Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Затраты, связанные с качеством продукции




Охрана ресурсов.

Истощение и деградация ресурсов.

Ресурсы - все извлекаемое нами из природной среды для удовлетворения своих потребностей и желаний (чистый воздух, питьевая вода, нефть, железная руда, древесина, культурные растения).
Большая часть ресурсов требует для своего употребления определенных условий, определенного развития технологии (например, нефть, никелевые руды, бокситы). Значит, все, что угодно может стать ресурсом при соответствующих технологии и потребностях.

Типы ресурсов:

? исчерпаемые (возобновимые и невозобновимые)

неисчерпаемые (солнечная энергия, энергия ветра, приливов, геотермальная энергия и т.д.

Невозобновимые ресурсы существуют в ограниченных количествах (запасах) в различных частях земной коры. Примерами являются медь, алюминий, уголь и нефть.
Невозобновимые ресурсы считаются экономически истощенными, когда выработаны 80% их оцененных запасов. По достижении этого предела разведка, добыча и переработка остающихся запасов обходится дороже розничной цены.
Некоторые виды невозобновимых ресурсов могут использоваться повторно или циклически, увеличивая, таким образом, потенциал использования ресурсов алюминия, меди, железа или, например, стекла.
Утилизация или рециркуляция - переработка ресурсов в новую продукцию (алюминиевые банки).
Повторное использование - использование ресурса в той же форме (стеклянная бутылка).

Потенциально возобновимые - ресурсы, запасы которых хотя и могут быть истощены или загрязнены в результате слишком быстрого потребления, однако в нормальных условиях восстановятся в результате естественных процессов (деревья, пресные воды рек и озер, почвы, дикие животные).
Уровень устойчивого потребления - наиболее высокая скорость, при которой возобновимые ресурсы могут быть использованы без снижения возможности их возобновления. При превышении уровня устойчивого потребления происходит деградация ресурса.

Охрана ресурсов заключается в использовании, управлении и защите ресурсов, с тем чтобы ими могли пользоваться в устойчивом режиме как настоящее, так и будущее поколения.

Абсолютная недостаточность ресурсов возникает, когда нет достаточных или доступных запасов ресурсов для удовлетворения имеющихся или будущих потребностей.
Относительная недостаточность ресурсов возникает тогда, когда ресурсов еще хватает для удовлетворения потребностей, но их распределение не сбалансировано

 

Национальная политика в экономической сфере направлена на подъем качества отечественной продукции для достижения ее конкурентоспособности как на внутреннем, так и на внешнем рынках и обеспечения на этой основе устойчивого развития экономики страны и интеграции ее в мировую экономику.

Сегодня эффективное управление качеством продукции и услуг предусматривает обязательное определение затрат на качество.

Построение системы управленческого учета с точки зрения потребностей менеджмента качества должно осуществляться на любом предприятии на базе стратегического целевого учета через механизм анализа рынка. Центральное место в системе управленческого учета занимают цели предприятия в области улучшения качества продукции (услуг) и контроль за их достижением, т.е. реализация принципа непрерывного

совершенствования. Одна из задач - постоянно анализировать процессы на всех этапах жизненного цикла продукции («петля качества»), чтобы непрерывно улучшать ее качество и своевременно адаптироваться к изменениям внешней среды, т.е. принимать верные управленческие решения.

Жизненно важно спланировать и скоординировать все решения и действия предприятия в области качества, обеспечить их ресурсами, увязать процессы деятельности с материальными, трудовыми и денежными потоками в рамках основного бюджета Предприятия. Анализ затрат и выгод важнейший элемент системы управления качеством, ориентированной на экономичность.

В международных стандартах, устанавливающих требования к системам качества, отмечается, что затраты, связанные с качеством классифицируются внутри предприятия согласно с его собственным критерием.

При этом к затратам, связанным с качеством, относят затраты возникающие при обеспечении и гарантировании удовлетворительного качества, в том числе при совершенствовании качества, а также связанные с потерями, когда недостигнуто удовлетворительное качество

К составляющим затрат на основе метода калькуляции затрат по трем категориям получившим название «ПОД»: профилактика или предупреждение (П), оценивание (О), дефекты (Д) относятся:

а) затраты на профилактику, связанные. с деятельностью по предотвращению дефектов (например, обучение персонала, метрологическое обеспечение производства и др.);.

б) затраты на оценивание, включающие затраты на испытания, контроль и обследование для оценки выполнения требований к качеству,

в) внутренние затраты, являющиеся следствием дефектов, возникающих до поставки продукции из-за того, что продукция не отвечает требованиям к качеству (например, повторное предоставление услуги, вторичная обработка, переделка, повторные испытания, брак);

 

Таблица 1 - Рекомендуемые в международных стандартах ИСО 9004 -_ 1:1994 г. методы калькуляции затрат на качество_'

Элементы затрат' -1-—- Метод калькуляции внутренних и внешних затрат на качество - ПОД Метод калькуляции затрат, связанных с процессами Метод определения потерь вследствие низкого качества Примечания
1—........— на профилактику +     Затраты на пре-. дотвращение де­фектов
на оценивание +     Затраты на испы­тания, контроль, обследование
связанные с дефектами +(+)   Затраты на ис­правление дефек­тов, проявляю­щихся до и после поставки, про­дукции
стоимость соответствия   +   Затраты на пол­ное удовлетворе­ние потребителя без изменения имеющегося процесса
стоимость несоответствия   +(+)   Затраты на пол­ное удовлетворе­ние потребителя за счет измене­ния имеющегося процесса
материальные, потери     +(+) Затраты внутрен­ние и внешние вследствие де­фектов
нематериальные потери     +(+) ' Снижение произ­водительности труда

Обозначения: (+) - затраты в результате внешних работ (внешние затраты);

г) внешние затраты, являющиеся следствием дефектов, т. е. затраты, возникающие после поставки продукции, когда выясняется, что продукция не отвечает требованиям к качеству (например, техническое обслуживание и ремонт продукции; гарантии и возвраты; прямые затраты и скидки, связанные с изъятием продукции, издержки, обусловленные несением юридической ответственности за качество продукции).

Метод калькуляции затрат, связанных с процессами. Здесь используются понятия стоимостей соответствия и несоответствия любого процесса, причем каждая из них может быть источником экономии средств. При этом принимается, что стоимость соответствия - это затраты, понесенные, с целью удовлетворения всех сформулированных и подразумеваемых запросов потребителей при безотказности существующего процесса; стоимость несоответствия - это затраты, понесенные из-за нарушения существующего процесса.

Метод определения потерь вследствие низкого качества. При данном подходе основное внимание уделяется внутренним и внешним потерям, вследствие низкого качества и определению материальных и нематериальных потерь. Типичным примером внешних нематериальных потерь является сокращение в будущем объема сбыта из-за неудовлетворенности потребителей. Типичные внутренние нематериальные потери возникают в результате снижения I производительности труда из-за переделок, неудовлетворительной

эргономики, неиспользованных возможностей и т. п. К материальным • потерям, относят внутренние и внешние затраты, являющиеся следствием дефектов.

Отправной точкой в определении затрат на качество является их классификация, т. е. определение состава и структуры затрат, сгруппированных по определенному признаку. Проведенные исследования показали, что наиболее распространенным методом классификации указанных затрат на отечественных и зарубежных предприятиях является метод А. Фейгенбаума. получивший название ПОД, - модель названа по первым буквам трех категорий затрат на качество '-t предупреждение, -оценивание, - дефект.

; А. Фейгенбаум объединил затраты на качество в три группы:

1. Затраты на оценку качества продукции - это стоимость оценки достижения требуемого качества работ, выполняемых на любой стадии петли качества.

2.3атраты на предупреждение возникновения дефектов - т. е. на исследование, предупреждение и снижение роста несоответствия или дефекта.:,

3. Затраты, обусловленные внутренними и внешними отказами продукции. [1пюярцт'\ф.

Такая классификация критикуется некоторыми специалистами потому, что затраты, необходимые для обеспечения качества (группы 1 и 2), приравнивают к потерям (группа 3), а это не позволяет сравнить затраты на повышение качества и потери. Кроме того, при такой классификации могут возникнуть затруднения, так как некоторые элементы с равным основанием можно отнести к любой из трех категорий затрат.

Согласно первой версии международных стандартов по управлению качеством МС ИСО серии 9000 затраты на качество подразделяются на производственные, осуществленные организацией с целью достижения и обеспечения требуемого уровня качества, ' и непроизводственные, связанные с подтверждением k.качества продукции и предъявлением потребителю объективных, доказательств этого качества. Разница с моделью А. Фейгенбаума лишь в том, что появились непроизводственные затраты, связанные с проведением демонстрационных испытаний.

Японские специалисты, проанализировав классификацию затрат на обеспечение качества, отметили ее основной недостаток, заключающийся в невозможности оценить экономическую эффективность затрат, которая определяется сравнением затрат и потерь, и предложили в основу классификации затрат положить принцип полезности, разделив их на две категории: расходы на проведение работ по обеспечению качества и убытки, вызванные неудовлетворительной деятельностью в области качества.

Японская модель, согласуясь с содержанием стандартов ИСО серии 9000, кардинально отличается от американского подхода, так как в ее основу положена концепция, ориентированная не на продукцию, а на деятельность по обеспечению качества и оценку ее результатов. Поэтому расчеты затрат на обеспечение качества представляют собой определение стоимости работ, цель которых - уменьшение общих затрат путем увеличения стоимости мероприятий по предупреждению несоответствий и дефектов. В результате должны уменьшиться затраты на оценку качества и расходы, обусловленные браком. Экономическая эффективность оценивается путем сравнения затрат с затратами, а не затрат с доходами. Такой подход, который можно назвать "управленческим", позволяет разрешить тупиковую ситуацию, сложившуюся в экономических исследованиях по проблеме затрат на качество, и дает ответы на принципиально важные вопросы: чем отличается себестоимость продукции от затрат на качество; какую долю в себестоимости продукции, услуг и работ занимают затраты на качество и т. п.

В рамках концепции TQM предложен новый подход к классификации затрат на качество. В данном подходе они отражаются как полные затраты на каждый процесс. Затраты на процесс группируются по двум основным критериям: на обеспечение соответствия требованиям и вызванные несоответствием.

Затраты на соответствие - это внутренние затраты на обеспечение наиболее эффективным способом соответствия продукции или услуг декларированным (заявленным) стандартам, определяемым заданным специфицированным процессом. Это минимальные затраты на специфицированный процесс.

Затраты вследствие несоответствия - это затраты из-за неэффективности специфицированного процесса, а именно стоимость затраченного времени, материалов и ресурсов, связанных с процессом поступления, производства (исправления) и отгрузки неудовлетворительной продукции и услуг. Преимущество концепции TQM в том, что она требует управления процессами, а не только конечными результатами.

Современное понятие затрат на качество включает: затраты на оценку качества; затраты на обеспечение качества; затраты на улучшение качества; затраты на управление качеством. Классификация затрат на качество является целевой, в ее основе должен лежать признак центров ответственности (места их возникновения).,

В нашей стране разработана классификация затрат на качество по видам деятельности, которая согласуется с содержанием международных стандартов ИСО 9000 и японской моделью. Модель менеджмента затрат на качество по видам деятельности в СМК (процессов) основана на классификации затрат по принципу полезности ("затраты полезные" и "затраты бесполезные" - убытки).

Исходя из теоретических • и практических исследований необходимо отметить, что в основе классификации затрат на качество продукции должны лежать признаки места их возникновения, виды и носители затрат. (табл.2)

Все затраты на качество (если не рассматривать их постатейно) можно разделить на три группы: затраты на улучшение качества, на обеспечение качества и потери от несоответствия. Необходимость разграничения их в учете на группы обуславливается их различной экономической природой, различным значением для оценки результатов деятельности предприятий.

Основным требованием к классификации является наиболее полный охват всех затрат, связанных с качеством продукции и влияющих на него, а также полная характеристика, отражающая сложный и многофакторный характер процесса формирования качества. В связи с этим классификация затрат на качество должна охватывать все стадии создания и потребления продукции, в нее следует включать максимально возможное число признаков (табл.3)

Кроме того, возможна и их классификация на затраты (расходы) изготовителя и другие расходы. Последние учитываются в управлении качеством на фирмах, и хотя их не несет непосредственно изготовитель, они в значительной степени влияют на общие расходы фирмы и нередко включаются в основные статьи затрат на комплексные системы обеспечения качества продукции. К ним относятся: косвенные расходы; расходы поставщиков; непредвиденные расходы; затраты на аппаратуру в рамках информационного обеспечения системы качества; затраты, связанные с потребителем продукции.

Из вышесказанного следует, что затраты на качество делятся на предпроизводственные, текущие в процессе производства и послепроизводственные.

 

Таблица 2 - Категории затрат на качество

Группы затрат Носители затрат
На предотвраще­ние (контроль) брака Входной контроль Контроль в ходе выполнения операций Лабораторный контроль Внелабораторные подтверждения Организация тестирования Обслуживание и текущий ремонт тестового оборудования. Проверка качества Калибровка оборудования для проверки качества Сопровождение и текущий ремонт производственного оборудования
На оценку каче­ства Разработка методов обеспечения качества Планирование мероприятий по обеспечению качества Разработка и конструирование оборудования для контроля качества Обучение методам контроля и обеспечения качества Проекты по повышению качества Сбор данных о качестве, анализ и отчеты. Статистический контроль процесса Деятельность по управлению другими процессами, направленная на предотвращение брака Бухгалтерский учет затрат по производственным отклонениям
На внешний брак Гарантийное обслуживание Ремонты Обслуживание заказчиков Возвращенные товары Возвращенные отремонтированные товары Исследование дефектов Судебные иски, связанные с обязательствами по продукции Потеря доходов из-за плохой репутации у заказчика (затраты, связан­ные с упущенными возможностями)
На внутренний брак ♦ Учет брака Повторная обработка Контроль после повторной обработки Перевод в более низкую категорию качества из-за дефектов Простои, вызванные дефектом продукции Анализ брака

 

Таблица 3 - Обобщенная классификация затрат на качество

 

Признак классификации Группа затрат
Целевое назначение На обеспечение качества На улучшение качества На управление качеством
Время возникновения Текущие Единовременные
Вид затрат Производительные Непроизводительные
Метод определения Прямые Косвенные
Возможность учета Поддающиеся прямому учету Не поддающиеся прямому учету Затраты, которые экономически нецелесообразно учитывать
Возможность оценки Планируемые Фактические
Объекты формирования и учета Продукция Процессы Услуги
Отношение к производственному процессу На качество в основном производстве На качество во вспомогательном производстве На качество при обслуживании производства
Виды работ и мероприятий На контроль и испытания На содержание служб качества Обусловленные дефектами изделий На мероприятия по обеспечению и повышению качества продукции
Источники возмещения Банковские кредиты и займы Себестоимость продукции и др.
Места осуществления Предприятие, цех, участок, бригада Отдел Рабочее место
Цептры возникновения При разработке изделия При изготовлении изделия При использовании изделия
Вид учета Оперативный Аналитический Бухгалтерский Целевой

Не возмож н о полностью исключ ить затраты на качество, однако они могут быть приведены к приемлемому уровню. Не^торые виды затрат на качество являются явно неизбежными, в то время, как некоторых можно избежать.

Избежать можно тех затрат которые могут исчезнуть, если будет отсутствовать дефект, или

которые будут уменьшаться, если количество дефектов уменьшиться. Можно избежать затраты на:

• неиспользованные материалы;

· доработку и\или переделку дефектов (исправление дефектов);

• задержки, излишнее производственное время, вызванные дефектным продуктом;

• дополнительные проверки и контроль для выявления уже известного процента дефектов;

• риски, в том числе по гарантийным обязательствам;

• потери продаж, связанные с неудовлетворенностью потребителя.

Неизбежные затраты - это те, которые еще необходимы, как страховка, даже если уровень дефектности очень низкий. Они используются для поддержания достигнутого уровня качества, для обеспечения сохранения того низкого уровня дефектов.

• Неизбежные затраты могут включать в себя затраты на: функционирование и аудит системы качества;

• обслуживание и калибровка испытательного оборудования;

• оценка поставщиков;

• обучение вопросам качества;

• минимальный уровень проверок и контроля.

Затраты на качество могут быть минимизированы, однако любая мысль о том, что они могут быть сведены к нулю - это заблуждение.

ЗАТРАТЫ НА КАЧЕСТВО И УРОВЕНЬ ДОСТИГНУТОГО КАЧЕСТВА Общие затраты на качество

Сумма вс ех затрат на качество составляет Общие Затраты на Качество. Взаимосвязь между всеми затратами на качество, общими затратами на качество и уровнем достигнутого качества обычно представляют так, как это показано на рис.2. Общие затраты на качество складываются из затрат на предупредительные мероприятия, затрат на контроль и потерь (внешних и внутренних). С изменением достигнутого уровня качества изменяются и величины составляющих затрат, и соответственно, их сумма -общие затраты на качество.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1252; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.