней, реклама социальных услуг, формирование положительного общественного мнения об этом роде деятельности.

Престиж профессии- это престиж ее представителей, оценка обществом их деятельности и морального облика, их социальной значимости. В этой связи социальный работник обязан поддерживать моральную чистоту профессии, заботиться о собственном моральном облике, не допуская никаких проявлений в ущерб интересам дела, отступлений от принципов и норм этики социальной работы.

Высокий статус социальной работы в обществе может помочь учреждениям социальной защиты решить наболевшие финансовые вопросы, вызвать приток спонсорских средств, расширить возможности учреждений социальной защиты, что окажет положительное влияние на реализацию потребностей клиентов.

Ответственность социального работника перед коллективом (коллегами).

Трудовому коллективу учреждения системы социальной защиты населения свойственны такие же нравственные отношения, как и любому другому трудовому коллективу, однако между социальными работниками существуют и специфические черты взаимоотношений, обусловленные особенностями социальной работы как профессии.

Социальная работа является делом не только одного конкретного социального работника, но и всего коллектива учреждения социальной защиты. Само существование учреждения социальной защиты невозможно без наличия в нем единого, сплоченного коллектива, оказывающего весь спектор социальных услуг в соответствии со своим профилем. Поэтому профессиональным долгом каждого социального работника является поддержание и сплоченность коллектива, в котором он работает, создание в нем атмосферы товарищества и взаимной поддержки, поскольку усилия коллектива как единого целого приносят результаты неизмеримо более высокие, нежели усилия одиночек. Профессиональным долгом социального работника по отношению к коллегам, коллективу, в котором он работает, является подчинение своих действий и поведения единым для всего коллектива целям, содействие коллегам и достижение этих целей, обеспечение согласованности действий всех членов коллектива.

Каждый социальный работник несет ответственность за эффективность деятельности всего коллектива. Такая ответственность накладывает обязанности: он должен согласовывать свои действия с действиями коллег, обмениваться с ними опытом, учиться у них мастерству и обучать менее опытных, относится с уважением к лучшим традициям коллектива, изыскивать новые, более эффективные формы и методы работы.

В отношениях с коллегами основными моральными нормами социальных работников являются открытость, честность, доброжелательность и взаимная поддержка и выручка, высокая требовательность к коллегам- и еще более высокая к самому себе. Социальный работник не в коем случае не должен стремится поднять свой собственный престиж за счет принижения других специалистов или за счет создания видимости кипучей деятельности.

Но такие отношения не должны исключать естественно критики коллегами друг друга. Слабое развитие критики в коллективе приводит к тому, что она воспринимается как негативное явление, а критикуемые относятся болезненно к замечаниям в свой адрес, даже тогда, когда понимают их объективность и правильность.

В полной мере должно сохраняться и критическое отношение к руководителю. Руководитель, который считает, что открытая критика подрывает их авторитет, не может добиться высоких результатов в работе. Каким бы опытным он не был, недочеты все же бывают, а его подчиненные их видят, но если при этом не высказываются открыто, то мешают руководителю своевременно устранить ошибки и снижают качество работы всего коллектива.

Профессиональным долгом по отношению к коллегам является и оказание им всесторонней помощи. Передача своего мастерства коллегам повышает профессиональный уровень всего коллектива и тем самым повышают эффективность работы, а следовательно значимость и авторитет, самоуважение и взаимоуважение социальных работников.

Ответственность социального работника перед клиентом и его близкими.

Система отношений «социальный работник- клиент» и «социальный работник – окружение клиента» играет в социальной работе важнейшую роль. Эти отношения обусловлены социальными обстоятельствами: клиент нуждается в содействии социального работника, а социальный работник обязан оказывать ему помощь.

Социальный работник не имеет права выбирать себе клиентов, а тем более его окружение; клиент же вправе требовать замены социального работника, если для этого есть основания. Несмотря на то, что между социальным работником и клиентом устанавливаются партнерские отношения, по силе влияния на партнера более активной стороной является социальный работник, поскольку его действия и поступки имеют решающее значение для клиента и решения его проблем.

Социальный работник заинтересован в укреплении и совершенствовании отношений с клиентом и его близкими, однако это не всегда зависит от социального работника. Клиент, в отличие от социального работника не в такой степени заботится об установлении доброжелательных отношений, так как он знает, что как бы он не относился к социальному работнику, тот все равно обязан будет выполнить свой профессиональный долг.

Особенно следует выделить такое требование к отношению социального работника к клиенту, как изучение социальным работником внутреннего душевного мира клиента. Приступая к профессиональной деятельности с клиентом, знакомясь с его проблемами, решая эти проблемы, социальный работник неизбежно вторгается в личную жизнь человека, соприкасается с его духовным миром. Духовный мир человека - наиболее тонкая, деликатная сфера, грубое, бесцеремонное вторжение в нее может привести к неправильным негативным последствиям. Поэтому социальный работник должен внимательно, доброжелательно, чутко относится к мыслям, эмоциям, переживаниям клиента.

Долг социального работника перед самим собой.

Социальный работник является человеком, личностью, вступающей в определенные отношения в силу своих профессиональных обязанностей и поэтому, помимо долга по отношению к клиентам, профессии, коллегам и обществу, он обязан выполнять долг перед самим собой

Свои обязанности социальный работник выполняет не только потому, что его деятельность нужна обществу, необходима клиентам, но она необходима и ему самому, поскольку о твечает его внутренним потребностям, способствует реализации его личностного потенциала. Деятельность социального работника постоянно оценивается людьми. У человека постепенно вырабатывается потребность в высокой оценке своей профессиональной деятельности, своего авторитета. Оценка качеств специалиста и завоевание авторитета у общественности на прямую зависит от того, насколько полно социальный работник выполняет свои профессиональные функции и нравственный долг. Поэтому долг социального работника по отношению к самому себе - постоянное профессиональное и духовно- нравственное совершенствование.

Но специалист не должен ограничиваться лишь внешним проявлением уважения к нему, потребность в объективной, заслуженной оценки достоинств и профессиональных качеств личности - вот истинный показатель профессионализма социального работника.

Достоинство социального работника начинается с объективной оценки самого себя, своих качеств, возможностей и способностей. Завышенная самооценка специалиста, гипертрофированное чувство собственного достоинства, переходящее в самодовольство и самолюбование, отсутствие самокритичности, являются качествами, отрицательно сказывающимися на перспективах личностного роста специалиста. Специалист, считающий процесс своего развития законченным, доведенным до вершины, на самом деле неспособен к совершенствованию.

Долгом социального работника по отношению к самому себе является завоевание высокого авторитета в общественном мнении.

Авторитет социального работника может быть как формальным, так и неформальным. Формальный авторитет специалиста представляет собой, по сути, авторитет его профессии и должности. Неформальный авторитет является показателем моральной значимости и степени влияния специалиста на клиента или его окружении. Авторитет социального работника может быть основан только на его действиях, его достоинствах и заслугах как профессионального, так и личностного порядка. Не следует рассчитывать в профессиональной деятельности на свой профессиональный статус как на условие, необходимое и достаточное для завоевания прочного авторитета. Завоевания авторитета- процесс длительный и трудный, имеющий особенность: чем меньше социальный работник думает об авторитет и чем больше о своей профессиональной деятельности, тем выше его авторитет.

 

Раздел 2. Этика партнерских взаимоотношений и общения в социальной работе.

План:

1. Понятие «общение в социальной сфере». Классификация стилей общения.

2. Типология профессиональных позиций социального работника.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1227; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.