Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уровни взаимоотношений социального работника и его клиента

ЗИМА

ОСЕНЬ

ЛЕТО

ВЕСНА

Животный мир просыпается раньше, чем растительный. Деревья еще стоят голые, нет травы и цветов, а в городе на солнышке можно встретить первых бабочек-лимонниц, капустниц, траурниц. Из щелей вылезают комары. И все- таки по- настоящему весну открывают птицы. (грач, скворец, жаворонок). После вскрытия рек появляются водоплавающие птицы. (трясогузка, которая по народному поверью, хвостом лед раскалывает)Весной птицы торопятся и летят с гораздо большей скоростью, чем осенью. В конце апреля и начале мая прилетает основная масса птиц. Позже всех прилетает ласточка, соловей и кукушка. Их прилет совпадает с массовым появлением мух и комаров. Прилет птиц по времени связан в основном с наличием необходимого для них корма. В конце мая птицы начинают петь: скворцы, зяблики, дрозды, соловей. Пение птиц напрямую связано с выбором пары и строительством гнезда. В начале мая можно услышать кукование кукушки, причем кукует только самец. Весной кукование очень долгое, а летом кратковременное.

После откладывания яиц начинается их высиживание и выкармливание птенцов. В этот период в лесу становится тише, так как птицы практически без перерыва день и ночь кормят птенцов, причем птенец к вечеру может и должен весить вдвое больше, чем утром. За время кормления птицам приходиться по 500-600 раз летать к гнезду, уничтожая тысячи насекомых.

Зерноядные птицы так же выкармливают своих птенцов насекомыми, но когда птенцы подрастают, взрослые особи кормят их семенами сорных растений, принося этим огромную пользу растительному миру. Следует особо отметить кукушку. Большинство этих особей не вскармливают своих птенцов, а подкладывают яйца в гнезда других птиц. Кукушонок, вырастая, выбрасывает из гнезда своих неродных братьев и сестер, и приемные родители продолжают кормить его одного. В дальнейшем кукушка вполне оправдывает тот ущерб, который она наносит птицам. До 100 гусениц, волосатых и очень ядовитых, которыми не кормиться ни одна птица, съедает кукушка в день.

Как только солнце пригревает водоемы, в них начинает плавать и размножаться большое количество насекомых. Их отличительная черта- большая плодовитость. Тля, например, относящаяся даже к малоплодовитым насекомым, за одно лето дает 12-18 поколений. И если бы не такое насекомое, как божья коровка и ее личинки, многие растения, лишенные соков, погибли бы. Божья коровка съедает в день около 100 тлей, а личинки-до 250 тлей. Муравьи за летние месяцы уничтожают до 5 миллионов насекомых, личинки и гусеницы многих вредителей леса. Жужелицы и стрекозы съедают не одну сотню вредных насекомых.

У рыб весной начинается весенний ход, поэтому они устремляются к верховьям рек, чтобы метать икру в ее истоках. Первыми мечут икру щуки, затем ерши, сомы, окуни и т.д. Земноводные: лягушки мечут икру в количестве 3-7 тысяч икринок, но за период развития большинство икринок и головастиков погибают. Надо знать: у лягушек поют только самцы, привлекая лягушек- самок к спариванию.

Млекопитающие:

- до конца мая пушные звери линяют, сбрасывая свою теплую шерсть и меняя ее на более легкий летний покров.

-выводят детенышей примерно в такой временной последовательности:

*медведица-февраль (2-3)

*зайчиха-март (8-12)

*белка-март (5-6 слепых и беспокровных)

*волчица-апрель (2-3)

*лисица- апрель(10 и более)

*ежиха- май (3-5)

Последними появляются детеныши у копытных.

 

Этот период характеризуется развитием и увеличением потомства у всех животных. Эта наиболее благоприятная пора для расцвета жизни: много тепла, света, пищи.

В мире насекомых этот процесс увеличения особей заметен более всего. В жаркие дни мошки, слепни, комары мучают не только домашний скот, но и диких зверей, которые вынуждены скрываться от них в водоемах или на открытых местах. Над цветущими лугами летает множество насекомых, среди которых выделяется шмель, самый лучший опылитель клевера.

В июне начинают линять охотничьи птицы: утки, тетерева, глухари. В августе птицы начинают собираться в стаи и кочевать. У многих зверей подрастает молодняк и начинает самостоятельную жизнь, у рыб в водоемах- время нагула и набора веса. Постепенно все готовится к встрече осени.

Большинство птиц готовится к осеннему перелету, полностью заканчивая перьевую и пуховую линьку. Перед перелетом птицы начинают жиреть, так как впереди предстоит долгий путь и потребуется много сил и энергии. Сначала стаи кучкуются, а затем покидают родные места. Первыми улетают насекомоядные птицы: стрижи, ласточки, соловьи. Как только примерзают водоемы, в путь поднимаются водоплавающие птицы. Существуют основные формы формирования птичьих стай:

=углом и клином (журавли, гуси)

=шеренгой, гуськом (гуси, утки, чирки)

=скученной стаей (скворцы, свиристели)

=беспорядочной стаей (кулики, все воробьиные)

=в одиночку (кукушки и др)

Поздней осенью прилетают зимние птицы: снегири, чечетки, свиристели, клесты (питаются ягодами и семенами, оставшимися в зимний период)

Остаются зимовать: дятел, поползень, пищуха, синица, воробьи, галки, вороны. Их называют оседлыми.

Насекомые. Общее число их осенью снижается, кроме пауков. Их количество наоборот увеличивается, поэтому осенью часто можно увидеть летающую паутину и маленькими пауками. Ветер разносит эти паутинки очень далеко, и таким образом паук меняет свои территории.

Рыбы начинают собираться к местам своих зимовок. Земноводные. Лягушки прудовые опускаются на дно водоема, зарываются в них и таким образом перезимовывают. Травяные зимуют на дне глубоких ям, под камнями в норах. Змеи собираются по нескольку десятков, скручиваются в комок и зимуют в сухих ямах или под пнями.

Ящерицы прячутся под сухой корой

Звери. У них происходит смена шерсти. Она становится более густой и теплой. Всех животных по способу зимовки можно разделить на:

-животные, которые ложатся в спячку (бурый медведь, барсук, енот, еж) Это своеобразный долгий анабиоз-оцепенение, все процессы этих животных замедляются.

-активный образ жизни. Эти животные готовят себе припасы (белки, зайцы, волки, лисы.

По способу перезимовки можно выделить несколько групп животных:

1 группа: животные впадающие в биоценоз (насекомые, земноводные, пресмыкающиеся)

2 группа: животные, впадающие в состояние зимнего сна (еж, медведь, барсук и т.д.)

3 группа: животные, делающие на зиму припасы

4 группа: животные, ведущие активный образ жизни в поисках пищи (волк, лиса, заяц, лось и др.)

 

Процесс социальной работы всегда представляет собой совокупность объективно обусловленных интересов его участников. Основные виды интересов, представленных в социальной работе, могут быть объединены в 5 групп.

1. Личные интересы социального работника:

· стремление при меньших затратах добиться лучших результатов

· стремление к улучшению условий труда, его должной регламентации и справедливой оплаты, избавлению от лишних, не свойственных социальному работнику обязанностей

· выбор такого количества и качества труда, которое давало бы максимальное удовлетворение и возможность полного самовыражения и самореализации в профессиональной деятельности и обеспечивало бы условия для его профессионального и квалификационного роста, а следовательно, повышения социального статуса.

2. Интересы клиента социальной службы:

· стремление максимально с помощью социальной службы и конкретного социального работника реализовать свои интересы: улучшение условий жизнедеятельности, повышение качества жизни, достижение уважения со стороны окружающих и самоуважения, достоин­ства. При этом он старается, иногда неосознанно, приложить ми­нимум усилий к реализации собственных же интересов, перело­жив свои заботы на плечи социального работника, и получить желаемые блага в полном объеме.

3. Интересы социального окружения клиента. Они могут быть вы­делены в отдельную группу интересов, поскольку не всегда совпадают с интересами клиента социальной службы. На­пример, родственники клиента могут представлять себе конеч­ный результат деятельности социального работника иначе, чем видят это и социальный работник, и его клиент. Причину такого несовпадения интересов следует искать в том, что социаль­ное окружение клиента социальной службы может усматривать в действиях социального работника возможность реализации собственных, не имеющих отношения к благополучию клиен­та, интересов (например, избавиться от надоевших хлопот по уходу за престарелым или больным, получить на основании дарственной его имущество и т. п.).

4. Интересы профессиональной группы социальных работников:

· повышение престижа профессии

· создание благопри­ятных условий для функционирования и развития социаль­ной работы

· стабильность трудовых коллективов и отношений в них

· создание обстановки взаимопонимания и сотрудничества как внутри профессиональной группы, так и с внешними организациями

· разработка и внедрение новых форм и методов работы

 

5. Интересы общества:

· до­стижение стабильной обстановки в государстве на основе гармо­низации интересов различных групп и слоев общества

· оказание профессиональной высокоэффективной помощи гражданам, ограниченным в силу различных причин в своих возможностях

· выравнивание возможностей граждан в реализации их основных прав

· активизация личностного потенциала каждого индивида

В теории и практике социальной работы постоянно обсуждается вопрос, что в профессиональной деятельности может являться приоритетом — интересы клиента, которые социальный работник представляет от его имени перед обществом, или интересы общества, от чьего имени выступает социальный работник в качестве государственного чиновника. Ответов на этот вопрос может быть три.

1. Интересы государства и общества превыше интересов от­дельного человека, в данном случае – клиента социальной службы. В дореволюционный период и период советской власти интересы лично­сти были полностью подчинены интересам общества и госу­дарства, отдельный человек, несмотря на лозунги, ничего не значил, его интересами постоянно жертвовали во имя вели­кой цели, которую ставило перед собой общество, – построе­ние светлого будущего. Находясь в подобных условиях, человек как бы растворяет­ся в общей массе, становится незначительным «винтиком» в большой государственной машине; он усваивает образ мысли, в соответствии с которым от него ничего не зависит и ему не следует ожидать блага для себя лично, так как человек — нич­то, государство – все. Такое мировоз­зрение порождает психологию социальной пассивности, отстраненности и отчуж­дения от общества. Несмотря на формальную подчиненность интересов индивида интересам государства, на деле и государ­ственные интересы терпят ущерб – пассивность граждан силь­но тормозит общественное развитие.

Однако историческая практика показывает, что даже если решения принимаются от имени народа, это вовсе не означает, что они принимаются в интересах народа, т. е. большинства.

Применительно к социальной работе в современных социально-экономических условиях приоритет государственных и общественных интересов означает, что интересы клиента социальной службы могут в значительной степени игнорироваться, хотя граждан, нуждающихся в социальной помощи и поддержке, большинство. В этом случае системасоциальной защиты из института, необходимость которого для большинства населения подтверждается самой жизнью, вращается в пустую формальность, существующую лишь в качестве ширмы, за которой укрывается единственная реальная цель государства – построение рыночной экономики любой ценой.

2. Интересы отдельного клиента социальной службы превыше интересов общества. С одной стороны, такой подход дает социальному работнику наивысшие полномочия для защиты интересов клиента и клиент начинает практически ощущать свою высокую социальную значимость, свою ценность для общества. С другой стороны, возникает закономерный вопрос: над чьими конкретно интересами возвышаются интересы клиента социальной службы? От кого должен социальный работник защищать клиента?

Общество — это не абстрактность, это люди. Именно от них социальный работник, руководствуясь данным подходом, дол­жен защищать своего клиента, выше интересов других людей ставить интересы одного человека. Общество, т. е. всех лю­дей, можно в этом случае рассматривать как силу, антагонис­тичную и враждебную клиенту, чем, собственно, и вызвана ситуативная необходимость его защиты.

Такую точку зрения можно было бы поддержать, если бы людей, нуждающихся в социальной защите, было меньшин­ство. Можно было бы утверждать, что общество как монолит стоит на защите собственных интересов, т. е. интересов людей сильных, умеющих постоять за себя. Люди слабые, не умеющие или не имеющие возможности хотя бы в сред­них для такого общества условиях отстаивать свои интересы, оказываются в невыгодных по сравнению со средним гражда­нином условиях — общественные стандарты, может быть, объективно не чрезмерно высокие, для них оказываются непреодолимыми. Тем самым общество как бы противостоит своим слабейшим членам и отторгает их, чем и вызвана необ­ходимость защиты их интересов, защита их самих от обще­ства, так как у общества необходимости в защите со стороны социальных служб нет, оно в состоянии решить свои проблемы самостоятельно.

Однако в настоящее время ситуация складывается не столь благополучно. По подсчетам специалистов, подавляющее большинство населения России (около 80%) нуждается в той или иной степени в социальной помощи и поддержке. В такой ситуации вопрос о приоритете интересов клиента социальной службы над интересами общества становится чисто риторическим: мы при­ходим к парадоксу, заключающемуся в том, что интересы од­ного обездоленного индивида необходимо поставить выше ин­тересов миллионов других точно таких же обездоленных инди­видов.

В более знакомой интерпретации эта формула звучит «человек человеку — волк», причем социальный работник в этой системе отношений выступает как активный пособник формирования подобных «волчьих» взаимоотношений в обществе и своими действиями разрушает стабильность социума. Более того, он становится инструментом, разрушающим остатки социальной справедливости в обществе: в данных социально-экономических условиях, поставив интересы своего действительного клиента выше интересов клиентов потенциальных, «скрытых», социальный работник должен отдавать себе отчет в том, что проблемы клиента можно решить только за счет ущемления интересов остальных индивидов и социальных групп.

|Таким образом, социальный работник не только практически не может достичь одной из важнейших целей социальной политики и социальной работы (гармонизация общественных отношений, понижение уровня эмоциональной напряженности в обществе), но уже на теоретичес­ком уровне отказывается от этого, считая приоритетными интересы сравнительно небольшой группы людей – своих клиентов, а не интересы «скрытых» клиентов.

3. Гармонизация, сочетание интересов клиента социальной службы и общества. Такой подход представляется оптимальным, ибо он полностью соответствует одной из важнейших закономерностей социальной работы – решению социальных проблем через личностные, личностных – через единичные. Подключаясь к решению проблем клиента, социальный работник не противопоставляет его обществу: Напротив, в этом случае он видит в обществе надежного союзника и партнера. Руководствуясь в своей деятельности интересами как клиента, так и общества, соци­альный работник должен будет решать сложнейшую задачу – оказывать помощь клиенту не за счет других членов общества, а с их помощью, не за счет ущемления интересов клиента или обще­ства, а максимально удовлетворяя интересы и тех, и других.

Эта задача, безусловно, сложна, однако в нынешней соци­ально-экономической обстановке она представляется един­ственно верной, поскольку другие подходы ведут к еще боль­шему разобщению людей, распаду общества на отдельные, враждебные друг другу группы, чьи интересы не представля­ется возможным согласовать, привести к единству. Именно в связи с существующей опасностью раскола общества на враждующие группы, Этический кодекс, приня­тый Международной федерацией социальных работников, в основных своих принципах и положениях требует от социаль­ного работника умения сочетать интересы клиента и общества, гармонизировать их, а не противопоставлять друг другу.

В чисто практической плоскости реализации интересов общества и клиента социальный работник по отношению клиенту может выступать со следующих позиций.

1. Являясь представителем общества и государства, социальный работник находится как бы «над клиентом», занимает главенствующее положение.

В этом случае диапазон отношений социального работника к клиенту размещается между отношениями покровительства клиенту до диктата над ним. Социальный работник полагает в этом случае, что он вправе принимать решения о судьбе клиента без его согласия, определять виды и формы помощи, предоставляемые клиенту, их количество и качество и др. Отношения социального работника и его клиента имеют строго субъектно-объектный характер. От клиента требуется только одно – пассивность и готовность принять то, что социальному работнику от имени государства и общества будет угодно предоставить. В этом случае социальный работник не только нарушает право человека на свободу выбора но и невольно способствует ухудшению психологического самочувствия своего клиента, лишая его возможности проявлять инициативу. Действующее законодательство запрещает отнимать у человека право выбора линии поведения, своего стиля жизни, убеждений, привычек, если они не наносят вреда обществу и самому клиенту.

2. Клиент, исходя из приоритетности его интересов, главенствует над социальным работником. При таком построении взаимоотношений в системе «социальный работник – клиент» мы приходим к лозунгу «клиент всегда прав», который не только не отражает действительной сущности этих отношений, но и явля­ется вредным как для системы социальной защиты и конкретно­го социального работника, ее представляющего, так и для самого клиента, и для общества в целом. Если клиент всегда прав, он может требовать от социального работника и системы социаль­ной защиты всего, что ему хочется, в любых количествах и любо­го качества, не заботясь о правомерности и выполнимости своих требований. Такие взаимоотношения социального работника и его клиен­та ведут в тупик. Это положение недопустимо теоретически и невозможно практически, поскольку система социальной защиты даже при самой благоприятной социально-экономической ситу­ации обладает ограниченными ресурсами, которые могут быть предоставлены клиентам с учетом их рациональных потребнос­тей, возможностей общества и в соответствии с принципом со­циальной справедливости.

3. Партнерские отношения. Такая форма взаимоотношений наилучшим образом отвечает интересам как клиента, так и социального работника, и общества в целом. В этом случае социальный работник и клиент не только совместно обсуждают проблему и возможные пути ее решения, приходя к консенсусу, но совместно принимают участие в решении поставленных задач. Отношения сотрудничества повышают веру клиента в свои силы, заинтересованность, развивают его инициативу и творческие способности, повышают его достоинство и самоуважение, уважение со стороны окружающих. |Общество также выигрывает при подобном подходе: снижается уровень социальной напряженности в обществе за счет того, что большее количество людей чувствует себя в нем комфортно; становится больше людей социально активных, что позволяет минимизировать степень вмешательства социальных служб.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 2. Сезонные изменения в животном мире. Причины и особенности этих изменений | Этическая ответственность социальных работников перед клиентами
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 713; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.