Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Физическая культура как средство и способ деятельности




Понятие «деятельность» будем воспринимать как специфическую человеческую форму активного отношения к окружающему миру. Любая деятельность, в том числе и физкультурно-спортивная, включает цель, средства, результат и сам процесс деятельности. Цель и результат в этом виде деятельности, при прочих равных условиях в существенной мере зависит от силы, устойчивости и иерархической структуры мотивационной сферы личности и доминирующей установки, обеспечивающей целенаправленный характер протекания субъектной деятельности. С точки зрения системного подхода цель и результат физкультурно-спортивной деятельности находятся вне самой системы ФК (или системы физического воспитания в более узком, конкретном смысле). Будем подразумевать, что человек, решивший заниматься физическими упражнениями, считает для себя ценности ФК высоко значимыми, а. Следовательно, у него есть определённые мотивы использовать эти ценности в своей повседневной жизни. Поэтому от выбора средств в значительной мере зависит результат деятельности. Но ещё более существенную роль при обеспечении положительного результата играют способы использования средств ФК, т.е. методы физического совершенствования. Именно на средствах и методах ФК и сосредоточим своё внимание.

Если мы рассматриваем человеческую деятельность как целостную систему, то физкультурно-спортивная деятельность выступает одной из её подсистем. Человеческая деятельность является основной движущейся силой прогресса общества и атрибутом существования общества. Без неё невозможно появление, какой бы-то ни было культуры. Напомнить следует, что именно культура является отличительным признаком человеческой жизнедеятельности от других форм живой природы.

Существуют различные классификации форм деятельности, в которых выделяют её различные виды: материальная и духовная; трудовая и нетрудовая; репродуктивная и продуктивная и т.п. В свою очередь каждый из этих видов деятельности включает определённый род деятельности. В таком аспекте ФК в целом выступает как средство деятельности, используемое для достижения конкретных целей. В зависимости от установок и ценностных ориентаций в русле ФК этими целями могут быть: улучшение состояния здоровья, повышение уровня развития физ.качеств, формирование хорошей фигуры, ориентацией досуга, получить заряд положительных эмоций, получить психологическую закалку (укрепить волю и др. психологические качества и свойства личности) и т.п.

Обеспечивая реализацию подобной конкретной лично (да и социально) значимой цели, человек использует совокупность ценностей ФК. В этом случае совокупность ценностей ФК вообще и разнообразные физические упражнения в частности выступают средствами деятельности в широком смысле. Родовое понятие «физкультурно-спортивная деятельность» решает ряд специфических задач, которые представляют определённую часть задач общечеловеческой деятельности (например, развитие необходимого уровня двигательных качеств – силы, быстроты и т.п. – для успешной трудовой деятельности). Именно в этом контексте ФК и выступает средством деятельности. Она является таковым только в определённых системах координат.

Если рассматривать общечеловеческую деятельность как систему, то другие виды (рода) деятельности являются её компонентами и играют роль средств (в широком смысле), обеспечивающих достижение системой в целом полезного результата. Например, для научного сотрудника средством деятельности (профессиональной) является наука в целом; для преподавателя – педагогика (как совокупность дидактики и воспитания). Хотя, строго говоря, и в науке, и в педагогике существуют свои общие и специфические средства. В этом контексте средства рассматриваются в узком смысле. В этом случае начало координат анализа структурных компонентов системы деятельности уже будет иным.

Так, рассматривая науку, педагогику и т.п. как систему, мы выделяем в ней ряд компонентов, один из которых – средства. Поэтому ФК, как средство деятельности, мы рассматриваем только в русле системы общечеловеческой деятельности. Если же система ФК выступает в качестве самостоятельной структуры, то в ней выделяют ряд компонентов: формы, методы, средства, принципы и т.п. Иначе говоря, ФК из средства деятельности превращается в процесс деятельности с перечисленными выше атрибутами.

В качестве средств ФК выступают физические упражнения, естественные силы природы и гигиенические факторы; первые из них являются основными, а остальные – вспомогательными. Необходимо отметить, что чрезвычайно важное значение в практике физкультурно-спортивной деятельности имеют методы (способы, пути) использования физических упражнений. Под «методом» (от греческого – путь исследования, познания) понимают совокупность способов, путей, приёмов теоретического или практического освоения действительности. ФК, как способ деятельности, подразумевает использование различных её форм в рамках деятельностного подхода, в плане реализации принципа деятельности, конкретизированного в специфических механизмах формирования вторичных ценностей – результатов процесса физического совершенствования. В этом контексте физкультурно-спортивная деятельность понимается как способ деятельности в широком смысле. В более узком смысле – способ деятельности при использовании средств ФК обычно дифференцируют на методы: обучения, развития, воспитания.

Методы обучения в процессе физ. воспитания включают группы вербальных (словесных), наглядных и практических методов. При обучении любому новому двигательному акту, приёму, действию необходимо занимающимся пройти три обязательных дидактических стадии: ознакомление, разучивание, совершенствование (тренировка).

На стадии ознакомления у обучаемых должно быть сформировано представление о разучиваемом упражнении, действии. Здесь ведущую роль играют словесные и наглядные методы. На стадии разучивания и совершенствования на первый план выступают практические методы, которые подразделяются на группу методов строго регламентированного упражнения и группу методов частично регламентированного упражнения. Здесь термин «упражнение» не надо путать с физическим упражнением как основным средством ФК. В данном случае упражнение выступает как один из общепедагогических методов (в смысле упражняться в чём-либо, в том числе в выполнении каких-либо двигательных действий, приёмов).

Заключение.

Сегодня мы рассмотрели один из интересных, хотя и довольно сложных, вопросов теории ФК. Вопросы аксиологии вообще и в области ФК в частности связаны с субъективной оценкой различных сторон природы и общества. Аксиология, как учение о ценностях, их структуре и месте в объективной реальности, отражает взгляды человека, социальных групп, наций на признание этих ценностей значимыми факторами для личности и общества. Они играют (если признаются таковыми) важную социокультурную роль в жизни каждого индивида и человечества в целом.

Через ценностные ориентации, как составную часть структуры личности, человек определяет своё отношение, поведение и деятельность, выраженную в совокупности его потребностей, мотивов, интересов. Ценностные ориентации отражают уровень культурных достижений, цивилизованность общества. Частью общей культуры является культура физическая, следственно, её ценности выступают составной частью (подсистемой) системы общечеловеческих ценностей. Функции ФК подразделяются на первичные и вторичные. Первичные ценности представлены материально-духовными факторами: спортивные сооружения, теоретические основы физического воспитания и т.п., иными словами – всё то, что используется в процессе физического совершенствования.

Вторичные ценности рождаются в результате функционирования системы ФК, как детерминанты совокупного влияния её составных частей (первичных ценностей). Интегративное качество системы фиксируется в результирующем её воздействии на различные параметры жизнедеятельности организма человека и его психики, а также на трудовую (учебно-познавательную) деятельность. Вторичные ценности ФК обладают высоким уровнем субъективности и обусловлены направленностью личности, спецификой мотивационной сферы, структурой установок и приоритетом ценностных ориентации. Совокупность этих факторов в сочетании с методически грамотным использованием первичных ценностей обеспечат эффективное достижение цели системы ФК и решение её конкретных задач.

Контрольные вопросы.

1. В чем проявляется сущность физической культуры и её исторические корни. Спортивные праздники (агоны) в Древней Греции.

2. Основная характеристика ФК (направленность, средства, общая организация) в родовом обществе. 3. Роль и место ФК в рабовладельческом и феодальном обществе. 4. Возникновение и развитие различных систем физического воспитания в буржуазном обществе. 5. Основные черты системы ФК в СССР.

6. Современные тенденции в развитии ФК в Российской Федерации. 7. Что такое социализация личности и какова роль ФК в этом процессе. 8. Дайте определение аксиологии. Охарактеризуйте основные ценности ФК (элементы её материальных и духовных ценностей). 9. Общее понятие о функциях ценностей ФК (первичные и вторичные ценности).

10. Сущзность человеческой деятельности, специфика физкультурно-спортивной деятельности.

11. Основные положения концепции субъектно-объектного характера ценностей ФК.

12. Роль мотивации, установки и ценностных ориентаций личности в процессе физического совершенствования. 13. Как вы понимаете выражение «ФК как средство деятельности» в широком и узком смысле? 14. Перечислите средства ФК и дайте их краткую характеристику. 15. Что такое физические упражнения и почему они являются основным средством ФК?

16. По каким существенным признакам можно классифицировать физические упражнения? 17. Дайте определение понятию «метод». Какие методы используют для решения педагогических задач физического совершенствования? 18. Назовите три дидактические стадии при обучении физическому упражнению, двигательному действию. Дайте их краткую характеристику.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 718; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.