Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сиротство- социальное явление, характеризующее образ жизни детей, оставшихся без попечения родителей

социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем.

Социальное сиротство рассматривается как социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и так далее..

Социальное сиротство связывается с целым комплексом причин: политических, социальных, медицинских, психологических и других причин.

По мнению В.С. Мухиной причинами социального сиротства являются природные катаклизмы (катастрофы, голод и тому подобное) и социальные потрясения - войны, межнациональные конфликты и другие явления, порождающие проблемы беженцев, вынужденных переселенцев.

К числу непосредственных причин социального сиротства, по ее мнению, относятся следующие:

- добровольный отказ родителей (чаще матери) от своего несовершеннолетнего ребенка, чаще всего это отказ от новорожденного в родильном доме. С юридической точки зрения отказ от ребенка - правовой акт, который официально подтверждается специальным юридическим документом. В течение 3-х месяцев родители (мать) могут изменить свое решение, и ребенок может быть возвращен в семью;

- принудительное изъятие ребенка из семьи, когда в целях защиты прав, жизни и интересов ребенка родителей лишают родительских прав. В основном это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители страдают алкоголизмом, наркоманией, ведут асоциальный образ жизни, недееспособны и так далее. Лишение родителей родительских прав - это также правовой акт, который осуществляется по решению суда и оформляется специальным юридическим документом.

К условиям, провоцирующим социальное сиротство, можно отнести следующие:

1) социально-экономические: безработица, невозможность получения жилья, снижение заработной платы, снижение общего материального уровня жизни, постоянный рост цен, невозможность организовать оздоровительные мероприятия и отдых детей, обнищание семьи, недостаточная экономическая поддержка молодой семьи;

2) кризис семьи: распад семьи, рост числа внебрачных детей, раннее материнство, рост семейного алкоголизма, наркомании, токсикомании среди родителей, рост правонарушений (родители отбывают наказание в тюрьмах, изоляторах, колониях и так далее, а дети находятся в детских домах);

3) педагогическая несостоятельность семьи: утрата традиций, отсутствие связи поколений, безнадзорность детей, снижение ценности семьи в обществе, снижение воспитательного потенциала системы образования, снижение ответственности родителей за воспитание детей, нарушение прав детей, жестокое отношение к ребенку;

4) снижение воспитательного потенциала системы образования: перекос в сторону обучения, снижение числа детских общественных организаций, сужение сферы внешкольной деятельности, переориентация системы дополнительного образования на образовательные услуги;

5) неэффективная государственная политика в области разработки четких правовых норм, регулирующих ответственность родителей за воспитание своих детей;

6) исчезновение системы воспитательной работы с детьми, подростками и родителями по месту жительства;

7) развитие детской и молодежной субкультуры, не учитывающей традиционных норм духовности и нравственности;

8) рост влияния СМИ массовой культуры на субкультуру молодого поколения. Как следствие - разрыв поколений, пропаганда через средства массовой информации новых форм и ценностей поведения детей и молодежи;

9) недостаточное развитие службы помощи детям, в том числе защиты их прав.

Из вышеперечисленных условий, порождающих социальное сиротство, одним из основополагающих является кризис современной семьи.

Проблема отказа матери от своего новорожденного ребенка - распространенное социальное явление. Роль социальных факторов в формировании искажений материнского поведения столь велика и очевидна, что многие исследователи непосредственно сводят именно к ним всю спорную проблему причинности социального сиротства.

Беличева С.А. выделяет две группы мотивов, по причине которых женщины отказываются от новорожденных детей. Одна из них, более многочисленная, - это трудная жизненная ситуация (отсутствие денег, жилья, неприятие родителей, категорический отказ мужа от ребенка). Другая группа с явными психологическими дефектами, нуждается в психологической и психиатрической помощи. Следует, однако, отметить, что граница между этими двумя группами не четкая. Можно выделить также женщин, родивших детей с врожденными дефектами, что часто является следствием нежелания иметь ребенка во время беременности.

Многие из матерей, бросающих своих детей, как бы повторяют наработанный стереотип поведения, так как многие из них на себе испытали последствия заброшенности при живых родителях.

Факторы риска социального сиротства можно систематизировать следую­щим образом.

Макросоциальный уровень образуют общесистемные или макросоциальные факторы риска социального сиротства:

1) социальные и экономи­ческие процессы, происходящие в регионе (бедность, безработица, социаль­ная напряженность, межнациональные и межрелигиозные конфликты, войны, природные и техногенные катастрофы);

2) криминогенность обстановки в об­ществе в целом, в том числе уровень молодежной и несовершеннолетней пре­ступности;

3) культура, ценности семьи и детства, широта распространения практик жестокого обращения родителей с детьми, распространенность алкого­лизма и наркомании, культура контрацептивов и распространенность несовер­шеннолетней беременности;

5) реклама алкоголя, пива, никотина, пропаганда жестокости и насилия в средствах массовой информации;

6) разрушение инсти­тута родительства, трансформация семейных отношений и место ребенка в этих отношениях снимает львиную долю ответственности с родителей за воспитание ребенка и перекладывает ее на школу, детский сад, социальные службы.

Институциальные, или институциально-обусловленные факторы включа­ют:

1) нарушение функционирования социальных институтов, связанных с со­циализацией, воспитанием и обучением детей (семьи, школы, дошкольных и

внешкольных учреждений, ПТУ и др.), в результате чего дети не осваивают це­лые пласты социальных отношений, необходимых для полноценного развития личности;

2) качество инфраструктуры социализации и социальной поддержки (социальные педагоги школ, социальные работники, медицинские работники, социальные службы, КДН - поздняя выявляемость, отсутствие либо низкий уровень работы учреждений и специалистов, осуществляющих профилакти­ку и реабилитацию, нескоординированность их действий, отсутствие оператив­ной системы получения информации от детей, находящихся в социально опас­ном положении, формирование программ профилактики без участия детей);

3) связанные с сообществом - проживание в неблагополучном соседском окруже­нии, дезорганизация сообщества, недостаток или отсутствие связей с соседями, особенно криминализация и наркотизация молодежной среды (рост детского алкоголизма, токсикомания, распространстве наркомании, ВИЧ, болезней ППП, рост тяжких преступлений, рост числа детей, вовлеченных в ранние сексуаль­ные отношения, в экстремистские группировки и деструктивные секты).

Микросоциальный и индивидуальный уровень образован следующими фак­торами:

1) особенности физического, психического, интеллектуального разви­тия ребенка, состояние его здоровья, специфические особенности его жизнен­ного пути;

2) успеваемость в школе, агрессивное поведение, невыполнение школьных обязанностей, пропуски школьных занятий;

3) гиперактивность и импульсивность, низкий интеллект и умственную отсталость, отчуждение и от­сутствие социальных обязанностей, дружба со сверстниками, вовлеченными в криминальную деятельность и употребляющими наркотики;

4) состав семьи, современные экономические условия жизнедеятельности семьи; низкий доход, плохие жилищные условия, образовательный статус, культура семьи, эмоцио­нальная, социальная незрелость, алкоголизм, наркоманию, отклонения характе­ра родителей, нарушения их физического и психического здоровья; медико-социальные проблемы (инвалидность, хронические заболевания членов семьи); социально-демографические факторы (неполная или многодетная семья, семья с повторным браком и сводными детьми, криминальное прошлое членов семьи);

5) дисфункциональные детско-родительские отношения как фактор депривации: социально-психологические проблемы, связанные с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями между супругами, родителями и детьми; педагогическая несостоятельность родителей; слабый родительский контроль и слабая дисциплина, семейные конфликты; нарушение привязанно­сти в детско-родительских отношениях со стороны взрослого (переживание ре­бенком ненадежности окружающего мира и собственной уязвимости); синдром депривации: депрессивные реакции, нарушения общения, речи, моторики.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Следует подчеркнуть, что особую тревогу вызывает влияние семейного неблагополучия на состояние и воспитание ребенка | Показатели социально-психологической характеристики семьи, испытывающей риск депривации ребенка
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.