КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Работа с персоналом и эффективность проведения изменений
В работе с персоналом в концепции кайзен основное внимание уделяется двум взаимосвязанным направлениям: уменьшению индивидуального сопротивления работников изменениям и вовлечению их созидательную работу по проведению перемен. Растущее число исследований об успешном осуществлении перемен подтверждает вывод о том, что психодинамика изменений, происходящих с индивидом, очень близко напоминает то, что имеет место в организации, осуществляющей перемены. Как индивид, так и организация, проходят сходные стадии, прежде чем перемены будут завершены. Если менеджеры, задумавшие осуществить перемены, хорошо знакомы с этими стадиями, то в их руках оказывается полезная основа для планирования перемен в организации. Рассмотрим модель индивидуального восприятия перемен. Согласно Цутомо Мокунака процесс индивидуального восприятия изменений состоит из пяти этапов: негативной реакции, определяющего события, договоренности и приверженности, самопознания и закрепления перемен. Рассмотрим этот процесс параллельно с действиями, которые практикуются в системе кайзен для преодоления сопротивления переменам со стороны персонала. Начальная реакция работников бывает как правило, негативной. Обычная тенденция заключается в сопротивлении переменам, и требуется время, прежде чем индивид сумеет преодолеть инертность и начнет накапливать импульс к осуществлению перемен. В этот период уже заметно, что ситуация вокруг индивида меняется, но, однако, он пока не готов признать необходимость адаптации к новым условиям. Это трудный период, люди чувствуют себя неуютно: испытывают беспокойство, причину которого часто трудно четко описать словами. Это время, когда люди ощущают растерянность, они злятся, считают себя беззащитными и даже оскорбленными.
Постепенно, когда чувство недовольства и отрицания событий продолжает сохраняться, люди сознают, что их переживания являются не случайными, а представляют собой некий постоянный процесс. Обычно индивид теперь способен определить причину негативных эмоций и со временем накапливает все больше информации и фактов, относящихся к этой причине. Нарастает понимание того, что если «действовать, как обычно», то причина устранена не будет, и на каком-то этапе появляется осознание необходимости перемен. Иногда это проявляется как внезапное озарение, чаще же это понимание является результатом простого накопления факторов. Тенденция к сохранению существующего положения оказывается настолько сильной, что осознание необходимости перемен обычно не влечет за собой немедленное изменение поведения, помогающее адаптироваться к новым условиям. На многих осознание этого факта действует сковывающим образом; люди попросту не способны осуществить перемену, - так кролик застывает на дороге в лучах фар приближающегося автомобиля. В случае бездействия некоторые надеются на определенную награду в виде сочувствия и внимания. Большинство же людей осознание необходимости перемен заставляет серьезно задуматься над альтернативами существующему положению, они начинают понимать, что в случае бездействия «наказание» превысит трудности и неудобства, связанные с попыткой действовать как-то иначе - новым и неиспытанным образом. Как правило, на восприятие работником ситуации влияет информация о положении дел в организации: ухудшаются финансовые показатели, растут издержки, доля на рынке падает и т.д. Организация делает все, как обычно, но с большим трудом и с большими затратами. Моральный дух ухудшается, люди озадачены и расстроены отсутствием успеха. Начинаются взаимные упреки и обиды, возникают группировки, междоусобные войны и люди стараются защищать и оправдывать свои действия. В этот период возможны увольнения некоторых работников. Постепенно начинает осознаваться угроза лишения работы. Все эти обстоятельства неизбежно приводят к появлению мысли о переменах, которая приносит с собой опасения в способности действовать по-новому и боязнь лишиться положения и полномочий, обвинения в «дани моде» и прочее.
Важное значение в этих условиях имеет поведение инициатора перемен. Ему рекомендуется уделить время анализу глубинных причин и наметить стратегию преодоления спада, приступить к разъяснению причин спада и перемен, необходимых для его преодоления. Представляется необходимым мобилизовать как можно больше сторонников перемен; добиться их поддержки и приверженности переменам. Очень важно внушить чувство настоятельной необходимости быстрых перемен, четко, недвусмысленно и понятно объяснить, в чем состоят перемены и почему они нужны. Инициаторам перемен необходимо последовательно напоминать работникам о переменах и по возможности успокаивать их, внушать надежду, подчеркивать позитивные аспекты. Не следует увлекаться критикой старых методов, поскольку это может породить сомнения в компетентности менеджеров. Предпочтительнее показывать, что в прошлом используемые методы и принятые решения были продуктивными, но обстоятельства изменили правила игры. Учитывая обеспокоенность людей, желательно предложить им поддержку и помощь, для чего следует выделить ресурсы для переобучения и развития работников, обеспечить помощь на переходный период, консультации и т.п. Вместе с тем, необходимо мотивировать, вознаграждать и пропагандировать любые попытки поддержать перемены. Основой сотрудничества персонала с менеджментом является договоренность и приверженность. Чтобы укрепить свою решимость, люди часто склонны выступать с публичными заявлениями. Это усиливает импульс, движущий в направлении перемен. Договоренность с коллегами или начальником сигнализирует о намерениях и запускает процесс. Она обеспечивает также время, необходимое для планирования способа осуществления перемен и оправдывает поиск помощи. Появляется личная ответственность, она подкрепляет намерения и усиливает решимость, поскольку растут негативные последствия, связанные с сохранением статус-кво. Часто это оказывает стимулирующее действие: повышается настроение, возвращается чувство уверенности и энергия бьет ключом.
В большинстве организаций приверженность курсу на изменения проявляется в рамках процедур установления целей, принятых в организации. В других организациях могут существовать неформальные соглашения между коллегами или группами, которые в результате перемен оказались в иных отношениях, по сравнению с прежними. Формирование новых операционных подразделений (бригад), имеющее место при структурных изменениях, предполагает постановку задач перед группами, установление критериев успеха и процессов, обеспечивающих их выполнение. В некоторых организациях к этому подходят весьма не стандартно. Главный исполнительный директор может потребовать от своих подчиненных об уходе из «старой» организации и письменных заявлений о приеме на должность в новой организации. Считается, что таким образом подчеркиваются масштабы перемен и различия в поведении, которое потребуется в новых условиях. Существенное требование к инициатору перемен на данном этапе заключается в четком выявлении критериев, по которым будут впоследствии определять успех начинания. Важно также, чтобы эти критерии пронизывали всю организацию, чтобы они влияли на порядок определения задач и целей на различных операционных уровнях. Хотя некоторые общие критерии, возможно, останутся без изменений (особенно финансовые), организации также потребуются обратные связи, информирующие о том, как происходят задуманные изменения. Развитию успеха помогает самопознание. Проведение в жизнь перемен, согласно описанным выше стадиям, обычно служит расширению опыта и более глубокому самопознанию индивида. В результате он часто переосмысливает гораздо более широкий круг явлений, чем обстоятельства, непосредственно относящиеся к данной перемене. Человек начинает по-новому смотреть на вещи, иногда происходит переоценка ценностей и переосмысление отношений.
Большинство организаций сделают вывод, что в случае далеко идущих и радикальных перемен им для осуществления задуманного потребуются люди иной квалификации. Работники будут добиваться переподготовки и учебы, отвечающих их новым обязанностям. Для успешного выполнения повседневных операций работникам потребуются наставничество, консультации и помощь в процессе освоения новых функций. Современные методы осуществления перемен помогают более тесно увязать операции со стратегией организации. В долгосрочном плане, по мере роста доверия к своим новым ролям, работники часто стремятся к большему участию в выработке стратегии и планировании. Инициатор перемен обязан определить ключевые области компетенции, которые потребуются организации в средне- и долгосрочном плане для подкрепления стратегии, обусловившей перемены. Необходимо изыскать ресурсы для формирования этих ключевых навыков. После того как инициатор потратил время и энергию, чтобы придать импульс переменам, он едва ли вернется к традиционной роли. Ему пришлось бы снова потратить столько же усилий, энтузиазма, обмена информацией и консультаций, в противном случае работники проникнутся цинизмом в отношении происходящих перемен. Закрепление перемен как результат устойчивости нового поведения. На этой стадии новые реалии изменившейся ситуации становятся нормой. Лежащие в ее основе принципы и методы считаются «правильными»; появляется новая совокупность «проверенных и испытанных» подходов. На этой стадии, как и на предыдущих, многое зависит от инициатора перемен, и считается, что чем выше инициатор перемен расположен в организационной иерархии, тем эффективнее он сумеет изменить организацию и оказать влияние на создание новой организационной культуры. Соответствующая организационная культура рассматривается в концепции кайзен как один из наиболее важных факторов, способствующих проведению изменений, так и как результат этих изменений, способный придать им необратимость. То обстоятельство, что организация способна осуществить перемены, и то, что она доказала возможность это сделать, придаст ей уверенность, поэтому она быстрее идет на перемены, а это ускоряет их осуществление. Едва ли нужно говорить, что речь идет об исключительно ценном организационном преимуществе, которое делает организацию более конкурентоспособной и содействует росту прибыли. Для изменения культуры организации требуется много времени, поскольку люди верят в то, что они наблюдали в течение долгого времени. Толчок к переменам или даже хорошо продуманная и организованная инициатива в этом отношении значительно менее действенна, чем многолетняя инерция реально наблюдаемых событий. Японские специалисты считают, что концепция кайзен означает включение идеи постоянных небольших улучшений в «контракт» между работником и организацией, и, следовательно, в культуру организации. Когда небольшие улучшения воспринимаются не как цель, а как постоянная практика, людям в организации не только легче меняться, они приходят на работу в ожидании перемен, они готовы создавать их и отвечать за их осуществление. Кайзен означает континуум перемен, а не ряд пошаговых инициатив, чередующихся периодами «стабильности». Кайзен добивается этого разными путями, но преимущественно тем, что упор делается не на «перемены», а на улучшение процессов, здесь речь идет о том, что делать вещи становится проще, что улучшается их качество и снижается стоимость. Перемены в таком случае это не определяющий фактор, а результат удачного выполнения работы. В качестве элемента культуры - это весьма ценный подход. Пропаганда и поддержка этой формы «контракта» и такого подхода, разумеется, не может свестись к декларациям, рассчитанным на работников. Практика кайзен оказывается наиболее эффективной в сфере деятельности линейных менеджеров, руководителей групп и рядовых работников. Успешная практика кайзен, с ее ориентацией на трудовые процессы, направлена на улучшение того, что происходит именно на этом уровне. Кайзен особенно эффективна на уровнях бригадира и рядового работника в организационной структуре, так как вписывается в большинство организационных стратегий. Достоинством кайзен является то, что она предлагает два направления улучшения трудовых процессов: с одной стороны, постоянный процесс (в отличие от разовой инициативы, вроде реорганизации процессов), а с другой - ряд инструментов, применение которых помогает преобразовать трудовые процессы. Тех, кто использует стратегию кайзен, подкупает простота и ясность этой концепции. Масааки Имаи, один из признанных гуру кайзен, считает, что здравый смысл в использовании существующих систем и технологии часто способен дать лучшие результаты, чем иные крупные инвестиции. Его точку зрения на эффективность кайзен подтверждают результаты проведения изменений на многих японских предприятиях в Японии и за границей. Так, например, компания ТВМ Consulting, специализирующаяся на консультационных услугах в духе кайзен в 1995 году приобрела обанкротившуюся фирму Alexander Doll. Используя принципы решения задач на основе кайзен, межфункциональная группа направилась в гемба и собрала данные на всех стадиях производственного процесса. Среди первых выявленных проблем оказалась проблема, связанная с использованием системы серийного производства. Это означало, что перед каждой следующей операцией собиралась «очередь» из сотни частично собранных кукол. Помимо увеличения запасов незавершенного производства, при перемещении партий от одной операции к другой куклы получали повреждения. Группа заменила систему серийного производства непрерывной поточной линией и организовала поточное производство в одном месте, тогда как ранее оно было рассредоточено по территории всей фабрики. Результаты оказались внушительными: время производства одной куклы сократилось с 90 дней до 90 минут. Незавершенное производство кукол уменьшилось с 29 тыс. до 34 единиц, а производственные площади - с 2 тыс. кв. футов до менее 1 тыс. кв. футов. Производительность труда возросла с 8 кукол на человека в день до 25 кукол. Вместе с тем, следует отметить и недостатки или ограничения рассматриваемой концепции.Имеется достаточно случаев, когда внедрение кайзен в организации заканчивалось неудачей. Отмечается, что формирование культуры кайзен требует более продолжительного времени, чем, скажем, переход от функциональной структуры к структуре, ориентированной на различные категории покупателей. Причина большей продолжительности времени перестройки состоит в том, организационная культура в духе кайзен основана на синтезе и координации ряда элементов, необходимых для ее внедрения. Так, деятельность организации в системе кайзен должна базироваться на групповом мышлении и групповых действиях. Она требует высоко интегрированного межфункционального подхода. Ориентация на процессы иногда означает, что требуется более продолжительное время для демонстрации достоинств даже небольших улучшений. Будучи очень технологичной концепция требует значительного времени для выработки навыков владения инструментами кайзен, вроде анализа глубинных причин, исключения расточительства, действий в гемба, приемов экономного хозяйствования. Перечисленными методами надо овладеть, а их применение на предприятии предполагает экспериментирование и присутствие доброй воли со стороны работников. Поддерживать веру в их возможности можно короткое время, далее требуются убедительные доказательства достоинств. Хотя внедрение кайзен в организации - длительный и трудоемкий процесс, требующий большей заинтересованности, чем ограниченные изменения, когда этот процесс завершен, способность и готовность организации осуществить перемены резко возрастают.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |